Найти в Дзене
Анна Бердникова

Мама непрестанно повторяла, что все, что она делает, все ради меня

Из рабочего процесса: Когда я кому-то из тех, кто давно меня знает, говорю, что у меня с матерью натянутые отношения, люди только что у виска не крутят пальцем. Потому что мать «жизнь на меня положила», а я этого не оценила. Когда мне пришло время идти в детский сад, мама пошла туда вместе со мной. Она устроилась в сад воспитательницей. Вроде бы прекрасно, да? Но я была единственной доченькой, а тут у меня сразу двадцать конкурентов, и мать, которая стремится стать хорошим воспитателем, и не выделять своего ребенка, потому что это непедагогично. В общем сад я помню, как постоянно проигрываемую битву за материнское внимание. А потом мы вместе пошли в школу, мать устроилась воспитателем продленки. Стало полегче, чем в саду. Но не на много. Сначала я даже радовалась, мы вместе, с кем еще мама ходит в школу? Но при переходе в среднее звено осознала, насколько это большая проблема - быть учительским ребенком. Как любой твой шаг и действие рассматривается под микроскопом и докладывается род

Из рабочего процесса:

Когда я кому-то из тех, кто давно меня знает, говорю, что у меня с матерью натянутые отношения, люди только что у виска не крутят пальцем. Потому что мать «жизнь на меня положила», а я этого не оценила.
Когда мне пришло время идти в детский сад, мама пошла туда вместе со мной. Она устроилась в сад воспитательницей. Вроде бы прекрасно, да? Но я была единственной доченькой, а тут у меня сразу двадцать конкурентов, и мать, которая стремится стать хорошим воспитателем, и не выделять своего ребенка, потому что это непедагогично. В общем сад я помню, как постоянно проигрываемую битву за материнское внимание.
А потом мы вместе пошли в школу, мать устроилась воспитателем продленки. Стало полегче, чем в саду. Но не на много. Сначала я даже радовалась, мы вместе, с кем еще мама ходит в школу? Но при переходе в среднее звено осознала, насколько это большая проблема - быть учительским ребенком. Как любой твой шаг и действие рассматривается под микроскопом и докладывается родительнице. Вот это было, пожалуй, самое худшее в моей школьной жизни. Матери казалось, что все мои проступки должны быть наказаны, что я это зеркало ее репутации, поэтому не должна ни курить за углом школы, ни сидеть в раздевалке вместо урока. За все, даже самую мелкую провинность мне влетало – «мама не горюй»!
Видимо, тогда, в школе наши отношения и глобально испортились. У меня везде была требовательная классная дама, а мамы не было нигде. Это и стало основой проблемы. Но мама непрестанно повторяла, что все, что она делает, все ради меня.
А потом восстановить отношения как-то и повода не было. Сейчас мне 32, я самодостаточная взрослая женщина, которая никакого отношения к педагогике не имеет. Замуж не хочу, детей боюсь рожать, людей к себе близко не подпускаю. А профессионал я классный – на квартиру и машину себе заработала… Но иногда хочется простого человеческого тепла.

Ваши впечатления детства обусловлены как минимум двумя значимыми сценарными факторами: Ваша мама назначила Вас смыслом своей жизни и работала педагогом в одном образовательном учреждении с Вами. Даже одного из перечисленных факторов бывает достаточно, чтобы оставить после себя удручающее впечатление. В Вашем случае сошлись они оба.

Когда ребенка назначают смыслом своей жизни, ребенок становится не только и не столько центром родительской Вселенной, но и получает массу требований и ожиданий, которые нужно выполнять, потому что такое центровселенное положение обязывает. Например, в Вашем случае Вы должны были вести себя в саду так, чтобы не претендовать на мамино внимание, не подставлять ее тем самым и оправдывать ее могучий воспитательный потенциал, благодаря такому поведению ребенка мама теоретически становилась замечательным воспитателем.

-2

Дети учителей – это особая категория. Эти дети страдают в первую очередь от того, что мамы с большим трудом проходят то переключение, которое Вы отмечаете: из мамы в учителя и обратно. Довольно часто самый близкий человек ребенка застревает в учительской позиции (психологически ежедневный переход дается тяжело) и ребенок оказывается сиротой при живой маме, закрепившейся в учительской позиции. Мама рядом, но у нее суровая складка между бровями, поджатые губы и требовательный холодный взгляд, который никогда не оттаивает. Что, в свою очередь, накладывает на ребенка обязательство, соответствовать и быть отличником большую часть учебного времени, иначе мамина репутация пострадает.

При всем при этом мама и в самом деле могла считать, что делает для Вас лучшее из возможного в ее ситуации. А возможно, это и было лучшее из того, что она могла дать.

Это горько осознавать, когда не складываются отношения с самыми близкими родственниками. Однако, так бывает. И у текущего положения есть один существенный плюс: Вы точно знаете, как не надо, как в отношениях быть не должно. И Вы не Ваша мама, Вы совершенно другой человек. Значит, создавая свою семью, Вы можете делать это по своим правилам, Вам совсем не обязательно повторять мамины ошибки. Да, и в педагогике Вы скорее всего не работаете.

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь