Министерство сообщения передало в правительство доклад, в котором расписан сценарий реализации проекта панбалтийской железнодорожной магистрали Rail Baltica и подсчитан объем необходимых для этого средств.
В первой очереди ведомство предлагает:
- построить один путь от границы Литвы до Эстонии, начав строительные работы на участке граница Литвы - Миса в соответствии с имеющимся финансированием;
- завершить начатые строительные работы на обоих рижских международных вокзалах (в аэропорту Риги и южной части Рижского центрального железнодорожного вокзала), чтобы придать этим объектам функциональностm;
- построить новую ширококолейную железнодорожную линию от станции Иманта до аэропорта Риги, чтобы интегрировать аэропорт в существующую ж/д сеть;
- построить не менее 4 региональных станций (Салацгрива, Скултес муйжа, Саласпилс/Даугавкрасты и Бауска), пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением и ответвление для будущего Саласпилсского грузового терминала;
- создать железнодорожное соединение с европейской шириной колеи с одним из двух рижских международных вокзалов.
Для завершения работ в аэропорту и на ж/д вокзале Риги предлагается перераспределить средства, доступные транспортной отрасли в рамках двух европейских источников - Механизма оздоровления и устойчивости и Фонда выравнивания. Что касается выбора - какую именно строить европейскую колею (Упеслеяс - вокзал или Миса - аэропорт), необходимо подсчитать, какое соединение будет выгоднее с экономической, технической и финансовой точек зрения, отмечается в докладе.
Министерство предлагает вести работы в Риге параллельно с созданием трансграничного соединения, обозначив, что внешний участок все-таки имеет приоритет. Для реализации последнего пункта плана траспортники предлагают задействовать альтернативные финансовые решения - например, публично-частное партнерство. Для четырех предыдущих пунктов приоритетным является финансирование из еврофондов.
Велодорожку построили, а ж/д мост - нет: у Риги отберут 600 тысяч евро?
По замыслу Минсообщения, такой сценарий для первой очереди работ обеспечит выполнение Латвией международных обязательств и позволит приблизиться к минимальному объему и срокам реализции проекта, которые установлены в положении о Европейской транспортной сети (TEN-T).
Новая оценка затрат
- По оценке министерства, общая стоимость реализации первого этапа трансграничного соединения от границы Эстонии до границы Литвы (с использованием только грузового объездного пути через Саласпилс) составляет 4,5 миллиарда евро.
- Два международных пассажирских вокзала и связанная с ними инфраструктура железнодорожных путей потребуют 875 миллионов евро.
- Точечные объекты, в том числе пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте, центр управления движением, ветка для Саласпилсского грузового терминала и 4 региональные станции, обойдутся в 133 миллиона евро.
- Предприятие RB Rail подсчитало, что на реализацию рижского участка Упеслеяс - Центральный вокзал потребуется 629 миллионов евро, а участка Миса - аэропорт Rīga - 924 миллиона.
Сэкономить на всем
Оценки на затраты опираются на первоначальное техническое исследование и предложенные в нем технические решения. Министерство надеется, что при активном сотрудничестве всех участвующих сторон, в том числе при подготовке строительного проекта, можно будет изменить и упростить технические решения - а это, в свою очередь, позволит существенно сократить объем необходимых на этих этапах инвестиций.
Кроме того, под руководством транспортного ведомства идет работа по оптимизации общих строительных затрат. Это нужно для того, чтобы сократить прогнозируемый объем финансирования на реализацию первой очереди проекта, поясняет Минсообщения.
В министерстве указали, что пересматривают технические решения по объектам, которые могут быть построены на следующих стадиях, и определяют те позиции расходов, по которым можно было бы упростить техническое решение - например, пересечения трассы Rail Baltica с автомагистралями, подъездные пути, шумозащитные стены и т. д.
Где взять деньги?
С 2015 по 2024 год благодаря участию в конкурсах проектных заявок, объявленных Еврокомиссией для выделения финансовой помощи из Европейского инструмента соединительной инфраструктуры (CEIF), в Латвии было привлечено в общей сложности 1,426 миллиарда евро (включая софинансирование из госбюджета).
"Сидим в сарае и мечтаем о дворце": что в Латвии думают про Rail Baltica >>
На период многолетнего бюджетного планирования ЕС (2021-2027) Латвии будет доступно ориентировочно 160 миллионов евро. Минсообщения рассчитывает, что эти средства позволят продолжить строительные работы в южной части - по направлению из Литвы в Саласпилс.
Для завершения строительства рижских международных станций в рамках первой очереди проекта Rail Baltica министерство предлагает использовать средства Механизма оздоровления и устойчивости ЕС и Фонда выравнивания. Деньги выделены для железнодорожной отрасли Латвии в целом, и ведомство считает нужным их перераспределить на работы по Rail Baltica. Свои предложения в этой части транспортники включили в информационный отчет "О развитии сети железных дорог Латвии в многолетнем бюджетном периоде ЕС 2021-2027 годов". Сейчас он передан на согласование ответственным министерствам.
Как заключает Минсообщения, недостающее финансирование для остальных мероприятий первой очереди возможно привлечь из еврофондов, госбюджета и других финансовых источников (в том числе альтернативных - через привлечение частных инвесторов).
Читайте еще по теме:
Rail Baltica для Латвии, Литвы и Эстонии: как-нибудь склеим?
Rail Baltica в Риге: "надуть" Европу у Латвии не вышло >>
Про поезда забыли: Rail Baltica не заработает и в 2032-м >>