От садистской жестокости клоуна Арта в "Ужасающем 3" до тошнотворной дисморфии в "Субстанции" – 2024 год стал отличным для всех поклонников ужасов.
Фильмы ужасов переживают настоящий ренессанс в последние годы. От запуска новых франшиз, таких как "Ужасающий" и "X", до появления новых мастеров ужасов, таких как Джордан Пил, Ари Астер, Корали Фаржеа и Джулия Дюкурно, у фанатов всего жуткого было много возможностей погрузиться в любимый жанр.
Даже с учетом этого, 2024 год стал более насыщенным, чем большинство предыдущих. От необычных инди-релизов от студий вроде A24 и Black Bear до звездных возрождений франшиз после десятилетий забвения – кажется, не было ни месяца, когда бы поклонник ужасов не мог заглянуть в местный кинотеатр и не увидеть блестящую новинку. Именно поэтому мы собрали десять фильмов, которые подчеркивают, насколько блестящим был 2024 год для жанра ужасов. Обратите внимание, мы говорим "подчеркивают", а не "десять лучших ужасов 2024 года", потому что, честно говоря, их было слишком много, чтобы уместить в десятке. Не видите своего любимого фильма в списке? Расскажите нам, что мы пропустили.
1. Ужасающий 3 (Дэмьен Леоне)
Начнем с главного. Режиссер Дэмьен Леоне играл с садистским убийцей Артом-клоуном с 2008 года, когда персонаж появился в короткометражке "9-й круг". Получив собственный фильм в "Ужасающем" 2016 года, франшиза быстро завоевала сердца поклонников ужасов своим сочетанием жестокого насилия, кровавых спецэффектов и подлинной жути, усиленной игрой Дэвида Ховарда Торнтона (Арт).
С каждым фильмом бюджет и спецэффекты становились все лучше, поэтому было легко догадаться, что "Ужасающий 3" значительно поднимет ставки, учитывая успех предшественника. Чего никто не мог ожидать, так это того, что фильм возглавит кассовые сборы и станет самым кассовым фильмом без рейтинга за всю историю. Сохраняя невероятную жестокость и кровавость, ставшую визитной карточкой серии, "Ужасающий 3" превосходит все ожидания и максимально использует свой переход от хаоса Хэллоуина к Рождеству, а добавленные сверхъестественные элементы, появившиеся во второй части, открывают для фанатов совершенно новое измерение ужаса.
2. Чужой: Ромул (Феде Альварес)
Снимать новые фильмы в рамках любимых франшиз – всегда непростая задача в жанре ужасов. Хотя в последние годы у нас были впечатляющие перезапуски и сиквелы ("Хэллоуин" приходит на ум), есть столько же бездушных попыток заработать на тех, кто любит оригиналы, просто добавив несколько ностальгических элементов и отсылок. Не так обстоит дело с фильмом Феде Альвареса во вселенной "Чужого".
Уже доказавший свою способность перезапускать классические ужасы с впечатляющим "Зловещими мертвецами" 2013 года, Альварес в своем взгляде на вселенную "Чужого" сумел отойти от квазирелигиозных арок, которыми баловался оригинальный режиссер Ридли Скотт в "Прометее" и "Чужой: Завет", чтобы дать нам нечто чистое, простое и леденящее кровь: группа шахтеров, запертых на корабле со злобными ксеноморфами и лицехватами, скрывающимися в каждой тени. Возвращение к практическим эффектам придало злодеям фильма ощутимую реальность, благодаря которой они стали по-настоящему грозными, какими не были со времен "Чужих", и хотя фильм, возможно, немного слишком сильно бил фанатов по голове ностальгией, некоторые невероятные сцены (включая использование невесомости) сделали его по-настоящему запоминающимся.
3. СОБИРАТЕЛЬ ДУШ (Осгуд Перкинс)
Николас Кейдж уже некоторое время устраивает свой собственный ренессанс ужасов, используя свой эксцентричный актерский стиль в таких фильмах, как "Мэнди", "Цвет из космоса" и "Ренфилд" (с переменным успехом). Однако он редко был более жутким и тревожным, чем в "СОБИРАТЕЛЬ ДУШ", инди-релизе Осгуда Перкинса, балансирующем на грани между чистым ужасом и криминальным триллером, напоминая такие классические кроссоверы, как "Семь" и "Молчание ягнят".
Добавьте немного сверхъестественного мошенничества и сатанинской символики, и "Длинноногий" явно встает на сторону чистого ужаса, его 101-минутный хронометраж наполнен поворотами, которые будут держать вас в напряжении на протяжении всего фильма.
4. Моргни дважды (Зои Кравиц)
Снова играя в пограничном пространстве между ужасом и триллером, режиссерский дебют Зои Кравиц наполнен зловещими оттенками, когда кажущийся идиллическим отдых на частном острове с группой миллиардеров уступает место чему-то гораздо более зловещему. Хотя в нем нет сверхъестественного элемента, как в "Длинноногом", "Моргни дважды" тем не менее опирается на классические хоррор-чувствительность таких фильмов, как "Отвращение" и "А теперь не смотри", где реальность не совсем такова, какой кажется.
Подкрепленный блестящим актерским составом, включающим Наоми Аки, Алию Шокат, Ченнинга Татума, Хэйли Джоэля Осмента и саму Кравиц, "Моргни дважды" показывает, что ужасы могут происходить даже в самых идиллических условиях и что жанр не обязан придерживаться стереотипов, когда дело доходит до сеттинга и сюжета.
5. Субстанция (Корали Фаржеа)
Подобно хэви-металу, "ужас" - это широкое понятие, под знаменем которого скрывается множество поджанров. В то время как слэшеры и сверхъестественный ужас составляют самый широкий спектр, боди-хоррор всегда имел своих поклонников, и хотя Дэвид Кроненберг, возможно, был самым известным режиссером в 80-х, Корали Фаржеа заявила о себе с помощью податливой плоти и тошнотворных эффектов в "Субстанции".
С такими звездами, как Деми Мур, Маргарет Куэлли и Деннис Куэйд, было очевидно, что "Субстанция" будет иметь больше, хм, субстанции, чем обычный кровавый фильм, но величайший гений Фаржеа заключается в том, насколько тошнотворной она делает даже обыденность (вы никогда больше не посмотрите на тарелку с креветками так же). Следуя истории угасающей звезды Элизабет Спаркл, которой исполняется 50 лет, и ее вытесняют из Голливуда, почти научно-фантастическая предпосылка фильма ("что, если бы вы могли создать новое, лучшее себя?") превращается в своего рода современную басню, которая делает этот фильм классикой. Последние полчаса фильма настолько безумны, что даже самые жестокие и кровавые ужасы выглядят по сравнению с ними пресными, поэтому этот фильм должен быть в списке любого уважающего себя поклонника ужасов.
6. Поздняя ночь с дьяволом (Колин и Кэмерон Кернс)
Хорошо, технически премьера этого фильма состоялась в 2023 году, но поскольку он вышел в кинотеатрах и на стриминговых платформах в этом году, мы все еще претендуем на него. И это справедливо, потому что "Поздняя ночь с дьяволом" - блестяще жуткий фильм, который показывает, что не нужно возвращаться в колониальные времена, чтобы создать эффектный ретро-хоррор.
Сосредоточенный вокруг Джека Делроя (Дэвид Дастмалчян), ведущего ночного телешоу, отчаянно пытающегося поднять рейтинги после того, как его шоу приостановило производство после семейной трагедии, "Поздняя ночь с дьяволом" играет с форматом найденной пленки с дополнительной порцией сатанинской, сверхъестественной угрозы. Сеттинг 70-х годов проникает не только в повествование; то, как история разворачивается и нарастает до большого крещендо сцен ужаса, взято прямо из книги "Хэллоуин", а режиссеры Колин и Кэмерон Кернс создают блестяще захватывающее повествование, которое заставляет вас сканировать экран в поисках подсказок и намеков на протяжении всего 95-минутного хронометража.
7. Максин (Тай Уэст)
Серия "X" Тая Уэста всегда была франшизой ужасов с изюминкой, каждая часть которой связана переплетающимися персонажами и повествованиями, но действие происходит в совершенно разные периоды времени и имеет совершенно разную эстетику. От слэшера 70-х годов "X" до классического голливудского сеттинга "Перл" (вдохновленного такими фильмами, как "Волшебник страны Оз" и "Мэри Поппинс"), франшиза всегда была более амбициозной, чем среднестатистический слэшер, поэтому даже когда она с головой окунается в блеск, гламур и порок 80-х в третьей части "Максин", должно было быть очевидно, что намечается что-то особенное.
Конечно же, Уэст с удовольствием продолжает историю выжившей Максин Минкс - звезды франшизы Мии Гот - которая пробивается к славе в голливудском мире 80-х на фоне убийств Ночного Сталкера, преследующих Лос-Анджелес. Здесь много слэшер-насилия, которое будет знакомо поклонникам предыдущих фильмов, но Гот также доказывает свои способности современной королевы крика, полностью доминируя в фильме, создавая икону ужасов, которая может легко соперничать с такими фаворитами фанатов, как Лори Строуд или Нэнси Томпсон.
8. Первое предзнаменование (Аркаша Стивенсон)
Иметь не один, а два невероятно солидных перезапуска франшиз ужасов в год кажется почти неслыханным на данный момент. И все же как-то режиссерскому дебюту Аркаши Стивенсон удалось передать эфирный ужас, окружающий оригинальный фильм "Омен", одновременно предлагая современное обновление его мотивов и декораций, которое серьезно зацепило.
Выпущенный в кинотеатрах примерно в то же время, что и "Непорочная" - еще один зловещий церковный/монашеский хоррор, который стоит посмотреть, - "Первое предзнаменование" вернуло франшизу к жизни с чувством стиля, декорациями, варьирующимися от постепенного нарастания ужаса в темной комнате до всеобъемлющей кровавости боди-хоррора. Хотя, возможно, он немного слишком сильно опирался на отсылки (да, еще один), "Омен" Стивенсон ощущался как глоток свежего воздуха на фоне все более зловонного и вялого темпа современных церковных ужасов.
9. Лиза Франкенштейн (Зельда Уильямс)
Как мы уже говорили выше, ужас - это широкое понятие. И хотя такие фильмы, как "Битлджус" и "Охотники за привидениями", размывали границы между ужасами и черной комедией в 80-х, мы бы сказали, что если вам нужна сильная доза необычной комедии ужасов, вы могли бы найти гораздо хуже, чем "Лиза Франкенштейн".
Еще один режиссерский дебют - на этот раз от Зельды Уильямс - "Лиза Франкенштейн" был написан известным сценаристом Диабло Коди ("Джуно", "Тело Дженнифер") и предлагает подобный "Смертельному влечению" поворот в истории о Франкенштейне, поскольку непонятый подросток Лиза (Кэтрин Ньютон) подружился с реанимированным викторианским трупом (Коул Спроус). Это веселый и необычный фильм, который играет со столкновением культур в стиле Тима Бертона "солнечный счастливый пригород против готов", его остроумные диалоги и странная чувствительность предполагают, что он может стать культовой классикой в ближайшие годы.
10. Я видел, как свет телевизора (Джейн Шенбрун)
Статус A24 как уважаемой студии необычных, искривляющих разум фильмов остается неизменным, судя по фильму Джейн Шенбрун "Я видел, как светится телевизор". Психологический хоррор с Джастисом Смитом и Бриджит Ланди-Пейн в главных ролях рассказывает историю двух подростков, которые становятся одержимы культовым телешоу ужасов под названием "Розовый непрозрачный" (шоу, явно стилизованное под "Баффи - истребительницу вампиров" и "Ири, Индиана").
Это медленный хоррор в прямом смысле этого слова, где ужас скорее косвенный, чем явный, но он блестяще играет со своими персонажами. Благодаря выступлениям групп в фильме он ощущается как праздник музыкальных кроссоверов 90-х годов (снова привет, "Баффи"), где появляются Фиби Бриджерс и King Woman, а также Фред Дерст в роли персонажа фильма. Насыщенный подтекстом, "Я видел, как светится телевизор" - это фильм, который требует повторных просмотров, чтобы уловить каждую деталь.