Из рабочего процесса:
Часто думаю в последнее время о природе благодарности. Мы с мужем все для детей: кружки, экскурсии, медицина, пока росли. Жильем, конечно, не смогли обеспечить. Дочь с мужем ипотеку взяли, сын с девушкой снимают. Каждый из них приходил, намекал, что неплохо бы квартиру разменять – на всех же была. Как разменять стандартную трешку на три части так, чтобы еще и жить в чем-то можно было?
Да, и не об этом речь сейчас, а о том, что дети выросли и у них море претензий: не так воспитывали, не так лечили, не так учили, не так общались. Нет у них желания приезжать просто так, пообщаться, чаю попить, навестить родителей, чем-то интересным поделиться. Конечно, если звоню и прошу помочь, тогда приезжают и помогают, хоть и нехотя, как будто через силу. Нет, какого-то стремления позаботиться о родителях, сделать жизнь родителей лучше. Соседке сверху дети поездку к морю организовали – три недели ходила поливать ее цветы, поэтому знаю. На работе коллеге дочь с зятем ремонт оплатили, кухню поменяли. Слушаю такие истории с чувством острой досады.
Наши дети школу закончили, как уехали учиться, так и все, как будто больше мы не одна семья, чужие люди и то ближе. А как встретимся, так какие-то обиды сплошные.
Думаю, это мы что-то не так сделали, или это молодежь сейчас такая, неблагодарная. Когда думаю об этом, тяжело на душе становится, ничего уже не исправишь, да и непонятно, что исправлять-то: квартиру детям отдать, а самим на кладбище? Так рано еще, нам с мужем шестидесяти нет.
Есть в Вашем рассказе несколько цепляющих деталей.
Вы с мужем работаете, Вам обоим нет еще шестидесяти. Это означает, что Вы еще вполне бодры и полны сил и какой-то глобальной помощи Вам не требуется по крайней мере на регулярной основе. Если острая необходимость возникает, дети откликаются и прибывают – делают то, что нужно. Да, они не особенно этим довольно, однако приезжают и помогают.
Вы начинаете рассказ с квартиры, потом отмахиваетесь от этой темы, говорите, суть не в этом, но в конце снова возвращаетесь к квартирному вопросу. Это может означать, что его вес несколько больше, чем Вам хотелось бы в Ваших отношениях. Понимаете, молодым людям без жилья или с ипотекой, этот вопрос довольно часто видится вообще самым главным в жизни. Когда есть ипотека или планы на нее, то свободных денег, как правило, не бывает совсем. Устраивать работающих, вполне дееспособных родителей в санаторий или везти к морю в такой ситуации – довольно проблематично. Что касается ремонта кухни – это вообще может быть болезненным вопросом: у Ваших детей, в отличие от Вас, нет собственной кухни и им ремонт делать просто негде.
Вы говорите, что дети к Вам не тянутся, не стремятся проводить время. А когда все-таки выбираются к Вам, то общение наполнено претензиями и обидами. Возникает вопрос о том, кто начинает этот диалог? Потому что в Вашем описании ситуации тоже сквозит обида: у всех дети, как дети, а мои неблагодарные – к морю не везут, кухню не ремонтируют. Если Вы, тогда дети защищаются или даже констатируют факты: у меня нет жилья, все туда, поэтому не могу помочь Вам на море собраться. Вы в этой фразе слышите упрек: нет жилья = это Вы, родители, меня жильем не обеспечили. Вы на этот «упрек» отвечаете «у всех дети…» и разговор начинает идти по кругу взаимных претензий.
Если это так, то замкнутый круг претензий необходимо разорвать. Сделать это может тот, у кого есть для этого ресурс. Жизненный опыт и мудрость для этого очень хороший ресурс. Попробуйте в ходе встречи с детьми ни разу не вернуться к теме «дети, как дети» просто порадуйтесь, что Ваши дети такие самостоятельные и отзывчивые: Вы позвали, они приехали. Это ведь и в самом деле здорово: дети выросли и Вы сами еще полны сил – не время для обид и взаимных упреков.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь