Найти в Дзене

Первый год: лайфхаки жизни с младенцем

Весь первый год жизни ребёнка родители и младенец выстраивают отношения близости, которые зададут тон всей последующей жизни малыша. Поэтому основная задача взрослых, особенно мамы – быть вместе с малышом, всеми способами показывать ему свою любовь. Это создает особый задел на будущее, формирующий у человека положительное отношение к людям и себе, уверена Наталья Владимировна Чудина, старший преподаватель ИПКР МГПУ. Новорожденность – благодатное время, когда желания мамы и потребности ребёнка совпадают. Большинству женщин хочется возиться с малышом, целовать и обнимать его, создавать эмоциональный комфорт, и это именно то, что нужно сейчас для развития крохи. Непременным условием становления человека многие ученые считают базовое доверие, уверенность в поддержке. Какие же действия мамы помогут создать отношения любви в первые два месяца жизни малыша? Со временем в эмоциональном общении малыша со взрослым происходят важные изменения: так, в 4-5 месяцев появляется избирательный характер
Оглавление

Весь первый год жизни ребёнка родители и младенец выстраивают отношения близости, которые зададут тон всей последующей жизни малыша. Поэтому основная задача взрослых, особенно мамы – быть вместе с малышом, всеми способами показывать ему свою любовь. Это создает особый задел на будущее, формирующий у человека положительное отношение к людям и себе, уверена Наталья Владимировна Чудина, старший преподаватель ИПКР МГПУ.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Коротко о главном

Новорожденность – благодатное время, когда желания мамы и потребности ребёнка совпадают. Большинству женщин хочется возиться с малышом, целовать и обнимать его, создавать эмоциональный комфорт, и это именно то, что нужно сейчас для развития крохи. Непременным условием становления человека многие ученые считают базовое доверие, уверенность в поддержке. Какие же действия мамы помогут создать отношения любви в первые два месяца жизни малыша?

  • Уход за младенцем, который в норме переживается матерью как её собственное удовольствие.
  • Выражение ласки и заботы мимикой, прикосновениями, интонациями.
  • Кормление ребёнка грудью либо создание ситуаций контакта «кожа к коже».
  • Симбиоз с ребёнком: отдайтесь своим эмоциям и некоторое время живите с ребёнком единой жизнью. Но и о других любимых и близких людях не стоит забывать.
  • Чуткая реакция на эмоции ребёнка. Стараясь устранить дискомфорт, маме нужно не впадать в панику и растерянность, а уверенно, по-деловому помогать крохе, стремиться вернуть его в хорошее расположение духа. Для этого можно использовать успокаивающие и ободряющие интонации, комментировать свои действия.

Подрастаем

Со временем в эмоциональном общении малыша со взрослым происходят важные изменения: так, в 4-5 месяцев появляется избирательный характер общения. Ребёнок отличает своих от чужих – знакомым взрослым он радуется, с незнакомыми осторожен, может испугаться. Для специалистов по детскому развитию это следующий шаг в формировании здоровой психики.

Первые полгода жизни крайне важны для формирования «объекта привязанности» – так в одной из психологических теорий называют человека, которому ребёнок доверяет больше всего, по-настоящему близкого, надежного члена семьи, к которому малыш обращается за помощью, когда ему больно, трудно.

Например, когда вся семья приходит в гости, именно с объектом привязанности малыш устанавливает контакт глаз, берет его за руку, как будто спрашивая: «Здесь безопасно?»

Если мама проводит с малышом много времени, защищает его от разных вариантов дискомфорта, если уход за ребёнком окрашен любовью, формируется прочная привязанность. Она поможет малышу быть устойчивым к стрессам, в будущем позитивно повлияет на выстраивание отношений с собственными детьми.

Перевалив за середину

К 6 месяцам общение начинает строиться вокруг игрушек, предметов, оно переходит в совместную деятельность. Это, конечно, не означает, что эмоциональное общение больше не нужно – речь идет лишь о смене акцентов. Как теперь общаться с ребёнком?

  • Отвечать на потребность малыша во впечатлениях – показывать новые предметы дома и на улице, брать с собой в гости.
  • Руководить действиями ребёнка, показывать ему, как обращаться с тем или иным предметом. Причем это необязательно игрушки, маленькому интересны и предметы взрослого мира.
  • Давать возможность малышу наблюдать за действиями взрослого, в том числе за теми, которые он еще не может повторить. Взрослому нужно также комментировать свои действия. Например, если собрались печь пироги, дайте малышу в ручку кусочек теста, покажите, как катается по столу скалка, рассказывайте, что вы делаете.
  • Не только поддерживать, но и усложнять действия ребёнка. Например, когда малыш вытаскивает и вкладывает мячик в коробку, дайте ему крышку и покажите, как ее закрывать и открывать.
  • Если малыш испытывает страхи (например, при феномене «тревоги семимесячных», когда дети становятся робкими, настороженными в присутствии незнакомых людей), не стоит стыдить его или оставлять наедине с пугающим объектом.
  • Применяя ту или иную педагогическую методику, ориентируйтесь только на реакции ребёнка. Например, если после нескольких попыток малышу явно не нравится проныривать под водой во время купания, не стоит этого делать. Лучше отложить и попробовать снова через несколько месяцев.
  • Если малыш упорно залезает туда, куда нельзя, берет опасные вещи, родителям нужно меньше запрещать и больше отвлекать маленького, переключать внимание. Сделать это пока легко, ведь желания и чувства крохи очень непостоянны.
  • Поддерживать положительные эмоции малыша, стремиться их вызвать, с помощью простых игр:

1) «Ку-ку»;

2) игры с зеркалом;

3) лёгкий массаж с потешками, которые рассказывает или пропевает взрослый;

4) игры с водой;

5) подбрасывания, гимнастика (если это нравится малышу).

Дети первого года жизни требуют от родителей всего внимания, которое те могут им дать, но и отдают обратно не меньше. Надеемся, наши простые способы налаживания общения с младенцами помогут вашей семье стать более счастливой.