Найти в Дзене

Как выбрать музыкальный лейбл

Оглавление

В этой статье мы дадим несколько советов тем, кто только начинает свой путь музыкального артиста, чтобы творчество приносило успех и удовольствие, а юридические проблемы не беспокоили и все получили ожидаемый результат.

Но для начала давайте разберемся с определениями.

Что такое лейбл?

В широком понимании музыкальный лейбл – это компания, которая занимается изданием, распространением и продвижением музыки, а также берет на себя функции продвижения самого артиста, организации его концертной деятельности, менеджмента, рекламы, синхронизации и другие управленческие функции.

Самые крупные музыкальные лейблы в мире – это Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group; их еще называют большой тройкой. Эти три компании контролируют более 70% мирового музыкального рынка.

Если артист заключает контракт с лейблом на весь комплекс указанных выше услуг, такой контракт называют контрактом 360 градусов. То есть лейбл закрывает все вопросы, связанные с организацией деятельности артиста, а артисту остается только творить. О таком контракте мы подробно говорили в этой статье.

Хороший контракт 360 с хорошим продюсером, несомненно, выгоден для артиста, т.к. артист не отвлекается на бизнес, а продюсер как раз имеет большой простор для всестороннего продвижения. Каждая манипуляция с правами, изображением, псевдонимом будет приносить доход.

Но иногда бывает так, что такие контракты содержат кабальные для артиста условия. Нужно очень внимательно изучать подобные договоры и не стесняться обсуждать с лейблом условия и риски.

Замечание из практики: чем больше и стабильнее лейбл, тем лояльнее он относится к корректировке своих контрактов и тем более готов идти навстречу артисту. Чем меньше и моложе лейбл, тем жестче условия контрактов и тем реже продюсер соглашается идти на уступки.

Стоит отметить, что многие лейблы по сути своей деятельности - не совсем даже лейблы, а являются лишь дистрибуторами. То есть выполняют функцию только доставки музыки на стриминговые площадки.

Как выбрать лейбл?

Для начала вам следует определиться, чего вы ждете от лейбла.

Только распространение.

Если вам требуется только размещение музыки на популярных площадках, то подойдет любой из множества агрегаторов или дистрибуторов, имеющих договоры со стриминговыми сервисами. Самыми популярными стриминговыми сервисами на сегодня считаются Яндекс Музыка, VK музыка, Звук и МТС Music. Нужно убедиться, что у выбранного вами дистрибутора есть договоры с ними.

Договор с дистрибутором всегда предполагает исключительную лицензию. При исключительной лицензии артист, на срок действия такого лицензионного договора, лишается права заключать с кем-либо еще лицензионные договоры и выдавать лицензии на те же произведения третьим лицам. Об отличиях лицензионных договоров от договоров отчуждения прав мы говорили в отдельной статье.

Необходимость исключительной лицензии обусловлена тем, что дистрибутору требуется обеспечить отсутствие дублирований. При заключении таких договоров я рекомендую обратить внимание на то, чтобы полномочия дистрибутора ограничивались только распространением музыки. Иногда в таких контрактах встречаются условия о том, что дистрибутор получает также право на синхронизацию. Синхронизация – это возможность синхронизировать музыку с видео. То есть попросту говоря – возможность использовать музыку (или песню) в видео (в фильме, передаче, ролике). Подробнее об особенностях синхронизации можно почитать в этой статье.

Однако, как показывает практика, если дистрибутор не специализируется именно на синхронизации, а добавляет ее возможность «на автомате», то артисту выгоднее сохранить это право за собой. Заработать можно больше, да и решение о предоставлении или не предоставлении музыки в какой-либо конкретный фильм, сериал или рекламу в этом случае всегда остается за артистом.

Вариант, когда лейбл выступает только в роли дистрибутора подойдет вам, если все остальные вопросы (менеджмент, организация концертов и гастролей, подбор студий, сессионных музыкантов, звукорежиссеров, съемка клипов и др.) вы закрываете сами.

