Предыдущую главу 22 читайте здесь
У немцев есть поговорка «Das dicke Ende kommt noch», которая означает, что худшее еще впереди или предыдущие истории периода становления офицером можно считать цветочками, потому что ягодки будут впереди.
Подводную лодку К-25 мы сдали, но нас уже ждала после боевой службы подводная лодка, кажется К-313, вернувшаяся в Западную Лицу. Первый экипаж должен был отгулять все положенные ему отпуска (дом отдыха, очередной с северным коэффициентом, и отпуск за особые условия службы на ПЛА с ЯЭУ). В общей сложности около 90 суток. Время для отпуска не очень хорошее – осень. Но если поехать на юг – вполне лучше, чем январь и февраль.
302 экипаж должен был выполнить конкретные работы по восстановлению технической готовности, являющейся, составной частью боевой готовности подводной лодки перед ее очередной автономкой. Другими словами, сделать нужную работу для «чужого» дяди. Не подумайте плохо – этот «чужой» дядя во всех случаях оставался нашим братом-подводником и подлянок им никто никогда не делал.
За время службы заметил такую закономерность: когда первый экипаж сдает материальную часть – они само радушие и не скупятся на обещания – принимать обратно без претензий даже к мелочам (таким как не хватает диэлектрических перчаток, истек срок проверки части ковриков, не хватает ключей в аппаратах ИДА, ЗИП будут принимать под своими пломбами и. т .д.).
Рекомендация – не верьте. Обманут. Страдал неоднократно. Делай то, что должен и это будет справедливо и правильно.
В это раз я был глупым, доверчивым мальчиком, впервые позволившим себя обмануть. Тем более, что планировались серьезные работы, одна из которых – замена аккумуляторной батареи, срок службы которой истек еще до предыдущей автономки, но ее технические оценки позволяли сделать вывод о пригодности к использованию еще в течении какого-то времени. Если не изменяет память – ее емкость должна быть менее 80% от номинальной, а заключения действовало на 6 месяцев.
В нашем случае батарею списали и нам прислали новую для замены. Поэтому думать об интригах сдающего экипажа не было времени.
Как это делать нас в училище не учили, и во время корабельных практик столкнуться с такой операцией не удалось. Хотя надо было бы об этом говорить поподробнее, т. к. есть много особенностей. Например, сколько команд должно быть организовано для выгрузки аккумуляторных баков из ямы, и сколько для загрузки, как делать расклинку баков в яме, как устанавливать соединительные шины, как вытаскивать баки из ямы и из прочного корпуса, как возвратить герметичность батареи, яме и прочному корпусу подводной лодки в целом и еще многое другое.
Все, о чем написал в предыдущем абзаце довелось узнать после двух месяцев лейтенантской службы.
На перегрузку двух групп батарей экипажу подводной лодки выделялось не менее 3-х недель.
Баржа с новой батареей была уже в Западной Лице
Началась подготовка к выгрузке. Мне, как техническому обеспечителю, предстояло заказать автомобильный кран с длинной стрелой и маленьким гаком, деревянные длинные доски, паронит, пищевую соду, концентрированную серную кислоту, резиновые шланги и резину, керосин, железные листы. Это было нулевым циклом для начала.
Когда все это было получено и собрано на пирсе, началась настоящая работа.
За время моей беготни по тылам, заводам (ПРЗ и БСРК), оружейным базам (имеется в виду торпедная и ракетная) и складам снабжения, внутри подводной лодки начались необратимые процессы для выгрузки батарей.
Аккумуляторы отключили от батарейных автоматов, осушили систему водяного охлаждения баков, первоначально разорвали группу на две части (сняли соединительные шины), а потом и полностью провели расшиновку, вскрыли съемные листы на аккумуляторных ямах, межпалубных перекрытиях, прочном корпусе.
Работа на пирсе.
Баржа, на которой привезли батарею, попала в шторм, поэтому большая часть баков лежала на боку. Сколько раз ее валяло с борта на борт по пути из Росты (район в г. Мурманске) – история умалчивает. Первоначально на то, что она не стоит, а лежит, мы внимания не обратили. Но на самом деле это ужасное событие, граничащее с катастрофой.
Мое второе поручение - выгрузка баков из трюма баржи на пирс. К каждому аккумулятору прикреплялась перегрузочная доска. Крепеж состоял из четырех болтов, крепящихся к крайним бортам элемента и четырех захватных крюков с барашками (по два с противоположных сторон). Такими же приспособлениями баки выгружались и из аккумуляторных ям. Доски были простыми и достаточно надежными при условии соблюдения правил крепления. Самым тяжелым случаем, о котором мне рассказали – это обрыв и падение бака с высоты. В том случае никого не убило, но из бака выплеснулся электролит и облил, достаточно сильно, участников перегрузки. Хорошо, что все были одеты в кислотозащитные костюмы, а лицо и руки быстро промыли содовым раствором.
Выгрузку из баржи обеспечивал шкипер. Лебедка было в рабочем состоянии, поэтому за сутки (имеется ввиду 24 часа) все банки мы разместили на плавучий пирс. Можно было выгрузить и быстрее, если бы баки были в деревянных ящиках. Видно дерево пошло на отделку гаражей сотрудников тыла.
Конечно, деревяшек не жалко, только при контрольных обмерах баков установили, что у части аккумуляторов уровень электролита был значительно ниже контрольного. Кроме этого, у большей части аккумуляторов появились микротрещины в уплотнительной мастике между крышкой и баком, через которые просочился наружу электролит. Контрольный обмер сопротивления изоляции показывал чистый ноль. Когда проверку делали ночью из-под металлических щеток сыпались искры.
Этот снимок позволяет увидеть элементы аккумуляторной батарей изделие 426-11 для ПЛА проекта «Скат» - похожи.
На пирсе они стояли также после выгрузки из баржи и примерно так их осматривают перед погрузкой на подводную лодку.
Не знаю, какого года фото, а в 1974 было также.
Положение было почти безвыходным. Батарею надо было отправлять на завод-изготовитель для ремонта.
Вот здесь и проявился профессионализм моего начальника, который быстро принял решение. Электролит доливать до среднего уровня, порциями нового электролита, получаемого из концентрированной серной кислоты. Поврежденную мастику из уплотнительных швов удалять. Шов зачищать с помощью острого ножа до получения показаний на мегомметре бесконечности. Новую мастику расплавляли паяльной лампой в банках из-под консервированной картошки на кирпичах и в кипящем состоянии заливать в очищенный шов. Времени ушло много. Было израсходовано около 20 килограмм мастики и две двадцатилитровых бутылки концентрированной серной кислоты. Работали днем и ночью. Никто не задавался вопросом, на сколько такой способ соответствовал техническим требованиям изготовления новых батарей, но здравый смысл подсказывал, что мы делаем правильно.
Тем не менее, таким образом удалось вылечить все поврежденные банки. Позже их загрузили в яму. Общее количество было около сотни. Через четыре года эта батарея, отработав без проблем была заменена на очередную новую. Меня конечно интересовало ее здоровье (состояние). Мы несколько раз за четыре года держали эту лодку. К батарее претензий не было. Ключевыми оценками следовало считать факт того, что за это время проблем с эксплуатацией не возникло. А это значит, что не было коротких замыканий, снижения сопротивления изоляции, взрывов водорода, резких снижений напряжения отдельных банок. Даже при срабатывании аварийной защиты ядерного реактора батарея обеспечивала повторный выход ЯЭУ на мощность. Буду немного не скромным, но напомню, что на лодках 670 проекта был только один реактор. Поэтому исправное состояние такой батарей – заслуга экипажа.
Ситуация между ямой и пирсом.
В аккумуляторной яме после расшиновки приступили к разборке батарей. Это тоже достаточно специфическая работа. На транспортную тележку устанавливается винтовой подъемник со штурвалом, с помощью которого требовалось дернуть за съемную подъемную доску аккумуляторную банку вверх и разобрать финальный замок (деревянный клиновой), обеспечивающий расклинку аккумуляторов между собой и между бортами. Наверно это одна из сложных операций. Впрочем, как и его установка после загрузки новой батареи.
Начало работ в яме проводилась лежа на тележке или на баках на карачках. При этом сверху баков расстилалась листовая резина.
Ну вот такое фото я нашел. Оно соответствует действительности.
Думаю, что это фото не совсем правильное, т.к. между банок не видно расклинки.
Расчёты конструкторов лодки были такими, что центральный замок крепления банок располагался под съемными листами ям, палуб и прочного корпуса. Таким образом обеспечивалась вертикаль при (для) подъеме краном с пирса. Тем самым облегчалась работа с АБ.
Номера 14 и 21 на схеме обозначают места расположения аккумуляторных ям с батареями на лодках проекта 670. Первый и третий отсек. Минимальная высота перемещения бака – 9 м. Максимальная – 15 м.
Чтобы выгрузить батарею, после удаления съемных листов требовалось установить деревянный короб из досок. Это делали специалисты судоремонтных заводов (плотники) по заявке БЧ-5. По коробу перемещается гак автомобильного крана, соединенный металлическим тросом с подъемной доской бака. Особыми требованиями к гаку крана были их габариты. Почему-то все краны с маленькими гаками были в большом дефиците. Поэтому работа большим гаком требовала ювелирной точности.
Управляют работой крановщика минер или ракетчик, допущенные к руководству грузоподъемными работами. Это очень важный момент. От их четких команд зависит порой травматизм. Мне самому однажды в должности уже командира БЧ-5 едва не оторвало пальцы на руке в период проверки проходимости гака через погрузочный короб. Руку прижало к прочному корпусу. Успел только крикнуть - СТОП. Движение прекратилось. Потом осторожно попросил ослабить натяжение троса. Минер дал команду: «Майна!». И крановщик не ошибся. Трос ослаб. Пальцы остались на месте, т.е. на руке.
Без лирики, как только гак оказался возле батареи, работа становилась более интенсивной. Первый бак извлекается наиболее осторожно и с наибольшим усилием крана. Риск состоит в том, что можно сломаться стрела крана при заклинке гака с баком в корпусе лодки. О таких поломках мне тоже рассказывали. Сам не видел.
Выгрузка из ямы.
После первого бака следующий выходит проще. Проще становится после того, как появляется возможность встать ногами на палубу ямы. Но проще – это не значит легко. Цель работы в яме доставка баков к лазу, через который их вытаскивают на пирс. Разборку следовало проводить как можно аккуратнее, чтобы не сломать расклинку, т.к. ее нужно будет устанавливать обратно при загрузке новой АБ. Вместо ломаной потребуется заказывать новую у судоремонтников. Качество этой новой расклинки существенно отличалось от заводской (м.б. мне не везло). Новую требовалось покрывать пропиткой и красить битумной краской. Сохнет она плохо, особенно осенью, поэтому при установке приходилось ставить подвески с недосохшей краской.
На пирсе бак принимала другая команда, которая должна была принять бак с крана установив его на лист железа, отсоединить погрузочную доску, установить пробку и как бурлаки оттащить его в место комплектования партии из старой батареи для погрузки на баржу. Конечно, это просто, только нельзя бак уронить (прольется электролит, может сломать ногу, разбиться корпус бака). Не верно определенное место сбора банок поставит «раком» пирс. (неравномерная нагрузка).
Из каждой ямы требовалось отправить, а на пирсе принять и оттащить 112 банок. Количество таких передач для двух батарей составляет 448 раз. В яме, как в погребе команда была отделена от всего мира. Поднимались только для приема пирса, оправления естественных надобностей и сон.
Для меня было шоком, когда я спустился в яму первый раз после начала выгрузки. (Моя вахта была на участке перепайки поврежденных банок.) На тележке стояла алюминиевая миска, полностью заполненная бычками (окурками) от сигарет и папирос. Руководителем работ в яме был старшина команды электриков.
Его объяснения были простыми – работа тяжелая, времени на перекуры нет. В яме соблюдены все меры безопасности. Вентиляция работает постоянно, батарея разобрана, водорода в яме нет. Ситуация была странной. Решил посоветоваться с командиром дивизиона. Ответ был простым. Так было всегда. Официальных разрешений на курение никто не давал. Запрещений никто накладывал. Об этой ситуации никто не распространялся. От слова вообще. Как будто ничего не было. Дело делали, а о том как делали молчали все.
Работа продолжалась. Вопиющее нарушение не оказалось смертельным и выгрузку завершили успешно.
Старые баки выгрузили, ямы помыли и покрасили, маркировку на бортах обновили, шины отчистили, расклинку восстановили, новые банки загрузили.
Новую батарею зашиновали, СВО собрали, заполнили водой, подключились к батарейным автоматам.
Работа, конечно, тяжелая, но педантичная. Очень много запретов, которые нельзя обойти, начиная с установки в яме первого бака (соблюдение полярности), заканчивая установкой шин, особенно последних.
После работ было интересно, как получилось. Полез в яму и лично все проверил, включая обтяжку каждого болта на шинах, хомутов на СВО и пробок на баках.
Первый заряд новой батареи начали через 10 суток после начало работ. Такие сроки были наверное рекордными, т.к. многие на дивизии говорили об этом успехе.
По лечебному циклу замечаний не было.
Старую батарею с пирса загрузили в трюм баржи и отправили на переплавку.
Начиная свое участие в замене батареи, не думал, что будет столько трудностей. Вывод может быть один, что любые трудности можно преодолеть, если на конечный результат нацелен весь экипаж.
Таким образом лейтенант - электрик получил опыт замены аккумуляторной батареи, который пригодился еще четыре раза за время службы на лодке.
После лечебного цикла нужно было удостовериться в герметичности прочного корпуса, на котором устанавливались съемные листы с новыми паронитовыми прокладками. Для этого вышел в море и провел глубоководное погружение. И в этом деле был полный порядок, как обычно на флоте.
Анатолий Григорьев.
Все рассказы автора читайте в подборке.
====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================