В ноябре все смешалось: зима и осень.
Желто-красные листья и белый снег.
И мне нравится все это очень-очень,
Марафон двух сезонов, волшебный забег…
Заноябрило.
Город накрыло тучами. По утрам из них шёл мокрый снег. Ложился на землю, укрывая чёрные бугры белой ватой. Но не задерживался — таял, образуя под ногами грязное месиво. К обеду снег сменялся дождём. Холодный, противный и какой-то слишком мокрый. От него не спасал даже зонт. Потому что ветер был с дождём в сговоре и дул то с одной стороны, то с другой, прочерчивая косые дождевые линии так, чтобы человек был мокрым. Потемневшие от холода листья прилипали к асфальту, и даже метла дворника иной раз не могла их оторвать. Казалось, что они из последних сил держатся за мир, в котором есть жизнь, хотя сами были безнадёжно мертвы.
Олег возвращался домой утром с ночной смены. И думал о том, что в ноябре утро от вечера неотличимы: одна серая масса. А в середине — небольшой оазис светового дня. И это если тебе повезёт выйти на улицу. А если ты в это время на работе, то у тебя два состояния: утро — вечерняя серость и ночная чернота. Ноябрь длился всего неделю, а ему он казался бесконечно длинным, затяжным. Как будто сидишь в кабинете стоматолога и единственная мысль: «скорее бы это закончилось».
Мужчина шёл по серой улице, и мысли у него были такие же невзрачные. Два года назад он развёлся, и жизнь как будто вмиг потеряла все краски. Нет, он не жалел о случившемся — последние годы брак был мучительно трудным. Они оба поспешили, не узнали друг друга как следует и страсть приняли за любовь. Только страсть проходит и на смену ей приходит уважение и что-то более глубокое. Это в идеале, конечно. У них так не случилось. И из четырёх лет брака два прошли в выяснениях отношений.
Спустя время Олег думал, что сейчас поступал бы иначе. За это время уже давно прошла обида, внутри всё успокоилось. И отношения с Юлей стали ровными, можно сказать, приятельскими и даже более понимающие, чем в период брака. Просто у каждого отпали, словно осенний лист, ожидания. А нет ожиданий — нет и претензий. В прошлые выходные он забирал их общую дочь, и бывшая жена сообщила, что после Нового года выходит замуж. Внутри что-то укололо. Нет, не ревность, а скорее досада на самого себя. У неё получилось жить дальше, а у него как-то пока не особо.
Внешне всё хорошо: работа, друзья, прекрасная дочурка. Но внутри словно чего-то не хватает. Чего-то светлого. Того, ради чего хочется вставать по утрам, вспоминать и улыбаться, думать об этом, ждать.
А может это просто ноябрь? И больше всего хочется солнца, которое появится только с наступлением морозов. Может, конечно, и раньше. Но какой толк в ноябрьском солнце? Не греет, не осушает, и толком не освещает.
До дома оставалось немного, когда он увидел магазин перчаток и шапок. Пошевелил пальцами в карманах и подумал, что пора купить перчатки. Свои он потерял весной, и теперь руки часто мёрзнут.
«Зайду сейчас, а то потом опять забуду» — решил он и направился к светящейся двери.
Продавец подняла на него взгляд и убрала в сторону какие-то разноцветные бумажки.
— Здравствуйте! — звонко приветствовала она его.
Олег невольно улыбнулся.
— Доброе утро.
— Что-то конкретное ищете?
— Перчатки. Зима на носу.
— Отлично! Сейчас я подберу для вас идеальную пару. Какие предпочитаете? Кожа, шерсть, синтетика?
— Упс, я как-то об этом не подумал... Наверное, простые, вязанные.
— Понятно. Минуточку...
Женщина подошла к стеллажу с перчатками.
— Свой размер вы, конечно, тоже не знаете?
— Я даже не знал, что у перчаток есть размер. Я думал, есть большие, средние и маленькие.
— Ну суть вы уловили, а цифрами можно не забивать себе голову.
— Вот спасибо, — улыбнулся Олег.
Эта улыбчивая женщина нравилась ему. Было в ней что-то отличное от его хмурого настроения. Как будто в чёрный кофе капнули молока. Или в тёмной комнате зажгли ночник мягкого свечения. Словом, она была контрастом, но, конечно, Олег этого не осознавал. Пока ему была приятна эта весёлость и готовность помочь.
