Театр и кино давно уже существуют в тесном творческом сотрудничестве: режиссеры вовсю используют в театре приемы кинематографа, ставят спектакли по сценариям известных фильмов, в своих постановках зашифровывают отсылки к тем или иным мастерам кино. Рассказываем о спектаклях из осенней афиши Московского Художественного театра, на которых лежит печать кинематографа.
Кинорежиссер приходит в театр
«ДАМАСОБАЧКА» – Малая сцена, 3, 17 сентября, 6, 30 октября
Этот спектакль поставил Алексей Мизгирев – кинорежиссер со своим собственным взглядом на мир, у которого даже блокбастер становится авторским высказыванием (пример: фильм «Дуэлянт», 2016). Мизгирева интересуют потайные уголки человеческой души, которые он предъявляет зрителю мастерски – как в фильме с Натальей Негодой «Бубен, барабан» (2009). В МХТ имени Чехова Мизгирев поставил свою версию «Дамы с собачкой» Чехова, взглянув на нее как на историю, в которой любовь и смерть сплавлены воедино. Действие происходит в кабинете гипнотерапевта (Ростислав Лаврентьев), которому излагают свои версии событий не только Гуров (Сергей Волков) и Анна Сергеевна (Полина Романова), но и жена Гурова (Дарья Юрская) и муж Анны Сергеевны (Кирилл Власов).
В духе черных комедий
«Очень-очень-очень темная материя» – Новая сцена, 4 сентября
Спектакль Евгения Закирова поставлен по пьесе Мартина МакДонаха, очень известного британо-ирландского драматурга и режиссера, автора таких фильмов, как «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Так что неудивительно, что у постановки обнаруживается родовое сходство с черными кинокомедиями в духе Квентина Тарантино и того же МакДонаха, где кровь льется рекой, персонажи ведут абсурдные и странные диалоги и выглядят уж до того диковато, что становится скорее смешно, чем страшно. Есть в этой истории о том, кто же на самом деле сочинял сказки Андерсена и трогательные повести Диккенса, оммаж и Дэвиду Линчу с его «Твин Пиксом» и загадочной красной комнатой.
На крупном плане
«Маскарад с закрытыми глазами» – Основная сцена, 17 сентября, 29 октября
Использовать съемку с видеокамер, когда в режиме реального времени изображение транслируется на экран, любят многие театральные режиссеры – в МХТ этот прием можно увидеть также в спектаклях Константина Богомолова «Карамазовы», «Мужья и жены», «Три сестры»… Постановщик «Маскарада» Петр Шерешевский при помощи видеокамер максимально приближает к нам драму Арбенина (Игорь Верник) – современного интеллектуала, преподавателя филологии, который вроде бы все знает и про Лермонтова, и про ревность, и про другие темные стороны человеческой натуры, но это не уберегает его от того, чтобы в какой-то момент оказаться на краю пропасти.
Игра с документом
«Занавес» – Малая сцена, 11 сентября, 11 октября
Режиссер Юрий Квятковский обозначил жанр своего спектакля, поставленного к 125-летию МХТ, «документальный фильм на сцене». В основе «Занавеса» лежит пьеса Андрея Стадникова, который поговорил с женщинами разных профессий, работающими в Художественном театре: актрисами и администраторами, осветителями и ключницами, суфлерами и билетерами. Игра с документом происходит в этом изысканно и нелинейно придуманном спектакле на разных уровнях: есть операторы с камерами, которые снимают героинь, само пространство похоже на студию с хромакеем, в действие включены старая хроника и архивные фотографии.
Мелодрама по-голливудски
«Веселые времена» – Малая сцена, 16 сентября, 2 октября
Романтическая комедия Эрнста Любича «Ниночка» с Гретой Гарбо в главной роли – один из самых известных американских фильмов середины ХХ века в легком жанре. Снятый в 1939 году, он получил четыре номинации на «Оскар», в том числе и за сценарий. В искрометном сюжете «Ниночки» где-то глубоко таятся и драматические ноты: ведь главная героиня приезжает в Париж из Советского Союза эпохи Сталина, она суровая партийная дама, обремененная важным государственным заданием. О котором, впрочем, забывает, когда увлекается неким парижским графом. Эта эффектно написанная история легла в основу спектакля Михаила Рахлина «Веселые времена» со Светланой Колпаковой в главной роли. В спектакле много музыки, юмора, а заканчивается все типично голливудским хэппи-эндом.
Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ
Также будет интересно: