Предыдущую главу 23 читайте здесь
Пролетел еще один месяц становления офицером флота российского. Аварийные тревоги отбили желание даже думать о сне во время приготовления корабля к бою и походу. Аврал с заменой аккумуляторной батареей научил ценить каждую свободную минутку для сна, чтобы хоть как-нибудь подавить в себе желание свалиться с ног. Все эти перипетии незаметно делали всех ближе друг к другу.
Сдача зачетов продвигалась довольно интенсивно. При этом становилось понятно, что знания влезают в тебя как будто на автомате. Многое становилось проще и понятнее от простого взгляда на окружающие тебя предметы.
А тут еще новая смена образов – доковый ремонт в г. Полярный. Старики обрадовались – свобода от семей. Молодежь даже не знала, что их ждет впереди. Как будет проходить небольшая "автономка" в чужой город?
Что же такое подготовка к доковому ремонту? Как готовится ремонтная ведомость, как согласуется в техническом управлении Северного флота, с ремонтным заводом в этот год мне узнать не удалось. Да и это не входило в планы становления подводником. Да и желание стать механиком возникло позже. А вот, что коснулось меня и экипажа в целом.
Прежде всего – выгрузка оружия, как ракетного, так и торпедного, включая ядерные боеприпасы. И заняло это у нас около недели. Выгрузка проводилась на разных пирсах, а это означало, что будет каботажное плавание между пирсами. Здесь четко действовал закон подлости. Нельзя сделать все и сразу в одном месте.
Как в анекдоте. Булка всегда падает маслом вниз. Если она упала, и масло оказалось наверху, то кусок был намазан не с той стороны. И только у бедного еврейского мальчика булка всегда падает маслом вниз, так как она намазана с двух сторон. (извините за национальность – так было в анекдоте, что касаемо людей, то у меня достаточно еврейских друзей с дворовой жизни и со школьной скамьи, и из училища, которых я глубоко уважаю).
Но вот у подводников чаще всего случалось именно так. Поэтому утро начиналось с пуска дизеля, очередным авралом с кабелями питания с берега. Вечером требовалось вернуться на прежнее место стоянки. Завтра здесь будет грузиться «гость» с другой флотилии или просто другой сосед по стоянке.
Минеры и ракетчики при этом должны были договориться с береговыми техническими службами базы о месте и времени работы. Для них был построен весь корабельный порядок, т.к. при их работах все должны быть на борту. А вдруг что-то случится!
Ну вот, когда боекомплект был разукомплектован, началась бытовуха. Все должны переселиться из казармы в прочный корпус. Офицеры и мичманы тащили личные вещи из дома (это не тревожный чемоданчик и одного кителя было маловато), матросы из казармы. Процесс сложноватый, создающий определенные, хотя и временные неудобства. Но и этот процесс заканчивался забитыми каютами, шкафчиками, рубками, свободными местами на командных пунктах и боевых постах. Следует сказать, что это не главное, и на это мало кто обращал внимание. Всегда можно было рассчитывать на товарища, который всегда помогал, если, конечно, подходил размер.
Когда мы попали в план межбазового перехода, стало понятно, что главным человеком на подводной лодке был моторист. На 670 проекте в штатном расписании значился один единственный моторист. Объяснялось просто: один дизель-генератор (ДГ) – один человек, так как для обслуживания этого механизма трехсменной вахты никто не предусматривал. Конечно, это логично. Подменой этому человеку на вахте был его непосредственный начальник, а именно мой командир электротехнического дивизиона (в заведовании командира электротехнической группы дизеля не было).
В то время на 302 экипаже мотористом был мичман Анатолий Леонтьевич Моренко. Знал дизель, как свои пять пальцев. Имел квалификацию «Мастер военного дела». И это заставляло уважать все его флотские и человеческие качества. Чуть позже мы подружились семьями и довольно часто вместе праздновали госпраздники.
Под дизелем атомные подводные лодки ходили при перешвартовках внутри пунктов базирования между пирсами, при постановках в док, при переходах между пунктами базирования (например: губа Западная Лица – губа Ара), при постановках в полигон для контроля магнитного поля лодки, а также при аварии ядерного реактора или других аварийных ситуациях (независимо от места аварии).
Правда пла «Комсомолец» дизель не помог.
Запас дизельного топлива на 670 проекте АПЛ – около 44 тонн. Такого запаса могло хватить на месяц непрерывной работы. Конечно, такой продолжительности работы и не требовалось. Из моего опыта дизельной эксплуатации наибольший цикл работ под дизелем составлял около 36 – 40 часов. Но и этого времени достаточно много, чтобы отстоять такую односменную вахту. Да и на две смены с комдивом два многовато.
Наш мичман умудрялся спать на работающем дизеле, подстелив между блоками пару фуфаек. Я спрашивал у него ощущения от такого сна. Ответ означал, что и такой отдых весьма приемлем, а прямой контакт с работающей материальной частью являлся дополнительным проявлением бдительности.
При этом надо помнить, что дизель работает в замкнутом объеме отсека. Шум в отсеке стоит очень сильный. Наушников в то время не было. Ватные тампоны помогали мало. Но деваться некуда.
Дизель должен был работать на переходе в г. Полярный и его надо было обслуживать (обеспечить непрерывную подачу топлива, следить за давлением масла).
Так и было. Дизель запустили. От берега отключились и приняли нагрузку на генератор дизеля. Кабели приема питания с берега уложили в пустую ракетную шахту, отсоединив от разъемов на прочном корпусе. Погода в море была штормовой, и мы боялись, что на переходе кабели зальет забортной водой. (ракеты были выгружены на береговое хранение, и ракетчики не возражали). Энергетический трап закрепили (привязали веревками и думали это спасет от потопления) на кормовой надстройке.
К борту подошел морской буксир (из запасов вспомогательного флота), завел буксирные браги, после чего нас «оторвали» от пирса и потянули по всем заливам (Западная Лица, Мотовский, Кольский) в город Полярный губа Пала. Переход занял около 10 часов.
И что же с дизелем и с дизелистом. Когда после снятия БГ-1, часов через 5 перехода, я со своим начальником зашел в дизельный отсек. Дизелист спал на работающем дизеле, подстелив под бок две фуфайки. Шеф дотронулся до его худого плеча. Он моментально открыл глаза и поднялся на ноги. Говорить было сложно. Шум работающего дизеля перекричать было невозможно. Кивком головы начальник спросил, как дела. Он поднял вверх большой палец правой руки. Но оказалось, что и говорить в этой ситуации можно, если кричать в закрытую пальцем ушную раковину. Было время обеда, и шеф послал моториста на прием пищи.
Вместе с мотористом покурили в ограждении рубки и договорились, что он научит меня обеспечивать работу дизеля. В принципе эту операцию я уже теоретически представлял. На практике это я освоил на этом переходе.
На акваторию СРЗ-10 зашли поздним вечером. Дружненько, экипаж был в полном составе, и домой идти никому было не нужно, вытянули кабели питания с берега из ракетной шахты и с большими трудностями подключились к заводской колонке. Трудность состояла в отсутствии маркировки фаз на ней. (это тот вопрос, по которому в прежних комментариях нам пришлось поспорить со специалистом береговой службы).
СРЗ-10, губа Пала. Полагаю фото текущего столетия. Вид совпадает с концом 1974 года. (практически ничего не изменилось, кроме доков). Плавучий док справа похож на немецкий, постройки начала 40-х годов, и который обеспечивал докование атомных подводных лодок Советского Союза.
Нагрузку принимали вслепую, на обесточенную секцию неотключаемой нагрузки. После этого пустили вытяжной вентилятор системы вентиляции носового кольца. Он крутился в другую сторону. Пришлось переподключиться на колонке. Признаться такой способ показался несколько необычным. Успокоился, когда удалось синхронизовать берег с ДГ, и отключил автомат дизель-генератора.
Экипаж ночевал на борту и чертыхались об одном, что пришли поздно, а еще курить нужно было ходить далеко, служба радиационной безопасности завода не терпела никаких отступлений от существующих правил и грозила наказаниями. Таких ограничений мы не ожидали. Но деваться было некуда. Мы исполняли все требования. Хозяин барин. Да и начхим просил не нарушать.
Постановка в док планировалась через сутки. Нужно было завершить подготовку лодки и решить бытовые вопросы.
Для окончательной подготовки нужно было выгрузить дизельное топливо из топливо-балластной цистерны. Для этого топливо передавалось на склад ГСМ в Полярном.
Технически это не очень сложное мероприятие. Хотя и существовали определенные трудности. Была заказана машина, оформили документы на сдачу и пропуска для заезда на территорию СРЗ-10 и на пирс. Однако для отдачи топлива из цистерны требовались топливные шланги, которые на лодке отсутствовали. Поэтому пришлось за «отдельную плату» договариваться на складе. Позже стало проще, т.к. шланги привозила машина, забирающая топливо.
В общей сложности предстояло отправить около 8 машин по 5 тонн солярки в каждой. Потребовался целый день. Система замещения и простая, и интересная. В цистерну закачивалась вода через системы охлаждения вспомогательного оборудования с закрытым кингстоном топливно-балластной цистерны. А через клапаны приема - отдачи соляр по тем самым купленным шлангам поступал в автоцистерну. Воровать этот соляр было не выгодно. После контакта с забортной водой он становился обводненным и его использование для автомобильных дизелей вело к частым поломкам.
Я имел прямое отношение к раскачке топлива. Требовался старший на машине. Корочки старшего мне выдали в Западной Лице. Хотя ПДД я не знал, кроме прав пешехода. Эти корочки позволили мне попасть в категорию обособленных людей. Поэтому с первых часов пребывания в г. Полярном пришлось знакомиться с системой базирования полярнинской Военно-морской базы. Было интересно, несмотря на короткий зимний день. После Западной Лицы командировка в г. Полярный давала возможность столкнуться с историей первой базы Северного флота и флота подводного на Севере.
Последнюю машину отправили вечером. Поэтому заселяться на ПКЗ пришлось поздно вечером.
Анатолий Григорьев. Редактировал BV.
Все рассказы автора читайте в подборке.
======================================================Желающие приобрести дилогию в одной книге "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" и её продолжение "Судьба нелегала Т." с авторской надписью обращаться ok@balteco.spb.ru
====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================