Латвия сейчас не может позволить себе строительство железной дороги Rail Baltica, заявил министр земледелия Армандс Краузе.
По его словам, единственный выход из сложившейся ситуации - заморозить проект по меньше мере на год.
"Изначально железная дорога Rail Baltica для Латвии стоила около 1,9 миллиарда евро, сейчас - около 10 миллиардов. Конечно, есть инфляция, но очевидно, что хорошего планирования и продвижения проекта не было. Я лично не понимаю, как мы можем сейчас поддержать почти 10-миллиардные расходы", - недоумевает Краузе.
Мечты и реальность
Он отметил, что многие жители мечтали сесть на поезд в Риге и выйти в Берлине, но теперь стало понятно - в Риге никто никуда не сядет.
"У Латвии нет денег, и никто не может честно сказать, что мы вообще не можем себе позволить Rail Baltica", - подчеркнул Краузе.
Министр напомнил, что по первоначальным планам 85% стоимости работ должен был оплатить ЕС, а Латвия - добавить из госбюджета оставшиеся 15%.
"Похоже, выходит как раз наоборот: Брюссель даст 15%, а Латвия должна профинансировать 85%. В бюджете таких денег нет, и нужны займы. Но я не могу согласиться с тем, что мои дети и внуки будут платить за Rail Baltica, хотя пока даже неизвестно, будут ли ходить по ней поезда", - возмущается Краузе.
Союз "зеленых" и крестьян, к которому принадлежит министр, выступает за то, чтобы 85% проекта финансировала Европой, а железнодорожная трасса обязательно проходила через Ригу. При этом в партии считают обязательным, чтобы источники финансирования проекта были полностью прозрачны.
"Если у нас нет денег, мы не покупаем роскошные вещи ни для себя, ни для дома, ни для семьи. Мы сидим в деревянном сарае и мечтаем, что у нас будет дворец, мечтаем, чтобы кто-то дал нам миллиарды на строительство этого дворца", - отметил министр.
Военная мобильность - пшик?
Краузе также сомневается в целесообразности проекта - например, в части пресловутой военной мобильности. Он напомнил, что в странах Балтии уже существует хорошо развитая дорожная сеть, а при прокладке Rail Baltica в Латвии планируется построить всего четыре моста.
"С учетом того, как сейчас разрушаются мосты в ходе конфликта на Украине, этот фактор (Rail Baltica - ред.) не будет представлять существенной ценности для военной мобильности. Мосты невозможно защитить", - уверен чиновник.
Краузе добавил, что сейчас в его ведении совсем другая отрасль латвийского хозяйства, а мнение является личным и не согласовано ни с партией, ни с правительством.
Дорога в никуда
Летом стало известно, что к 2030 году (уже перенесенному сроку готовности) ни в одной из стран Балтии проект реализован не будет. По последним расчетам, общие затраты на панбалтийскую железную дорогу Rail Baltica в Латвии, Литве и Эстонии могут превысить 23 миллиарда евро (тогда как в 2017 году они оценивались чуть менее чем в 6 миллиардов).
В Латвии сейчас работает расследовательская комиссия Сейма. Депутаты выясняют, почему так выросли затраты на строительство и кто несет за это персональную ответственность. Вчера на очередном заседании комиссии экс-министр сообщения Талис Линкайтс признался, что власти знали о росте расходов на проект, но договорились молчать - чтобы не "отпугнуть" финансирование из Брюсселя чересчур большим размером нужных средств.
Читайте еще:
Как пройдет Rail Baltica в Риге: "надуть" Европу у Латвии не вышло >>
Жителям Латвии придется поручиться за кредит на Rail Baltica >>
Латвия хочет достроить российскую колею для Rail Baltica >>