— Смотрите. Я сейчас достану вам разные варианты. Вы посмотрите всё, покрутите, пометьте, а потом выберете. Иногда бывает так, что человек хотел кожаные, а померил вязанные митенки и снимать не хочет. Можно вашу ладонь?
Олег протянул руку. Пальцы у женщины были тёплые, а кожа гладкая и нежная. Она легко повернула его ладонь в разные стороны.
— Десять или десять с половиной, — вынесла вердикт. — Сейчас подберём.
Одну за другой она доставала перчатки и выкладывала на прилавок с комментариями:
— Классика. Вот эти варианты очень тёплые. Здесь кожа и подкладка из кашемира. Кожа чем хороша: не намокает и если качественные перчатки, то носить вы их будете долго. Ну пока не потеряете точно, — женщина улыбнулась.
Наклонилась к прилавку и вытащила следующую стопку перчаток.
— Это шерстяные. Влагозадержанием похвастаться не могут, но хорошо греют, их проще сочетать с любой одеждой, они более практичные. И видите, расцветок больше. Можно хоть в каждую куртку по паре положить, чтобы точно не выйти из дома без них.
— Я не могу похвастаться ассортиментом курток в своём гардеробе, — засмеялся мужчина.
— Тогда вам проще определиться с выбором! Поверьте, когда его слишком много — это тоже проблема, как если бы его не было.
— А эти? — Олег указал на стильные коричневые перчатки за стеклом.
— На эти не смотрите, — покачала головой продавец. — Замша. Чисто для красоты и стиля. Не согреют. Я ведь правильно понимаю, вам для тепла?
— Абсолютно правильно. Просто эти красивые.
— Да, стильные, но они больше декоративные, непрактичные, даже если и выглядят, как тёплые. Так же, как и митенки. Если вы много времени проводите на улице, то это не ваш вариант — пальцы быстро замёрзнут. Хотя выглядят они классно. Их часто предпочитает молодёжь и спортсмены.
— Название такое смешное — митенки. Как будто перчатки для Мити. Или для митинга.
— Это от французского, в переводе означает «перчатки». Не знаю, почему именно к ним прилипло это название. Но вот смотрите, если вам нравятся митенки, есть трансформеры. Можно и закрыть пальцы и открыть. Хоть на митинг, хоть на лыжи.
— А если просто варежки?
— Ни в чём себе не отказывайте! — широко улыбнулась женщина, и в глазах её отразились весёлые огоньки. — Возьмите перчатки с сенсорными вставками, чтобы пользоваться телефоном. А на самые морозные дни — варежки. Если любите активные прогулки, то без них никуда.
— Я, может быть, и хотел бы отсидеться дома, да дочка не даст. Ей подавай снежки, санки и ватрушки.
— Конечно! А для чего тогда зима?
— С зимой-то всё понятно. А вот ноябрь нам зачем?
Женщина непонимающе посмотрела на Олега.
— В смысле «зачем»?! — воскликнула она, вскинув брови. — Жить!
— Вы были сегодня на улице?
— Конечно! Я пока не могу телепортироваться. И жить здесь тоже не могу.
— Ну тогда вы видели то серое, что захватило весь город. Ноябрь, будь он неладен! Ненавижу ноябрь.
— Что это меняет?
— В смысле?
— Сколько вам лет? — вопросом на вопрос ответила женщина.
— Тридцать шесть.
— А вы готовы жить на три года меньше?
— Жить на три года меньше? — не понимая, о чём она говорит, повторил вопрос Олег.
— Ну вот в вашей жизни было тридцать шесть ноябрей. Тридцать шесть месяцев — это три года. И если вы считаете, что ноябрь вам не нужен, и вы хотите жить без него, то минусуйте из своей жизни все ноябри. Вот вы уже на несколько лет меньше прожили.
— Ну нет, на такое я не согласен! — рассмеялся Олег. — Лихо вы меня вокруг пальца обвели.
— Да где обвела-то? Мне какой прок с ваших лет? К моим годам их не прибавить, от моих не отнять. Ваше — вам! А вот как вы распорядитесь данным — это уже ваше дело.
— Интересная у вас философия. Жизнеутверждающая.
— Спасибо. Так что с перчатками-то? Решились?
— Вы меня озадачили. Кожаные — не мокнут, а на улице сами видите, дожди. Шерстяные — греют, а скоро зима и это актуально. Митенки — молодёжно, а кто же не хочет выглядеть моложе? Только замша не вызывает сомнений — имидж поддерживать мне нет необходимости.
— Примерьте все, что понравились, а выбирайте то, в чём комфортнее. В чём рукам приятнее.
Олег одну за другой перемерил все отобранные им пары перчаток. Наконец, остановился на кожаных с мягкой подкладкой.
— Вот эти! Они, конечно, дороже остальных. Но вы правильно говорите: рукам в них комфортнее всего.
— Правильно сделали, что не сэкономили. Руки надо беречь! Вы представляете сколько всего вы делаете руками? От объятий до зарабатывания денег. Вы знаете, я иногда вижу пожилых людей, а у них пальцы уже потеряли подвижность, и так жалко мне их! Ведь столького человек лишается, если пальцы не слушаются, болят, не разгибаются. А ведь дело-то за малым: держать руки в тепле! И если наши бабушки-дедушки выросли в тяжёлые времена, и варежек, может, просто не было, то нам-то, что мешает заботиться о руках?
Олег внимательно и с улыбкой смотрел на эту приятную женщину, так увлекательно рассказывающую о руках и варежках. Она, заметив его взгляд, замолчала:
— Извините, я что-то расфилософствовалась сегодня.
— Продолжайте, у вас это прекрасно получается! Я почему-то никогда об этом не думал.
— Ну мы же люди! Мы думать начинаем, только когда что-то теряем. А в любом вопросе профилактика проще лечения. Вот так и с перчатками. Поэтому, если вам эти перчатки понравились и по бюджету проходите — берите! Вы их будете носить несколько лет и радоваться. А я буду радоваться, что у вас руки в тепле.
— Я видел однажды в окне пекарни надпись «Покупайте пироги, чтобы я не переживала, что вы голодные». Долго смеялся тогда. Наверное, это такой же увлечённый, как и вы, человек написал.
— Точно.
— Поэтому беру эти, — он положил выбранные кожаные перчатки к кассе. — В конце концов, если мои пальцы скрючатся, то кто моей дочке косички заплетёт?
— А мама?
— Ну мама мамой, а когда дочурка у меня ночует, то мамы рядом нет.
— Понятно. Девочки такие да, даже самые строгие отцовские сердца могут растопить.
— Это касается и взрослых девочек, — улыбнулся Олег. — Я вот шёл сюда в хмуром настроении. Было одно желание: лечь спать и проснуться в середине декабря. Я побеседовал с вами и будто бы под солнцем целый день провёл.
— Спасибо, — смутилась женщина.
— Как вас зовут?
— Ульяна.
— Очень красивое имя!
— А вас?
— Олег.
— Очень приятно! — в один голос воскликнули они и рассмеялись.
— Ульяна, а до которого часа вы работаете? Может сегодня вечером испытаем мои новые перчатки на сохранение тепла? Если вас никто не ждёт, конечно...
— Не ждёт, — улыбнулась женщина своей светлой улыбкой.
— Ну так что? Я сейчас со смены. Отдохну и вечером буду гладко выбрит и более общителен. Здесь недалеко грузинское кафе. Там пекут бесподобные хачапури по-аджарски. Ну так что?
— Никогда не пробовала грузинской кухни, — ответила Ульяна.
Закрывая дверь, Олег обернулся и ещё раз посмотрел на Ульяну. И она ответила ему мягким, смеющимся взглядом. Мужчина спускался по ступенькам, и ни одна капля холодного дождя не раздражала его. Словно и не было серого, моросящего вокруг. И ветер как будто бы стих и не дул со всех сторон. И даже небо, затянутое чёрными тучами, показалось светлее.
Потому что в ноябре, ровно как и в любом другом месяце, гораздо важнее то, что внутри, а не снаружи. И даже промозглый ноябрь может стать чьей-то весной.
~~~~~~
С началом ноября, дорогие мои кофеманы! Пусть вопреки всему он будет тёплым для вас. Тёплых встреч. Горячего чая. Вкусных пирогов. Нежности. Пусть в этом ноябре всё будет волшебно.
Рассказы месяца - СЕЗОН 1
Рассказы месяца - СЕЗОН 2
Рассказы месяца - СЕЗОН 3
Хорошего ноября и вкусного кофе ☕❤