Схема 360 градусов

Если же вам требуется не только дистрибуция, но и полное обеспечение вашей творческой деятельности, то в этом случае стоит рассмотреть полноценный лейбл и взаимодействие с ним по схеме 360 градусов.

В этом случае лейбл может взять на себя полное управление вашими делами. Вам не нужно будет думать об организации концертов, не нужно договариваться с концертными агентствами, площадками, промоутерами и т.п. Всё сделают за вас. Естественно, не бесплатно. Из вашего гонорара лейбл заберет себе процент.

Схема 360 хорошо работает с проверенными лейблами. Обычно их не ищут «с улицы». В них обращаются по рекомендациям, по знакомству, через друзей и коллег. Хотя, такие компании все равно широко себя рекламируют.

Выше я указывал, что чем крупнее лейбл, тем лояльнее он к артистам. Но бывают и исключения. Например, один из крупных петербургских лейблов, подписавший более 1000 артистов, применяет очень жесткий контракт и не идет по нему ни на какие уступки. Я сопровождал пять или шесть сделок артистов с этим лейблом и только в единичных случаях нам удавалось настоять на своем и то по незначительным моментам. Между собой мы шутим, что этим ребятам нужно бы полистать учебник истории и изучить события 1861 года. Контракт действительно кабальный для артиста, а еще с недавнего времени лейбл перевел часть своей деятельности в юрисдикцию Арабских Эмиратов. Это вносит в контракт иностранный элемент и использовать предусмотренные российскими законами рычаги воздействия теперь намного сложнее, а в некоторых случаях вообще невозможно. Но зато взамен лейбл предлагает артистам свой ресурс. А ресурс у них действительно большой. Нечего кривить душой – они реально могут помочь артисту «пульнуть» как следует. Соглашаться или нет на такую сделку – каждый артист решает для себя сам.

Если вы выбираете вариант 360, то нужно убедиться, что лейбл хорошо себя зарекомендовал, что вами действительно будут заниматься и помогать в творчестве. Из подводных камней контрактов 360 можно особенно выделить запродажу прав и отъем прав на псевдоним. Что касается запродажи, то мы подробно говорили о ней в статье. Этого нужно избегать. А про псевдонимы, полагаю, тоже многие слышали в свете скандалов прошлых лет, когда некоторые артисты и группы оставались без собственного имени.

А можно самому, без лейбла?

Стриминговые сервисы получают релизы от лейблов или дистрибуторов. Яндекс Музыка, например, предлагает следующие варианты: «Если вы представитель лейбла, дистрибьютор или исполнитель, управляющий правами на свои произведения самостоятельно, воспользуйтесь услугами наших партнеров» Список партнеров представлен тут.

«Если вы сотрудничаете с лейблом или дистрибьютором из числа партнеров Яндекс Музыки, обратитесь к нему с просьбой разместить ваши треки» Список таких партнеров представлен на этой странице.

Таким образом, так или иначе, для доставки музыки на площадки придется выбрать дистрибутора. Есть, конечно, вариант самому стать лейблом или дистрибутором, как это сделали в свое время, например, Мара (является индивидуальным предпринимателем) или Сергей Шнуров (через ныне ликвидированное ЗАО «Шнурок»). Но это потребует отладки определенных бизнес-процессов и, конечно же, статуса, чтобы убедить площадку заключить договор именно с вами напрямую.

Очень многие артисты ограничиваются взаимодействием с лейблами только в части дистрибуции. При этом всю остальную деятельность обеспечивают команды самих артистов. Для этого нанимают менеджеров, звукорежиссеров, тур-менеджеров, pr-специалистов и других сотрудников. Такой вариант позволяет всегда держать руку на пульсе, но и отнимает время; требует от артиста погружения в бизнес-процессы.

Итог:

  • Лейбл может быть только дистрибутором, а может выполнять и другие, более широкие, функции
  • Чтобы музыка попала на популярные площадки понадобится дистрибутор. А управление можно или поручить лейблу или организовать силами своей команды.
  • Контракт 360 градусов стоит заключать с проверенным лейблом. Если рассматриваете такой вариант – соберите мнения коллег и знаковых.

© Андрей Макаров 2024г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.