Статью о запродаже я хотел написать очень давно. Так или иначе с этим явлением мне приходится сталкиваться регулярно. И вот в очередной раз, штудируя продюсерский договор пару дней назад, я снова встретился с условиями об отчуждении артистом исключительного права на все объекты, которые будут созданы в будущем. Поговорим наконец о запродаже авторских прав.
Запродажей авторских прав называют отчуждение исключительного права на произведения, которые будут созданы автором в будущем.
Часто это встречается в продюсерских договорах, когда продюсер, пытаясь удержать артиста и заполучить права не только на бэк-каталог, но и на весь будущий материал, включает в договор условие о том, что исключительное право на любые произведения, созданные артистом в будущем в течение срока действия договора, будет принадлежать продюсеру.
То есть артист и продюсер заранее договариваются о том, что любое созданное в период действия договора произведение сразу становится собственностью продюсера. Однако не только в музыкальной сфере можно столкнуться с такими условиями. Встречается это явление и в литературной деятельности, и в работе иллюстраторов и дизайнеров, например.
С подобным явлением, кстати, стукнулся в свое время Антон Павлович Чехов, когда в 1899 году заключил договор с издателем Адольфом Марксом. По этому договору Чехов передавал издателю исключительное право на все свои произведения не только существующие, но и на все, что будет написано в будущем. За будущие произведения Чехов должен был получать по 250 рублей за 1 лист; предусматривалось увеличение этого гонорара на 150 рублей раз в 5 лет. Права Маркса действовали 20 лет. В первый же год действия контракта Маркс сколотил на чеховских шедеврах 100 000 рублей. По моим подсчетам это что-то около 100 000 000 руб. на современные деньги (поправьте меня, если я не прав).
Забегая вперед, отмечу, что сегодня отчуждение исключительного права на все возможные объекты, которые будут созданы автором в будущем (запродажа), не является законным, но обо всем по порядку.
В Российской Империи 20 марта 1911 года был принят Закон об авторском праве; он вводил в действие Положения об авторском праве. Уже тогда в отношении запродажи были установлены ограничения. Статья 9 этого закона гласила: «договоры [об отчуждении авторских прав] относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была условлена большая его продолжительность или бессрочность». То есть уже тогда понимали, что недопустимо обрекать автора на пожизненное отчуждение прав на любые создаваемые им объекты в пользу каких-либо третьих лиц (повлиял ли на это прецедент Чехова мне неизвестно).
Следующим знаковым триггером запродажи стал п.5. ст.31. Закона РФ от 09.07.1993 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»: «Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем». Но закон этот утратил силу и с 01.01.2008г. уступил место четвертой части ГК РФ.
Сегодня четвертая часть ГК РФ является основным источником права интеллектуальной собственности в РФ. В четвертой части не содержится прямого запрета на запродажу авторских прав, как это было в законе 1993 года. Однако, исходя из действующих норм четвертой части ГК, отчуждение исключительного права на все произведения, которые будут созданы автором в будущем, не является возможным.
Согласно ст.1234 ГК РФ, по договору об отчуждении исключительного права одна сторона передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне. Ключевые слова для нас тут: «принадлежащее ей исключительное право». То есть из текста статьи вытекает, что договор отчуждения исключительного права возможен только тогда, когда исключительное право уже принадлежит передающей стороне. Как установлено в п.3. ст.1228 ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора.
То есть до того, как произведение создано, исключительное право возникнуть не может, а следовательно, и произвести его отчуждение невозможно.
Кстати, о том, как правильно составлять договор об отчуждении исключительного права, можно прочитать тут.
Существует также интересное положение. Пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10. В нем говорится о том, что положения действующего законодательства не исключают возможности заключения договора об отчуждении исключительного права, предусматривающего переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, который будет создан в будущем.
Казалось бы, этот вывод Верховного суда перечеркивает все, о чем написано выше. Но все не так просто.
В этом же пункте Верховный суд подчеркивает, что предмет такого договора должен быть индивидуализирован таким образом, чтобы он позволял определить конкретный результат интеллектуальной деятельности, в отношении которого договор заключается.
То есть, как мы и установили, не представляется возможным заключить договор, по которому будет отчуждаться исключительное право на всё, что будет создано автором в будущем. Но возможно заключить договор, который будет предусматривать создание (и отчуждение исключительного права) конкретного описанного и конкретизированного в договоре объекта или нескольких объектов. Далее, как бы подтверждая этот вывод, Верховный суд указывает, что к таким договорам применяются, в том числе, правила о договоре авторского заказа.
Существование в современном законодательстве норм о договоре авторского заказа (ст.1288 ГК РФ), договоре на создание произведений (ст.1296 ГК РФ) и норм о служебном произведении (ст.1295 ГК РФ) также подтверждает такую логику. В договоре авторского заказа и в договоре на создание произведения может содержаться условие об отчуждении заказчику исключительного права на создаваемое произведение. Но в этих договорах должно быть описано это конкретное произведение. Например в отношении договора авторского заказа законом (ст.1288 ГК РФ) установлено, что исполнитель должен создать «обусловленное договором произведение»; не какое-то любое абстрактное произведение, а обусловленное договором.
Таким образом, в отношении запродажи авторских прав можно сделать следующие выводы:
- Не представляется возможным заключить договор, предусматривающий отчуждение автором исключительного права на любые произведения, которые будут созданы им в будущем.
- Однако существует возможность заключения договоров, которые будут предусматривать отчуждение исключительного права на будущие произведения, если эти произведения будут индивидуализированы в договоре. В этом случае такой договор будет считаться договором авторского заказа или договором о создании произведения на заказ (о том, чем они отличаются можно прочитать тут) и к таким договорам будут применяться правила статей 1288 и 1296 ГК РФ.
© Андрей Макаров 2023г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.