Предыдущую главу 21 читайте здесь
В системе эксплуатации атомных подводных лодок, начавшуюся с 1958 года, когда первая атомная подводная лодка К-3 официально вошла с состав Военно-морского флота Советского Союза, вторые экипажи занимали особое место.
Эти подразделения, которые были предназначены для поддержания боевой готовности дивизий однотипных проектов подводных лодок.
Точно установить, какой замысел закладывал Главный штаб ВМФ на момент начала эры атомоходов невозможно. Говоря о 670 проекте, можно констатировать тот факт, что для каждой строящейся подводной лодки при формировании основного экипажа практически параллельно формировался и второй экипаж.
302 экипаж, куда я пришел в 1974 году, появился в истории флота России 29 сентября 1973 года. Он был переформирован из второго экипажа подводной лодки 670 проекта К-87. Второй экипаж этой подводной лодки формировался в 1965 – 1966 годах. Предположительно после обучения в Обнинске этот экипаж встретился в 1967 году с основным экипажем на заводе «Красное Сормово». В марте 1968 года К-87 спустили на воду в Нижнем Новгороде, в мае по внутренним водным путям она переведена в Северодвинск, а 29 декабря прибыла в Западную Лицу. Акт ввода в строй был подписан этой же датой. 05 января 1969 года К-87 включена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ, а второй экипаж включен в состав дивизии 06 февраля. Судя по исторической справке второй экипаж К-87 был более подготовлен к боевому использованию головной подводной лодки 670 проекта, т.к. К-87 в 1969 году совершила автономку, а второй экипаж объявлен лучшим в дивизии. Думаю, что до переформирования второй экипаж не отсиживался в «окопах», а активно бороздил океанские просторы.
По всей видимости лодка по неизвестным причинам встала в ремонт. И держать два экипажа для корабля в ремонте нецелесообразно. Кроме этого, применение обезличенного наименования вторых экипажей формально расширяло возможность использования этих экипажей на других подводных лодках данного проекта в дивизии. По моим расчетам для 11 подводных лодок 670 проекта в 1974 году существовало 5 вторых экипажей: 228, 295, 302, 335 и 379. Строгой закономерности использования этими экипажами конкретных подводных лодок не было, и это вносило определенную трудность. Нельзя было знать особенности исключительно всех подводных лодок. Поэтому временами могли возникать непредвиденные обстоятельства. Даже комплексные проверки ГЭУ и полное приготовление ПЛ к бою и походу совместно с основным экипажем не давали полной картины состояния механического оборудования. Поэтому к чудесам следовало быть готовым. Спасало одно, что чаще всего железо передавалось после боевой службы для проведения межпоходового ремонта. Да и на подводное братство можно было рассчитывать. Поэтому хозяева рассказывали о том, какие залипухи могут вылезать, и что при этом помогает.
В моем случае было немного не так. Первый экипаж принимал свой корабль после выполнения полного курса боевой подготовки и докового ремонта. Причем я не участвовал в приеме и не знал, в каком состоянии, как и с какими условиями принималась материальная часть 302 экипажем.
Мой сменщик оказался не таким уж мерзопакостным человеком, как показался мне при выходе в море. По отсеку у него вопросов не было. Он сказал, что в море все отсечное имущество он проверил, и оно было в наличие. Вот тогда я узнал, что в каждом отсеке есть водолазное белье и гидрокомбинезоны, используемые при выходе на поверхность моря через аварийно-спасательные устройства подводной лодки. Водолазное белье часто становилось предметом воровства, особенно свитера. Однажды я с такой ситуацией столкнулся. Спас интендант, у которого были хорошие знакомые в вещевой службе. Пришлось покупать за деньги.
Но вот в отношении материальной части он меня потренировал. Тренировка состояла в том, что каждый механизм системы электроснабжения имеет эксплуатационную документацию, в которой должны отражаться абсолютно все регламенты обслуживания. Я, конечно, об этом знал, но не знал, что этой документации безумно много. Когда мне сказали: «Поднимайся на верхнюю палубу 4-го отсека и заполняй документацию» у меня возник вопрос: «А где она находится?». «Да в силуминовых ящиках, как и ЗИП»: ответил принимающий командир группы.
Ну я и пошел. И нашел, и заполнил. Только оказалось, что заполнил часть этой документации. Сказалось то, что не был участником приемки. Первый заход у меня занял все рабочее время. Второй заход занял еще один рабочий день и вечер до 23 часов.
Требовалось писать наработку (время работы, количество включений, дату регламента). Скажу прямо — это достаточно сложное дело. Оказалось, сведения нужно брать из Электротехнического журнала, который вел старшина команды электриков. Мои обращения за помощью к нему закончились откровенными отмазки. Типа: «Все записать невозможно, не маленький – придумай что-нибудь». Жаловаться начальникам не в моем характере, поэтому на первый раз решил поимпровизировать. Тем более перебирая формуляры нашел такие, которые были девственной чистоты с момента постройки и сдачи лодки в эксплуатацию.
Претензии были сняты. Акт приема – передачи был подписан с формулировкой - оборудование, документацию и ЗИП (запасное имущество и приспособления) в полном объеме.
Для себя же принял решение о необходимости систематизации технического обслуживания, учета наработок и отказов технических средств. И это со временем мне удалось. А со временем мой подход стал нравиться и другим эксплуатационникам подводных лодок и вышестоящих проверяющих структур.
Еще один момент, связанный с приемом-передачи подводных лодок. Это материально-техническое обеспечение. Здесь тоже мне «подфартило». Мой начальник в один из рабочих дней объявил: «А сегодня мы пойдем в тыл, и я тебя представлю в техническом отделе». Я уже оформил на твое имя Доверенность для получения расходного имущества и ЗИПа для ремонта материальной части боевой части 5.
Мы сходили, там нас уже ждал технический обеспечитель первого экипажа. Сверку провели, все полученное до меня в наличии. Я мало чего понял, но уже через 2 месяца я понял всю «прелесть» этой нештатной должности на подводной лодке. Но об этом позже.
Про техобеспечение я упомянул для обозначения объема обязанностей, ожидающих молодых офицеров. В нашем училище им. Ф.Э. Дзержинского никто не заострял внимания на то, что вместе с первичной должностью командира группы выпускник училища становился командиром отсека, техническим обеспечителем, дежурным по подводной лодке. А на корабельной практике тоже об этом не говорилось.
При передаче я также узнал, что в отсеках есть аварийный запас пищи на случай, если при аварии на ПЛ будет потеряно сообщение с другими отсеками. Момент очень щепетильный. Тем более наличие этого запаса проверяется на всех контрольных мероприятиях при подготовке к выходу в море.
Беда в том, что молодой организм матроса всегда хочет кушать, тем более на берегу. Поэтому несанкционированное вскрытие бачков происходило регулярно. Не спасали никакие замки, пломбы и печати. На наших экипажах вопрос вскрытия бачков практически не решался. Вернее, решался по упрощенной схеме. Бачки заполнялись перед проверками, и перед выходом в море тушенкой и сгущённым молоком – самые дешевые продукты. Списать их проще всего, да и на закуску тушенка подходила лучше всего, а сгущенка на похмелку. За продукты расписывались у интенданта, который за время выхода в море успевал все списать. Банки с черными сухарями, спиртовые нарезные батоны никто не считал и хранили их между шпангоутами практически в каждом отсеке.
Только в моем отсеке, где размещалась штатная провизионная, такой проблемы не было. И я не заботился о пополнении бачка.
А когда стал командиром 7-го отсека помогали хорошие дружеские отношения с интендантом мичманом Глебовым И.Н.
Ничто так не цементирует дружеские, а можно сказать и братские, отношения, как совместное злоупотребление алкогольных напитков. Состоялось это при передаче лодки, когда интендант готовился к передаче провизионки. Я в этот момент занимался приборкой в отсеке. Матросов он угостил сгущенкой и тушенкой, а меня затащил в свой погреб. Шила не было. Пили сухое вино и достаточно много, а закусывали деликатесами, которых я в жизни еще не видел. Меня Иван Никитович убедил в том, чтобы я ничего не боялся. То, что мы ели и пили уже давно не существует. Если бы этого не было, то у экипажа были бы большие сложности абсолютно во всех службах тыла флотилии. Расстались мы около двух часов ночи. Нас никто не искал, и на следующий день все было спокойно. Спал я в своей каюте второго отсека. Главное, что молодой лейтенантский организм успел восстановить работоспособность к подъему Военно-морского флага.
В это же день была полная комплексная проверка ГЭУ двумя экипажами. Все прошло успешно. Приборка в моем отсеке была сделана идеально.
На следующий день подводная лодка приняла своего хозяина.
Нам же предстоял прием другой подводной лодки.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в подборке.
=====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================