Вот я много и часто пишу про автомобили. Но ведь эти самые автомобили много что окружает. Например, институт кредитования. Конкретно для нашей страны институт очень важный, так как за первые 6 месяцев этого года 62% всех новых машин были куплены через заёмные средства.
Более того, в июле 2024 года российский рынок автомобильного кредитования вышел на свой исторический максимум. Портфель кредитов на машины тогда вырос на 111 миллиардов рублей. Вот такие дела.
И вот буквально несколько дней назад появилась новость о том, что 31 400 россиян допустили просрочки до 90 дней по своим автокредитам. И как сообщает Объединённое кредитное бюро через «Коммерсант», это максимальный показатель с 2018 года.
Ещё один исторический рекорд — по данным аналитического агентства Frank RG, в минувшем сентябре банки выдали 173,8 тысяч автокредитов с общей суммой почти в 248 миллиардов рублей.
Поэтому я повторю прогнозы экспертов (хотя экспертом тут быть и не надо, всё очевидно), что в ближайшем будущем количество должников с просрочкой будет расти. И те самые 30 с небольшим тысяч — вовсе не последний рекорд.
К слову, ситуацию уже прочувствовал Центробанк. Они будут пытаться получить полномочия, чтобы ввести так называемые макропруденциальные лимиты по автокредитованию.
О чём речь? Если простыми словами, то хотят запретить гражданам с ипотекой или потребительскими кредитами брать ещё и автокредит.
То есть, банки обяжут ужесточить требования к заёмщиками и пристальнее смотреть на их кредитную нагрузку. Вот только навряд ли сами банки будут в восторге, потому что в первом полугодии ещё прошлого года число россиян с кредитами выросло до 47 миллионов человек.
А больше всего выросло число тех, кто как раз имеет 3 кредита и более. Таких на тот момент было 11 с лишним миллионов. Может сейчас ещё больше, но более свежей статистики найти не удалось.
Однако я клоню к другому. Типичный получатель автокредита — этот как раз семьянин с ипотекой и хотя бы одним потребительским кредитом. Например, на ремонт в той же ипотечной квартире.
Если таким людям запретят брать кредиты на китайские машины за 2,5-3 миллиона, то кто их вообще будет брать? Молодые парни, которые покупают «семёрки» за 50 000 рублей? Или богатые дяденьки, которым на заказ привозят BMW за 15 миллионов?
Вот и выходит, что число заёмщиков должно сильно поубавиться. Не удивлюсь, что если скоро мы услышим и «Плачь Ярославны» от дилеров. Они, по идее, пострадают сильнее банков, так как продажи должны пойти вниз. И заметно.
Зачем россияне набрали кредиты на машины, за которые не могут платить?
Причина №1: машина вместо квартиры
По словам тех же экспертов, которые я нашёл в СМИ, сегодня мы наблюдаем коренной перелом среди тех вещей, куда вкладываются россияне.
Раньше в приоритете всегда были квартиры. Люди часто брали ипотеки не потому, что им было негде жить, а чтобы их деньги не обесценились. Особенно это было выгодно на этапе котлована.
Через несколько лет квартиру можно было выгодно продать или оставить детям, внукам. Сегодня недвижимость стала сильно дороже. Если раньше двухкомнатная в «хрущёвке» стоила 2,5-3,5 миллиона, то сейчас их продают по 5-8 миллионов.
Поэтому население перевело фокус на автомобили. Да, они по идее, с годами должны дешеветь. Но в России это не работает. Грубо говоря, Hyundai Solaris 2011 года можно сегодня продать в 2 раза дороже, чем он был куплен когда-то.
Если машина в хорошем состоянии, конечно. Да, китайские иномарки обесцениваются сильнее, чем европейские, корейские, японские или даже российские машины.
Но с такими темпами роста «утиля» и ключевой ставки они всё равно не сильно потеряют в цене даже за 5 лет.
Причина №2: Утилизационный сбор
Здесь даже и комментировать нечего. Люди опасаются, что скоро иномарки будут стоить заметно дороже, чем сейчас, поэтому пытаются урвать себе машину по старой цене. К примеру, именно с этим связано то, что всё лето и сентябрь продажи новых машин шли ввысь и ставили новые рекорды.
Как мы уже выяснили за последние годы, россияне в целом довольно легко начинают волноваться и поддаются импульсу.
Например, как с пресловутой гречкой, сахаром и туалетной бумагой в 2020 году.
Вот и с машинами случилась та же самая история. Ценники ещё не успели подняться, а ажиотаж уже пошёл во всю.
Причина №3: Финансовая безграмотность и безысходность
В общем и целом, покупка машины в России сегодня — так себе затея. Цены с 2021 года подскочили в 2-2,5 раза. Ключевая ставка уже 21%. Соответственно, ставки по кредитам ещё выше.
И если бы тоже самое происходило сейчас в Европе или США, то местные автовладельцы бы массово прекратили покупать машины. Просто по той причине, что именно сейчас это максимально финансово не выгодно.
Особенно те, кому машина не особенно нужна. А вот просто хочется. У нас пока оное не работает.
К слову, как раз на этого и добивается тот самый Центробанк, который поднимает ставку, чтобы россияне покупали меньше машин (в том числе) и не разгоняли инфляцию. Но они всё равно покупают.
Да, я понимаю таксистов или курьеров, которых машина кормит. Но если вы вполне можете ездить на метро и у вас даже нету дачи, то зачем вам личный автомобиль? Тем более, с такой нагрузкой на личный бюджет?
А вот тем же, кто на машине работает, попросту некуда деваться.
А какие причины вы видите в том, товарищи, что десятки тысяч россиян берут автокредиты, которые не могут отдать?
Своим мнением можно поделиться в комментариях. Буду признателен.
Советую посмотреть:
Чем отличается Лада Аура от Весты? И правда ли она не хуже Toyota Camry? Нашлось 6 отличий
На рынок РФ вышел Jetour X50. Почему его называют главной угрозой для Лады Весты? Нашёл 3 причины
5 лучших внедорожников XX века. По надёжности, проходимости и вкладу в историю. За сколько их сегодня можно купить?
Если было интересно? Тогда приглашаю и в свой telegram-канал . Там самые свежие новости и шпионские фотографии. А здесь аналитика :)