Сева очень старается оправдать ожидания и требования мамы, верящей в его сверходарённость. С детского сада доказывает, что достоин любви и похвалы. Я рассказывала о начале знакомства с ним и его мамой в предыдущей статье.
С тех пор прошло несколько трудных дней. В том числе я была внезапно удостоена личной беседы с той самой мамой, которая однажды решила, что ее сын – практически гений.
В первом классе она большей частью давала понять, а мальчик, как мог, поддерживал статус. Утверждения были практически неизмеримы – отметок не было, олимпиад тоже.
Во втором классе стало сложнее – оценки! Что-либо, кроме 5 вызывало почти истеричную реакцию и желание избавиться от этой оценки любым способом – вплоть до вырванных листов, затертых почти до дыр отметок и попыток поймать меня на ошибке. Но, благо – оценок ниже пятерки было совсем немного. Сева оправдывал ожидания матери.
Сейчас - в третьем - к единоборствам, английскому и музыке добавили более маститого тренера по шахматам и китайский (ну какой же еще?!) язык.
Истерические нотки в голосе Севы перед объявлением оценок за письменные работы беспокоили меня с начала учебного года. Но все попытки пообщаться, чтобы переубедить маму и понять, что на самом деле происходит в семье и голове мальчика, натыкались на глухую, уверенную, жесткую стену отчуждения.
При этом Сева явно всё хуже ладил с одноклассниками. Он хорошо отвечал на уроках, но, если кто-нибудь из ребят ошибался или не мог ответить, он хихикал и отпускал комментарии на тему «тупых детишек».
Понятно, что любви и популярности в классе ему это не прибавляло.
Дошло до того, что пришлось снова вернуть принудительно практику ограничений, потому что попытки общаться с детьми приводили к череде ссор и неприятных разборок. На переменах он стоял у моего рабочего стола или сидел за ближайшей партой и развлекал меня своими рассказами об увиденном и прочитанном.
Так я узнала, что «Таинственный остров» еще ничего, а «Робинзон Крузо» - полная тоска. А «451 градус по Фаренгейту – страшновато...», а «Денискины рассказы» - устаревший набор текстов для средних умов средних детей». (стилистика и лексика оригинала сохранены).
В эти моменты чувствовала себя эмодзи из мессенджера – «рука-лицо», но спорить не имело смысла. Просто предложила Севе попросить маму в качестве награды за очередную пятерку разрешить почитать хотя бы одну главу из тех самых «Денискиных рассказов».
На самом деле я надеялась, что это ограничение в коммуникации с одноклассниками заставит его задуматься над своим поведением и словами, но нет. Тот случай, когда ребенок способен удивить: его реакция вообще не совпала с моими ожиданиями. Он воспринял это мое решение как особую форму возвышения – этакое зачисление в элитный клуб для избранных интеллектуалов:
«Учителю только со мной интересно общаться, только я достаточно умный. А остальные – еще слишком маленькие и глупенькие, пусть играют в свои детские салочки».
Более того: юноша решил, что у него теперь особые права и возможности. С месяц назад, получив четверку, что случалось довольно редко, он подошел с претензией:
- Ну вы же не будете ее в журнал ставить? Я могу прямо сейчас здесь всё исправить. Вы же дадите мне шанс?
Пришлось объяснять, что это так не работает. Все оценки будут выставлены, работа над ошибками необходима, но это уже совсем другая история.
Кроме того, четверка – в принципе – положительная оценка. Её не пересдаем - принимаем во внимание недочеты, делаем выводы и двигаемся дальше. Всё бывает. Нельзя и невозможно быть безупречным постоянно и непрерывно.
- И работа у тебя, Сева, хорошая. Всего одна ошибка, и грязи многовато. Ничего страшного в четверке нет. Было странно объяснять это ребенку в третьем классе, но пришлось.
Сева смотрел на меня недоверчиво, но с надеждой:
- Это правда? Четыре это же и правда хорошо?
Получив утвердительный ответ, пошёл поиграть с ребятами. Обещал никого не задирать. Слово сдержал – и продолжал бодро и без напряжения учиться, жить и общаться в течение следующих двух недель.
Даже приятелями обзавелся из ребят, которые не только бегать в салки готовы – благо, книг прочитал много – рассказывал истории, играл в шахматы. Я наблюдала за Севой и почти позволила себе поверить, что мальчик может жить счастливой жизнью обычного ребенка – без натужной ауры гениальности, которую возвела над ним мама – без ужаса перед оценками и погони за безупречностью.
Оказалось, рано радовалась. Причина этого 2-недельного преображения – командировка мамы. Дальняя и очень важная для ее карьеры. С приличной разницей во времени и без хорошей связи, а значит - и возможности пристально следить за учебными делами сына.
Мальчиком занималась бабушка. Та самая, которая тайком от мамы помогала переписывать его домашние и классные работы, и хорошо понимала, что не в пятерках счастье.
Но мама вернулась. А с ней -и тревожный взгляд мальчика, и нервные комментарии к оценкам с требованием «дать шанс», переписать, предупреждать заранее о каждой, даже небольшой письменной работе.
И вот «Визит дамы» состоялся
Вчера после уроков Ирина Андреевна пришла в школу для личного разговора.
Точнее – для выражения ноты протеста по поводу моих методов воспитания и подходов к обучению.
- Вы – педагог, я надеюсь, вы понимаете, какое влияние вы имеете на детей. Было бы замечательно, если бы вы использовали это влияние во благо детям.
Я имею в виду, что ваши разговоры с моим сыном и уверения, что все оценки хороши, привели к тому, что он стал меньше стараться. Он мне вчера заявил, что 4 – это тоже нормальная оценка, и никто не обязан быть идеальным. Вашими, заметьте, словами выдал эту, мягко говоря, странную идею. Пожалуйста, не перебивайте меня. Моё время дорого.
- Да, эти взгляды для ребенка опасны. Я не хочу, чтобы он верил, что можно не слишком стараться, или, не дай, бог, что главное – участие, а не победа.
Мы же с вами – взрослые люди. Мы понимаем, что это – лозунг для неудачников. Никакое место не ценно, кроме первого. Никакая оценка неприемлема, кроме пятерки. Если у него хорошие работы, поставьте ему 5. Если работа не на 5, в ней есть ошибки, грязь и неточности. И это неприемлемо. Не думала, что мне придется объяснять это педагогу. Почему вообще вы внушаете ему, что ошибки, грязь в тетради, недочеты – это нормально?
Получается, я выполняю вашу работу. Разве не вы должны требовать безупречного выполнения? Приучать детей добиваться идеала в работе?
Вы не думали, что этими разговорами, что «никто не обязан быть отличником», вы лишаете детей стимула расти и стремиться к высшим результатам? Это же полная демотивация! Зачем учить стихи и правила, читать умные книги, узнавать что-то новое, участвовать в олимпиадах, стараться быть отличником, если никто не обязан, и ты сам по себе хорош?!
Пришлось перебить возмущенную маму, чтобы вставить реплику:
- Я действительно считаю, что дети не обязаны быть безупречными во всем и постоянно. Для ребенка важно чувствовать себя любимым не только потому, что он хорошо учится.
- О, ну да! Вы еще скажите, что главное – здоровье и улыбка пошире!
- Ну насчет здоровья не поспоришь!) – я пыталась смягчить тон беседы, хотя беседа не получалась. У Ирины Андреевны «наболело...»
- Поспоришь! Я видела истории, когда и здоровье, и крепкий сон покупались за деньги, а вот без них «рай в шалаше», «сердцу не прикажешь», «не в деньгах счастье» как-то недолго работают.
- Так дело в деньгах? И способах их заработать? Не рано ли Севе об этом думать?
- Дело в возможностях, которые дают деньги. И нет – никогда не рано думать о возможностях и шансах добиться большего.
Но если раньше, он беспрекословно переписывал все неидеальные работы, то теперь он часто позволяет себе возражать! Говорит, что всё понял, что переписывать не обязательно. Сдает работу, получает 4 и даже не расстраивается. Понятно, что там и бабушка постаралась, пока меня не было, но с ней я уже всё прояснила.
И теперь я хочу, чтобы вы меня тоже услышали. Если вас устраивает целый класс серых обычных детишек-мышек, то ради бога! Моего в эту норку тащить не нужно.
Только постоянное развитие и движение к идеальному результату – без скидок и акций - дают возможность вырасти в разы.
Если бы мне моя мама в моем детстве эту простую мысль донесла, а не просто любила и ути-пути разводила, то сейчас мы бы с вами здесь не беседовали. Я бы совсем в другом месте и на другой должности работала, и Всеволод не здесь бы учился, при всём уважении.
Речь была впечатляющей. И однозначной
Пришлось держать удар.
- Чем же я могу помочь в данной ситуации? Не говорить, что ценю усилия ребенка, который и так очень старается, и постоянно живет в нервном напряжении, я не могу...
- Именно! Перестаньте хвалить моего сына, когда он этого реально не заслуживает. Вы подрываете мои позиции и мой авторитет, когда говорите, что он – молодец, а у него 4 за диктант.
- Это слишком жестко даже для взрослого человека. Все нуждаются в одобрении.
- Это – единственный способ воспитать личность, готовую бороться за высшие результаты. Если я буду его хвалить, когда он не заслуживает, он остановится в своем росте. Если остановится – всё! Сразу отброшен назад.
- Вы не боитесь сломать его таким жестким давлением? Это может привести к обратному результату. Он еще просто маленький мальчик...
- Ему уже 9 лет, а он еще ничего не достиг – ни в шахматах, ни в музыке, ни в спорте, ни в учебе. Зато его все хвалят – вы, тренер, педагог в музыкалке. И что нам делать с этой похвалой? Я понимаю, у вас свой подход и взгляды. Но не стоит практиковать их на Всеволоде. Я не позволю ему растратить свои таланты на «хорошие» результаты – они никому не интересны. Только самые высокие имеют смысл – только они открывают будущее, которого он достоин.
В остальном я хочу сказать вам спасибо. Всеволод вас любит и в школу радостно бежит. Ему здесь нравится. Всего доброго.
Она покинула кабинет царственной походкой, оставив меня в море вопросов и сомнений.
Севу жалко, ее почему-то тоже. Ну и себе сама сочувствую слегка. Хвалить ребенка за усилия я не перестану. Наблюдать, как прессинг мамы приводит к неврозу ребенка, придется еще достаточно долго.
Повышать оценки искусственно, чтобы у него всегда были только 5, я тоже не стану. Интересно, что будет в следующий ее визит? Угрозы или жалобы директору? Посмотрим. А пока за крайнюю проверочную работу по русскому языку Сева схлопотал 3. Будет много разговоров.
Все имена изменены. Все события и содержание разговоров имеют место быть в одной, в общем неплохой начальной школе небольшого городка.
Я стараюсь сохранять оптимизм по отношению к этой ситуации. и очень надеюсь, что эта мама психически здорова, и руководствуется в своих методах и принципах воспитания исключительно только любовью к сыну. Но даже в этом случае за мальчика мне тревожно.
А что думаете вы, уважаемые читатели? Согласны ли вы с моей тревогой и позицией? Может, я действительно "внушаю" детям неправильные взгляды?
Буду признательна, как всегда, за лайк, если вас тронула эта ситуация. И, конечно, за подписку на канал, чтобы не пропустить новые.
Начало истории о Севе и его маме можно прочитать здесь