Найти в Дзене
Градач

Как концессии меняют Санкт-Петербург: от скоростных магистралей до исторических зданий

Оглавление

Санкт-Петербург переживает уникальную трансформацию: от новых скоростных магистралей до сохранения исторических зданий — город обновляется благодаря концессионным соглашениям, которые привлекают частные инвестиции в важнейшие проекты. Эти соглашения меняют не только транспортную систему и архитектурный облик, но и создают новые возможности для бизнеса и туризма.

Что такое концессия и зачем это городу? Разберем на примере петербургских проектов и их значении для сегодняшнего и будущего Санкт-Петербурга.

Концессии: зачем они нужны Санкт-Петербургу?

Концессионные соглашения — это форма государственно-частного партнерства (ГЧП), при которой город и частные компании заключают долгосрочный договор. Частный партнер берет на себя обязательства по строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, при этом он несет значительную часть расходов и рисков. Это позволяет городу решать инфраструктурные задачи, избегая большой финансовой нагрузки на бюджет.

Санкт-Петербург — один из лидеров в России по применению концессий. Согласно данным Комитета по инвестициям, на 2023 год в Петербурге реализовано более 20 концессионных проектов с объемом инвестиций свыше 150 миллиардов рублей. Это проекты не только для решения текущих задач, но и для создания фундамента на будущее, в том числе для удобства горожан, развития экономики и сохранения культурного наследия.

Также, не в рамках ГЧП, но в рамках инвестиций застройщиков в инсфраструктуру Санкт-Петербург реализует и небольшие транспортные проекты. Более подробно на тему инвестиционных соглашений мы говорим в статье: Градостроительная политика Санкт-Петербурга. Где дороги к ЖК?

Западный скоростной диаметр (ЗСД): транспортная артерия города

Среди крупнейших транспортных проектов города Западный скоростной диаметр (ЗСД) — один из самых известных и масштабных. Эта скоростная платная дорога соединила северную и южную части города, улучшив сообщение с портом и связав центральные районы с федеральными трассами. Протяженность магистрали — около 46,6 километра, она включает в себя мосты, эстакады и развязки.

Проект ЗСД важен не только как новая транспортная артерия, но и как пример удачного сотрудничества города с частным бизнесом. Строительство началось в 2013 году, и уже к 2016 году проект был завершен. Концессионер получил право управлять дорогой на 30 лет, а это значит, что ЗСД будет поддерживаться в надлежащем состоянии без дополнительных затрат для города.

Вернее как без затрат. К сожалению, город ежегодно "приплачивает" концессионерам недополученные доходы от оплаты проезда. Оплата выстроена так: инфраструктура строится ради коммерческой выгоды, а концессионное соглашение хорошо тем, что нижняя граница коммерческой выгоды фиксирована. Так, если машин по ЗСД будет ездит меньше, чем рассчитывалось при заключении концессии, то города доплачивает из бюджета текущим владельцам ЗСД до минимальных ожидаемых прибылей.

А расчёты будущих прибылей ведутся на основании транспортно-экономических изысканий. О том что такое транспортно-экономические изыскания мы более подробно писали в статье: Моделирование транспортных потоков в Санкт-Петербурге. Что это и зачем?

«Чижик» и «Славянка»: модернизация трамвайных сетей

Петербург — город с сильными традициями общественного транспорта, особенно трамваев. Проект «Чижик» стал одним из первых примеров концессионного соглашения в сфере общественного транспорта. В Красногвардейском районе реконструировали трамвайные пути длиной более 14 километров, обновили остановки, построили новое депо и закупили современные трамваи. Проект позволил повысить комфорт и скорость передвижения для жителей района, обеспечив стабильное сообщение с другими районами.

После успеха «Чижика» город продолжил развивать трамвайное сообщение. В стадии реализации находится проект «Славянка», который свяжет станцию метро «Купчино» с посёлком Шушары. Этот проект предполагает создание новой линии, которая поможет жителям быстро и комфортно добираться до нужных районов, минуя пробки. Подобные проекты также помогают снизить загрязнение воздуха и уровень шума, делая городскую среду более экологичной.

В перспективе улучшение общественного транспорта поможет сделать Петербург более комфортным для повседневной жизни, а также снизит нагрузку на автомобильные дороги, что улучшит экологическую ситуацию и создаст основу для устойчивого развития города.

Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург: ускорение связей между столицами

Высокоскоростная железнодорожная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом — еще один амбициозный проект, реализуемый в рамках концессионного соглашения. Магистраль должна сократить время в пути между двумя столицами до 2,5 часов, что значительно повысит мобильность жителей и откроет новые возможности для бизнеса и туризма. Стоит учитывать, что сейчас дорога в 2,5 часа до работы может быть обычным случаем для жителя Москвы.

Этот проект оценивается в более чем 2 триллиона рублей, из которых значительную часть составляют инвестиции частного капитала. Концессионер отвечает не только за строительство, но и за долгосрочную эксплуатацию линии, что позволит поддерживать её в рабочем состоянии в течение нескольких десятилетий.

Для Петербурга и его жителей проект означает ускорение связей между двумя крупнейшими городами России, что поможет создать новые рабочие места, увеличить товарооборот и развитие туризма. Проект также откроет новые возможности для жителей, желающих работать или учиться в одном из городов, но жить в другом.

Концессии для сохранения культурного наследия

Санкт-Петербург славится историческими зданиями и дворцами, которые формируют уникальный облик города. Одной из задач концессий стало восстановление объектов культурного наследия, которые нуждаются в реконструкции. Пример — проект реставрации «Усадьбы Игеля» и «Дома А.Е. Вяземского», которые будут преобразованы в гостиницы категории «три звезды».

Этот проект направлен на сохранение исторического облика зданий и создание новых туристических мест, которые будут интересны как местным жителям, так и туристам. Гостиницы будут отвечать современным требованиям, но при этом сохранят архитектурный стиль и атмосферу, что особенно важно для Петербурга, известного своим культурным наследием.

Инвесторы вкладывают средства в реставрацию зданий, а в обмен получают права на их эксплуатацию в течение 49 лет. После завершения срока соглашения здания останутся в собственности города, что позволяет сохранить культурное наследие на долгосрочной основе.

Социально-экономическое влияние концессий на город

Каждый из реализованных и планируемых проектов оказывает значительное влияние на экономику и общественную жизнь Санкт-Петербурга. Концессии позволяют городу развивать инфраструктуру, избегая перегрузки бюджета. Они создают рабочие места как на этапе строительства, так и при эксплуатации объектов. Строительство и управление дорогами и трамвайными линиями требуют занятости множества специалистов, от инженеров и строителей до обслуживающего персонала.

Кроме того, такие проекты способствуют увеличению налоговых поступлений, поскольку концессионеры платят налоги на доходы от эксплуатации объектов. Для Петербурга, который стремится развиваться и оставаться конкурентоспособным, это особенно важно. Концессии также способствуют росту туризма: туристы больше путешествуют, если в городе развита инфраструктура и есть комфортные условия для передвижения и отдыха.

В долгосрочной перспективе проекты концессий оказывают положительное влияние на качество жизни горожан. Более качественный транспорт, отреставрированные исторические здания, новые туристические объекты и рабочие места делают Петербург более привлекательным как для местных жителей, так и для приезжих.

Но важно помнить и о балансе. По умолчанию политика в отношении строительства транспортной инфраструктуры за счёт частных средств такова: платный проезд может быть альтернативой бесплатному проезду, но не единственным вариантом. У города какое-то время были мысли о том, чтобы в рамках ГЧП реализовывать путепроводы, которые так ждут жители - в створе Туристской ул., ул. Орджоникидзе и прочих. Однако, планы так и не пошли дальше, может и к лучшему.

Будущее концессий в России и их значение для Санкт-Петербурга

Опыт Санкт-Петербурга показывает, что концессии могут стать важным инструментом для решения городских проблем. Это не только способ привлечения инвестиций, но и возможность сделать городскую среду более современной, удобной и устойчивой. В условиях, когда бюджеты городов часто ограничены, концессии становятся жизненно необходимыми для модернизации инфраструктуры и повышения уровня жизни горожан. Концессии представляют собой интересный пример того, как сотрудничество между государством и частным сектором может способствовать устойчивому развитию.

Как будет выглядеть Санкт-Петербург при повсеместном использовании ГЧП при строительстве инфраструктуры. Фото генерировано нейросетями.
Как будет выглядеть Санкт-Петербург при повсеместном использовании ГЧП при строительстве инфраструктуры. Фото генерировано нейросетями.

Читайте также:

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это позволит алгоритмам "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации других каналов, которые пишут на те же темы!