Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Произведения знаменитых писателей советской эпохи в репертуаре МХТ

Что посмотреть на сцене МХТ имени А.П. Чехова из литературной классики советского периода? В афише Московского Художественного театра – сочинения Булгакова и Эрдмана, Арбузова и братьев Стругацких. Рассказываем об этих спектаклях.

Сцена из спектакля "Мастер и Маргарита": Маргарита (Наташа Швец) и Мастер (Павел Чинарев). Фото Екатерины Цветковой
Сцена из спектакля "Мастер и Маргарита": Маргарита (Наташа Швец) и Мастер (Павел Чинарев). Фото Екатерины Цветковой

«Мастер и Маргарита» и «Бег» Михаила Булгакова

Булгаков – важнейший автор для Художественного театра на протяжении почти ста лет: с 1926 года (когда вышла легендарная постановка «Дни Турбиных») и до сегодняшнего дня. Тринадцать спектаклей по произведениям Михаила Афанасьевича шло на сцене Художественного театра, два из них сегодня в репертуаре. В МХТ можно увидеть культовый роман «Мастер и Маргарита» в постановке венгерского режиссера Яноша Саса; в центре этой инсценировки – история великой любви Мастера (Павел Чинарев) и Маргариты (Наташа Швец). И пьесу «Бег», некогда сочиненную Булгаковым специально для МХАТа и поставленную в 2019 году Сергеем Женовачем. В этой истории кровавые ужасы Гражданской войны и нищий эмигрантский быт соединены с неистребимой витальностью тех, чья жизнь была перевернута до основания.

Ближайшие показы:

«Мастер и Маргарита» – Основная сцена, 31 октября, 11, 12 ноября

«Бег» – Основная сцена, 8 ноября, 21 декабря

Сцена из спектакля "Самоубийца": Игорь Золотовицкий (Калабушкин), Ольга Литвинова (Раиса Филипповна), Алексей Агапов (отец Елпидий), Иван Волков (Подсекальников), Алексей Кирсанов (Никифор Пугачев) и Александр Семчев (Аристарх Гранд-Скубик). Фото Александры Торгушниковой
Сцена из спектакля "Самоубийца": Игорь Золотовицкий (Калабушкин), Ольга Литвинова (Раиса Филипповна), Алексей Агапов (отец Елпидий), Иван Волков (Подсекальников), Алексей Кирсанов (Никифор Пугачев) и Александр Семчев (Аристарх Гранд-Скубик). Фото Александры Торгушниковой

«Самоубийца» Николая Эрдмана

Премьера, которой МХТ открыл этот сезон, – спектакль Николая Рощина (сам режиссер выступил и в качестве сценографа). Главный герой пьесы Эрдмана, написанной в 1928 году, – обыватель Подсекальников, живущий в коммунальной квартире с женой и тещей. Однажды в минуту душевного смятения Подсекальников объявляет, что решил уйти из жизни. Этим его намерением довольно лихо пытаются воспользоваться все вокруг: ведь совершать самоубийство нужно не просто так, а непременно протестуя против чего-то. Спектакли большой формы не часто встречаются на российской сцене – «Самоубийца» Рощина именно такая постановка. В ней предстает целая галерея смешных и гротескных персонажей, роящихся вокруг главного героя, при этом Подсекальников в исполнении Ивана Волкова вырастает в могучую фигуру, рискующую задавать вопросы самому Богу.

Как и у Булгакова, у Николая Эрдмана была своя история взаимоотношений с Художественным театром: «Самоубийцу» высоко оценил Станиславский, но цензура в начале 1930-х не позволила выпустить спектакль по этой сатирической комедии.

Ближайшие показы – Основная сцена, 7, 15 ноября, 7 декабря

Сцена из спектакля "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора": Ростислав Лаврентьев (Витя),  Михаил Пореченков (Гуревич) и Игорь Верник (Прохоров). Фото Екатерины Цветковой
Сцена из спектакля "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора": Ростислав Лаврентьев (Витя), Михаил Пореченков (Гуревич) и Игорь Верник (Прохоров). Фото Екатерины Цветковой

«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Венедикта Ерофеева

Единственная законченная пьеса Венедикта Ерофеева, автора поэмы в прозе «Москва – Петушки» – это история о подлинно свободном человеке, заключенном в советскую психушку. Гуревич (Михаил Пореченков), философ и насмешник, попадает в сумасшедший дом аккурат накануне Первомая. В палате психов верховодит Прохоров (Игорь Верник), с которым Гуревич довольно быстро находит общий язык. Вместе они устраивают безумную вечеринку, ближе к утру принимающую совершенно неожиданный оборот. В спектакле Уланбека Баялиева есть драйв, присущий и самой пьесе Ерофеева, – сочинению одновременно ерническому и трагическому.

Ближайшие показы – Основная сцена, 22 ноября

Татьяна Розова, Янина Колесниченко, Юлия Ковалева, Кристина Бабушкина, Ксения Теплова, Алена Хованская, Валерий Трошин, Павел Ващилин, Алексей Красненков в спектакле "Пролетный гусь". Фото Екатерины Цветковой
Татьяна Розова, Янина Колесниченко, Юлия Ковалева, Кристина Бабушкина, Ксения Теплова, Алена Хованская, Валерий Трошин, Павел Ващилин, Алексей Красненков в спектакле "Пролетный гусь". Фото Екатерины Цветковой

«Пролетный гусь» Виктора Астафьева

Спектакль Марины Брусникиной идет в МХТ больше двадцати лет и давно уже стал легендой. Более двадцати лет зрители всей страны (а этот спектакль объехал, кажется, всю Россию) плачут над трагическими судьбами героев рассказа Астафьева «Пролетный гусь». Они сопереживают вернувшемуся с фронта Даниле, его жене Марине, их родившемуся в первые мирные годы сыну Аркашке. А после антракта зрители вместе с артистами радуются и светло грустят на «Бабушкином празднике» – так называется второй рассказ, включенный в спектакль: в нем большая родня собирается в деревне на семейное торжество. Первый рассказ написан Астафьевым уже в постсоветскую эпоху, а «Бабушкин праздник» – гораздо более ранний, 1968 года.

Ближайшие показы – Малая сцена, 19 ноября

Юлия Ковалева, Софья Евстигнеева, Олег Сапиро, Николай Сальников и Антон Лобан в спектакле "Мое загляденье". Фото Александры Торгушниковой
Юлия Ковалева, Софья Евстигнеева, Олег Сапиро, Николай Сальников и Антон Лобан в спектакле "Мое загляденье". Фото Александры Торгушниковой

«Мое загляденье» Алексея Арбузова

Пьесы Алексея Арбузова отличает теплая человеческая интонация – они всегда рассказывают о людях, которые живо интересны самому автору. Наверное, поэтому сочинения классика советской драматургии – начиная от самых ранних – так востребованы современным театром. Пьеса «Мое загляденье», которую в МХТ поставил Филипп Гуревич, – одно из самых необычных произведений Арбузова, граничащее с драматургией абсурда. В ней рассказано об «абсолютно прекрасном» человеке Васе Листикове, готовом понять и простить любого – даже любимую жену, которая уходит к лучшему другу, даже этого самого лучшего друга, который, кроме жены, присваивает еще и Васины изобретения. Артисты МХТ Софья Евстигнеева, Юлия Ковалева, Антон Лобан, Николай Сальников и выходящий в роли Васи артист Театра имени Маяковского Олег Сапиро с обаятельной иронией изображают персонажей этой истории, не скрывая своего упоения чисто театральной игрой.

Ближайший показ – Новая сцена, 7, 26 ноября, 25, 29 декабря

Данил Стеклов (Роберт) и Мария Карпова (Таня) в спектакле "Далекая Радуга". Фото Александры Торгушниковой
Данил Стеклов (Роберт) и Мария Карпова (Таня) в спектакле "Далекая Радуга". Фото Александры Торгушниковой

«Далекая Радуга» братьев Стругацких

Фантастическую литературу очень редко ставят в театре – ведь на сцене трудно воплотить в жизнь спецэффекты, без которых для нас немыслимы истории о том, чего не существует в реальности. Так что «Далекая Радуга» Андрея Гончарова – один из немногих примеров таких спектаклей, кроме того, это первая попытка адаптировать для сцены раннюю повесть Аркадия и Бориса Стругацких. Радуга – это планета физиков, на ней они проводят свои опыты по телепортации. В ходе экспериментов образуется энергетическая Волна, которую ученым удается сдерживать при помощи специальных приборов. Всегда – но не на этот раз: однажды на разных полюсах планеты возникает гигантская Волна, которую не получается контролировать. Люди понимают, что очень быстро она уничтожит все живое на Радуге…

Ближайший показ – Малая сцена, 9 ноября, 14 декабря

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

5 спектаклей МХТ, в которых театр смыкается с кино

5 спектаклей МХТ имени Чехова о любви

Конференция по Винни-Пуху