О том, что автомобилестроение при СССР было высокоразвитой отраслью помнят многие. Время беспощадно: большая часть из того что было создано советскими инженерами уже давно сгнило на свалках, или было сдано на переплавку.
Что говорить о технике, выпущенной почти полстолетия назад, если даже большинство заводов после развала страны были признаны банкротами и перестали существовать.
Тем, кому повезло не только «выжить» в условиях жесткой конкуренции, но и сохранить предприятия, удалось практически невозможное: сохранить остатки автопрома, который в свое время считался одним из лучших в мире.
Именно эти коллективы продолжили выпуск моделей, серийное производство которых было налажено еще при целостности Советского Союза.
Грузовик Урал-4320
Серийное производство армейского грузовика «Урал-4320» было начато еще в 1977, после модернизации модели армейского «Урал-375», который хотя и обладал уникальными техническими особенностями, был слишком прожорлив даже на период, когда топливо стояло для государства копейки.
Занимался сборкой грузовика коллектив Уральского автозавода, который еще долгий период продолжал выпуск обеих моделей одновременно.
Причина, почему модель «Урал-375» не снимали с производства, объяснялась просто: на новую модель грузовика долгое время не могли подобрать нужный по техническим характеристикам силовой агрегат.
Основным предназначением грузовик «Урал-4320» является перевозка людей и грузов, а также буксировка различной техники в условиях бездорожья.
Эта модель с легкостью преодолевает водные и заболоченные преграды шириной до 2 м, при этом глубина канавы особой роли не играет, так как грузовик легко выезжает на крутые подъемы.
Пройдя модернизацию модель «Урал-4320» остается до сих пор крайне популярным грузовиком для лесных хозяйств, занимающихся заготовкой древесины, в регионах крайнего Севера и других районах страны, где требуется выносливая и надежная техника.
ПАЗ-3205
Руководство и коллектив Павловского автобусного завода тоже смогли преодолеть чудовищные перемены в экономике страны, связанные с распадом СССР.
Это предприятие в период существования Советского Союза выпускало один из наиболее популярных в стране автобусов, которые главным образом обслуживали маршруты, местного значения, а также закупались различными предприятиями в качестве служебной техники.
Первой моделью, с которой начинается история серийного производства автобуса, стал ПАЗ-672, неказистый и малокомфортный, но выносливый и качественный в сборке транспорт, о котором с ностальгией вспоминает категория людей, заставших период существования СССР.
Ряд модификаций привели к появлению модели ПАЗ-3205, который серийно был запущен в 1985 году, незадолго до развала Советского Союза.
Никто даже предположить не мог, что настолько простой в сборке автобус, с вместимостью всего в 22 человека станет одним из самых востребованных в обслуживании пригородных и городских маршрутах.
Несмотря на развал страны и крах экономики с появлением частных автотранспортных предприятий востребованность в продукции павловского автобусного завода резко возросла.
Были и другие заказы, от государственных структур, которые нуждались в небольшом служебном транспорте для перевозки людей.
Несколько лет общего кризиса не повлияли на производственные процессы коллектива завода, который не только продолжал выпускать ПАЗ-3205, но и немного модернизировал модель.
В 2014 году, а чуть позже в 2017 годах модель была повторно модернизирована, хотя внешний облик автобуса, несмотря на ряд различных изменений, так и остается узнаваемым.
УАЗ-452
В далеком прошлом, в 1959 году никто из разработчиков модели автомобиля который в первую очередь создавался как техника для перевозки людей и грузов и предположить не мог, что их творение переживет не только их, но и страну, в период которой они жили.
Перед инженерами была поставлена задача создание многофункционального по использованию микроавтобуса, который бы смог выполнять самые различные задания.
Пройдя испытания, УАЗ-452 начали серийно выпускать в 1965 году, распределяя все изготовленные машины строго между различными организациями, включая военное ведомство.
Для увеличения нужных стране специализированных автомобилей к выпуску модели подключили Тольяттинский автомобильный завод, который кроме обычных внедорожников выпускал экспортный вариант модели.
За весь период серийного производства модель прошла несколько этапов модернизации, расширившие функциональные возможности внедорожника.
В 1990 году была ситуация, когда от выпуска автомобиля в связи с высокой конкуренцией с зарубежными компаниями хотели отказаться. Это был единственный период, когда все производство Ульяновского завода могло окончательно перестать существовать.
Тем не менее, оставался еще Тольяттинский завод, который выпускал модель в Монголию, Кубу и другие европейские страны.
Возможно, скоро и это предприятие прекратит серийный выпуск УАЗ-452 и причина, почему это произойдет, понятна: технические характеристики микроавтобуса устарели и пора создавать что-то новое.
Тем не менее, факты вещь упрямая: УАЗ-452 остается одной из немногих автомобилей, переживший не только своих создателей, но и саму страну, при которой начинали его выпускать.