Найти в Дзене

Две жены и пять сыновей. Чем еще удивит Площадь Дурбар в Катманду, Непал

Оглавление

Площадь Дурбар в Катманду – это не просто архитектурный ансамбль, а живой памятник истории Непала. Этот древний храмовый комплекс, возводившийся на протяжении веков несколькими поколениями Непальских королей, хранит в себе дух прошлых эпох и свидетельствует о богатой культуре страны.

В центре площади возвышается королевский дворец Хануман Дхока, который долгие столетия служил резиденцией монархов и центром управления государством. В свое время этот грандиозный комплекс насчитывал 35 внутренних двориков, каждый из которых имел свое назначение. Сегодня сохранились лишь девять из них, но и они поражают своей красотой и искусной резьбой по дереву. Окна фасада и внутренних двориков, двери, наличники, небольшие балкончики и фронтоны крыш украшены узорами, созданными талантливыми мастерами прошлого.

-2

Особого внимания заслуживают четыре башни, которые возвышаются над стенами дворца. Каждая из них носит имя одного из четырех главных городов долины Катманду – Басантапур (Катманду), Патан, Бхактапур и Киртипур. Самая высокая башня, посвященная городу Катманду, насчитывала до землетрясения 1934 года девять этажей. Даже сегодня, поднявшись на ее вершину, можно насладиться великолепной панорамой площади Дурбар.

Перед главным входом во дворец установлена скульптура бога Ханумана, задрапированного красной материей. Над ним возвышается большой красный зонт. Лицо скульптуры покрыто толстым слоем красной краски, что делает черты лица неразличимыми. Это следствие древней традиции прикосновения верующих к лицу божества ладонями рук, покрытыми специальной краской.

-3

По обе стороны от дверей стоят скульптуры священных львов, на которых восседают бог Шива и его жена Парвати. Эти мифические существа охраняют вход во дворец вместе с полицейскими. Насал Чок – единственный двор, куда разрешен доступ туристам. Однако фотографировать внутри запрещено. До недавнего времени здесь проходила коронация королей Непала, и сохранилась специальная платформа, где проводился этот ритуал. Последним королем Непала был Гьянендра, коронация которого состоялась здесь в 2001 году. В настоящее время монархия упразднена, и Непал является парламентской Республикой.

Площадь Дурбар – это место, где история и культура Непала сплелись воедино. Она привлекает туристов со всего мира, желающих прикоснуться к древней цивилизации и ощутить неповторимую атмосферу этого уникального места.

Площадь Дурбар славится своими достопримечательностями, среди которых:

Храм Ашок Бинаяк (Мару Ганеш):

Этот небольшой позолоченный храм, посвящённый богу Ганеше, расположен к северу от Кастамандапа. Точная дата его постройки неизвестна, но последняя реставрация была проведена в XIX веке.

-4

Храм Маджу Дэвал:

Расположенный на девятиступенчатой платформе, этот храм, посвящённый богу Шиве, был построен в 1690 году матерью Бхупатиндры Маллы, короля Бхактапура. Храм знаменит своей резьбой по дереву, изображающей сцены эротического характера. Внутри храма установлен Шивалингам. Рядом с восточной лестницей храма находится небольшой храм Кам Дэва, посвящённый богу любви и желания Каме.

-5

Трайлокья Мохан Нараян и храм Шива Парвати

являются яркими примерами богатого культурного наследия Непала, где традиции и архитектура переплетаются в удивительной гармонии. Каждый элемент этих святых мест пронизан духом предков и глубокими религиозными символами.

Трайлокья Мохан Нараян, с его величественными резными деталями, служит центром паломничества и местом, где верующие собираются для молитвы и медитации. Убранство храма отражает безмерную преданность и уважение к Вишну, а статуя Гаруды, как верный страж, охраняет святое пространство от темных сил.

-6

Храм Шива Парвати, с каменными львами у входа, создает атмосферу величия и мощи. Его деревянные скульптуры, обладающие выразительной тонкостью, перенесут вас в эпоху, когда искусство было неотъемлемой частью духовной практики. Построенный Бахадур Шахом, храм стал не только местом поклонения, но и символом единства, где сердца поклонников переплетаются в едином ритме молитвы и любви к божественным.

-7

Дворец Богини Кумари и Гаддхи Байтак

Кумари Бахал, расположенный на площади Дурбар напротив храма Трайлокья Мохан Нараян, представляет собой трёхэтажное кирпичное сооружение с изысканной резьбой на окнах. Построенное в 1757 году королём Джая Пракаш Маллой в стиле буддийских вихар, здание внутренним пространством образует дворик, именуемый Кумари Чоук. Окружённый декоративными балконами и окнами, этот дворик считается одним из самых красивых не только в Катманду, но и во всём Непале. Доступ в него разрешен исключительно для индуистов. Рядом с дворцом, справа от главного входа, расположена внушительная колесница, используемая ежегодно во время фестиваля Индра Ятра для шествия богини Кумари по городу.

-8

Гаддхи Байтак, построенное в 1908 году в стиле неоклассицизма во времена правления династии Рана, первоначально служило залом для проведения государственных приёмов.

-9

Храмы Бхагвати и Кришны

Храм Бхагвати, расположенный вблизи Гаддхи Байтака, был возведен королем Джагат Джайей Маллой как святилище бога Нараяны. В 1766 году изображение божества было похищено. После завоевания долины Катманду Притхви Нарайан Шахом в 1768 году в храме было установлено изображение богини Бхагавати – воплощения Дурги, культ которой проник в Непал из Южной Индии.

-10

Храм Кришны, построенный в форме восьмиугольника, был возведён королем Пратап Маллой в 1648 году, предположительно в ответ на строительство великолепного храма Кришны в Патане королём Патана Сиддхинарсингхом Маллой. В храме установлены изображения Кришны и двух богинь, которые, согласно надписи на санскрите, выполнены по подобию короля и его супруг.

-11

Сето Бхайрав:

В центре площади Дурбар располагается внушительная маска Белого Бхайравы, датируемая 1794 годом — периодом правления Рана Бахадур Шаха, третьего монарха династии Шах. Доступ к маске открывается лишь на несколько дней в сентябре во время ежегодного праздника Индра Ятра.

-12

Храм Джаганнатх:

Расположенный в северной части площади Дурбар, храм Джаганнатх является одним из старейших храмов города. Его крыша украшена характерной эротической резьбой.

Храм Дегуталеджу:

Трехъярусная пагода Храма Дегуталеджу, входящая в состав комплекса Хануман Дхоки, была возведена королём Шивой Синг Маллой. Дегуталеджу — это ипостась богини Таледжу, покровительницы царствующей династии Малла.

Скульптура Кала Бхайравы

Вблизи храма Джаганнатх расположена скульптура Кала Бхайравы – шестирукого божества, украшенного ожерельем из черепов, попирающего демона. Эта фигура символизирует разрушительную ипостась бога Шивы. Согласно преданию, каждый, кто солжёт перед этой статуей, будет немедленно наказан кровотечением. Скульптура датируется VI-VII веками нашей эры.

-13

Храм Индрапур

Восточнее скульптуры Кала Бхайравы возвышается таинственный храм Индрапур, история которого окутана тайной. Недавно отреставрированный, он, возможно, является одним из древнейших культовых сооружений не только в долине Катманду, но и во всём Непале. Внутри храма установлен Шивалингам, а с южной стороны – статуя Гаруды. Однако название храма указывает на его посвящение богу Индре.

-14

Храм Какешвар

Храм Какешвар был построен в 1681 году, но неоднократно подвергался реставрации и перестройкам. В 1934 году он серьёзно пострадал от разрушительного землетрясения. Архитектура храма представляет собой синтез различных стилей: от Невари в нижней части до индийского Шикхара в верхней, а шпиль его завершается фигурой, напоминающей калаш – традиционный сосуд для воды.

-15

Храм Котилингешвар Махадев

посвященный богу Шиве, возвышается на трехступенчатом основании и является одним из древнейших сооружений комплекса.

Храм Махендрешвар,

также consecrated to Lord Shiva, расположен в северной части площади и построен на широком двухуровневом цоколе. Его шпиль увенчан золотым зонтом, а перед храмом установлены скульптуры быка Нанди и бога Кам Дэва.

Храм Таледжу,

посвященный богине Таледжу Бхавани, покровительнице династии Малла, является самым внушительным сооружением комплекса. Открытый для посещения только во время ежегодного фестиваля Дасаин, он возвышается на двенадцатиступенчатом основании и доминирует над всей площадью.

-16

Памятники Катманду: краткий обзор

В северной части храма Шива Парвати расположен колокол, установленный в 1797 году по повелению Рана Бахадур Шаха, сына Притхви Нарайан Шаха. Звон колокола разносится лишь во время проведения Дегуталеджу пуджи – важной храмовой церемонии.

На площади Дурбар, окружённой стаями голубей, у храма Джаганнатх возвышается каменная колонна, именуемая Пратап Дхваджа. На её вершине установлена скульптура знаменитого правителя Пратап Маллы (1641-1674), сидящего в позе медитации с воздетыми ладонями. Вокруг него изображены две супруги и пятеро сыновей. Взгляд царя устремлён на личные покои, расположенные на верхнем этаже храма Дегуталеджу. Колонна была сооружена Пратап Маллой в 1670 году и стала прообразом подобных монументов в Патане и Бхактапуре.

-17

Во времена династии Малла двор Насал Чоук служил местом коронации. Церемония проходила в его центре на специально возведённой платформе. Эта традиция сохранялась до прихода к власти маоистов. Последний король Непала Гьянендра был коронован именно здесь в 2001 году. В южной части двора находится девятиэтажная пагода Басантапур, также известная как башня Катманду. Деревянные опоры, поддерживающие главную крышу башни и обращённые к площади Басантапур, украшены резьбой по дереву с изображением эротических сцен. С вершины башни открывается великолепный вид на дворец Хануман Дхока и весь город.

Буддизм
2093 интересуются