Найти в Дзене
Градач

Моделирование транспортных потоков в Санкт-Петербурге. Что это и зачем?

Оглавление

Моделирование различных процессов и систем — это эффективный способ решения проблем без проведения экспериментов с реальными объектами.

Транспортно-экономические изыскания помогают решать задачи проектирования дорожных сетей, составления маршрутов и расписания общественного транспорта, а также оптимизации движения в существующих транспортных сетях. Без таких изысканий не обходится практически ни один проект в Санкт-Петербурге, в котором задействованы объекты капитального строительства.

Какой метод моделирования нужен?

Чтобы было проще выбрать метод моделирования, существуют различные классификации. Некоторые из них описаны ниже и основаны на следующих признаках:

  • по методу расчётов (компьютерные, математические);
  • по типу решаемых задач (прогнозные, имитационные, оптимизационные);
  • по уровню детализации (макроскопические, микроскопические, мезоскопические).

В последнее время эксперты всё чаще используют классификации, которые базируются не на одном критерии, а на их комбинации. Для решения градостроительных и планировочных задач используются в основном два вида моделей: макромодели (масштаб города, агломерации, региона, страны) и микромодели (масштаб конкретного узла, проекта, земельного участка).

Без транспортно-экономических изысканий в Санкт-Петербурге мало какой проект можно согласовать. Если строишь квадратные метры, то обязан объяснить как к ним можно приехать, припарковаться и уехать, а также как себя будут чувствовать остальные участники движения, если твой объект появится в городе. В основном для обоснования используются макромодели.

Сбор исходных данных

При работе с макромоделью выбирается зона обследования, которая может соответствовать либо транспортному району (условное деление города на участки, которые в той или иной степени могут быть по смыслу объединены в обособленные территории, ограниченные, например рекой, парковыми зонами или широкими магистралями), либо может быть определены экспертным методом. В границах такой зоны производится оценка градостроительного развития на перспективу генерального плана города. Основная задача - понять текущее состояние (сколько в зоне обследования жителей, рабочих мест) сейчас и будет в будущем.

Границы зоны тяготения объекта исследования на примере проектирования улицы
Границы зоны тяготения объекта исследования на примере проектирования улицы

По границам зоны исследования для модели устанавливаются "кордоны", для которых определяются транспортные потоки на въезд и не выезд. Благодаря такому решению, можно сэкономить ресурсы на работу с моделью, ведь для оценки решения конкретной задачи не понадобится моделировать весь город или даже агломерацию. В случае с Санкт-Петербургом такая задача, можно сказать "со звёздочкой".

Также оцениваются мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры как в зоне тяготения объекта исследования, так и в целом в городе. Общегородские мероприятия учитываются постольку-поскольку, их влияние в основном влияет на изменение транзитных транспортных потоков. Так, в случае с Санкт-Петербургом, такое мероприятие как строительство Магистрали М-7, стало чуть ли не основным условием для согласования большинства проектов нового строительства и реновации территорий северных районов Санкт-Петербурга. Судьба магистрали так и осталась не решена до конца, а ссылающиеся на неё проекты уже реализуются.

Для макромодели также в качестве исходных данных проводятся замеры интенсивности основных узлов, на которые вероятнее всего (согласно экспертной оценке и здравому смыслу) окажет влияние реализация конкретного проекта. Замеры проводят как правило при помощи видео-камер, которые либо крепятся на столбы, либо на остальные кронштейны, которые ставят вдоль дороги. Такие замеры нередко воспринимаются водителями как камеры "на скорость", а силовыми ведомствами как "подозрительная активность".

Схема основных узлов (фиолетовым с номерами), на которых проводятся замеры интенсивности движения, а в дальнейшем моделирование транспортных потоков на дату ввода в эксплуатацию и долгосрочную перспективу
Схема основных узлов (фиолетовым с номерами), на которых проводятся замеры интенсивности движения, а в дальнейшем моделирование транспортных потоков на дату ввода в эксплуатацию и долгосрочную перспективу

Моделирование транспортных потоков

Практика в Санкт-Петербурге сложилась такая: при замере существующей интенсивности движения определяются самые проблемные узлы. К проблемным можно отнести те, в которых уже на данный момент наблюдаются уровни загрузки, приближающиеся к 100%, то есть к исчерпанию лимита пропускной способности. При моделировании транспортных потоков на долгосрочную перспективу, именно эти узлы попадают под пристальное внимание транспортных ведомств, а конкретно СПб ГБУ "Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга" и ведающего им Комитета по транспорту.

Моделирование транспортных потоков делаются как правило на две даты: на дату ввода объекта в эксплуатацию и на долгосрочную перспективу. Под долгосрочной перспективой понимают 20-25 лет, то есть расчётный срок генерального плана города.

По результатам расчётов будет подготовлен отчёт, в который попадут как картограммы, показывающие перспективные интенсивности движения, так и схемы этих самых "проблемных узлов", на которых будут изображены, с учётом перспективной схемы движения, транспортные потоки по конкретным направлениям.

Пример картограммы распределения транспортных потоков
Пример картограммы распределения транспортных потоков

Именно по таких схемам и принимаются решения о дополнительных элементах улиц, например дополнительные полосы для правого или левого поворота, запреты маневров, а также установка светофорных объектов и их режимов. После того, как проектировщик заложит рекомендуемые мероприятия, их нужно снова оценить, закинув в модель. Если на выходе уровни загрузки сечений и узлов будут превышать нормативные, то проектировщику придется снова обдумать свою планировку и дать предложение по изменениям.

Такой процесс может продолжаться как правило около 1-2 месяцев, но на выходе планировочные решения будут обоснованы интенсивностями транспортных потоков, что во-первых соответствует требованиям СП Градостроительство, а во-вторых само по себе очень убедительно.

Резюме

Отчёт о моделировании транспортных потоков может быть как оформлен отдельно для комплекта документации, так и разобран на цитаты и выдержки, после чего интегрирован в пояснительную записку проекта. Особенно убедительно будет смотреться как приложение в разделе изысканий.

Важно помнить, что хоть моделирование транспортных потоков это мощный инструмент в умелых руках, точность транспортно-экономических изысканий, как и любого "взгляда в будущее" тем менее точна, чем в более далекое будущее мы пытаемся заглянуть. Настоятельно не рекомендуется принимать какие-либо финансовые решения на основании таких изысканий. Хотя конечно мы принимаем.

Понравилась статья? Читайте ещё: Навигатор по статьям Градач