Найти в Дзене
Международная панорама

Как Трамп может освободить Европу

Оглавление

Его изоляционизм — это шанс для неё

Худший кошмар ЕС стал явью: Дональд Трамп возвращается в Белый дом.

Нетрудно представить себе панику, которой были охвачены многие лидеры, собравшиеся вчера утром в Будапеште на саммит Европейского политического сообщества. Ведь большинство из них провели последние четыре года, подрывая стратегические интересы ЕС, покорно присоединяясь к безрассудной внешней политике администрации Байдена везде, от Китая до Газы. Результат? Сегодня Европа находится в большей политической, экономической и военной вассальной зависимости от Америки, чем когда-либо с 1945 года.

Более того, европейские элиты позволили Вашингтону втянуть себя в катастрофическую прокси-войну против России на Украине, обрекая своих граждан на развал промышленности и рост цен. И это при том, что конфликт в Восточной Европе подвергает континент беспрецедентным военным рискам, включая реальную возможность ядерной войны. Однако, несмотря на все эти жертвы и готовность выполнять поручения Пентагона, изоляционистские настроения Трампа означают, что в конечном итоге всё это может оказаться напрасным.

В течение последних нескольких лет лидеры ЕС строили всю свою внешнюю политику в американских терминах. Экспансионизм НАТО, экономический отрыв от России, поддержка стратегии «победа любой ценой» на Украине - все это оправдывалось интересами сохранения трансатлантического альянса, даже в ущерб реальным интересам Европы. При Байдене это означало принятие ястребиной повестки дня, основанной на агрессивном противодействии любым вызовам гегемонии США - якобы в рамках экзистенциальной борьбы между демократией и тиранией.

Но с возвращением Трампа на пост главы государства, администрация которого, скорее всего, будет придерживаться изоляционистских взглядов, все эти жертвы могут оказаться бессмысленными. Хотя избранный президент вряд ли полностью уведёт США из НАТО, во время своей предвыборной кампании он выражал скептическое отношение к альянсу. Среди прочего, он критиковал европейские страны за невыполнение требований по расходам на оборону и даже пригрозил, что США могут отказаться от защиты членов НАТО, если те не будут выполнять свои обязательства.

Легко понять, почему такая перспектива тревожит истеблишмент ЕС. На протяжении многих лет они поддерживали «взаимоусиливающую роль» НАТО и Европейского союза как оплота против России и для обеспечения глобального доминирования Запада. Ослабление приверженности США НАТО, таким образом, ставит под угрозу саму основу новообретенной идеологической идентичности ЕС: расширение американского зонтика. Не менее важно и то, что потенциальный вывод американского оружия и денег из Киева серьёзно затруднит способность ЕС продолжать опосредованную войну на Украине в одиночку, особенно учитывая напряженную финансовую ситуацию и вялый военно-промышленный комплекс многих стран-членов. Сам Трамп намекал именно на это, в частности, критикуя Владимира Зеленского за то, что тот начал войну с Путиным.

Трамп даже пообещал, что может в одностороннем порядке навязать прекращение огня и мирное соглашение между Россией и Украиной. Это вряд ли произойдет: Россия, которая выигрывает на поле боя, будет настаивать на такой жесткой сделке, что даже Трампу будет трудно на неё согласиться. Более вероятный исход заключается в том, что приходящая республиканская администрация продолжит поставлять оружие Киеву, но попросит Европу оплатить счёт - ситуация, которая позволит конфликту тлеть, даже когда Европа станет беднее. И это несмотря на то, что даже западные СМИ сейчас признают, что война на Украине Западом проиграна.

«Более вероятный исход заключается в том, что приходящая республиканская администрация продолжит поставлять оружие Киеву, но попросит Европу оплатить счёт».

Возможно, такого исхода можно было бы избежать: если бы европейские лидеры понимали, что прекращение войны на Украине и нормализация отношений с Россией отвечают высшим экономическим интересам и интересам безопасности континента. Если бы они были умны, то могли бы даже воспользоваться инстинктивным изоляционизмом Трампа и сами добиваться урегулирования.

Но учитывая, что это заставит европейскую элиту полностью изменить свою политику в отношении Украины - тем самым признав собственный провал, - такой исход маловероятен. Это вдвойне верно, если учесть, что такой шаг заставит европейцев наконец-то серьезно отнестись к проблемам безопасности России, а это мгновенно подорвет антимосковский нарратив, который они оттачивали годами. Кроме того, если учесть, что прокиевская позиция ЕС причиняет огромную экономическую боль обычным европейцам, то политическая реакция в результате будет, очевидно, разрушительной для правящих партий.

Однако помимо этих краткосрочных опасений существуют и более глубокие геополитические соображения. С одной стороны, заключение мира с Россией заставило бы европейских лидеров наконец признать многополярный порядок, существующий сегодня по всему миру, - реальность, в которой свободная и независимая Европа могла бы стать мостом между Западом и формирующимися евразийскими державами молодого века. С другой стороны, это заставит их осознать, что их будущее - в освобождении от хватки Вашингтона, в отказе от отчаянных попыток последнего сохранить свою власть.

Однако если растущий изоляционизм Трампа следует рассматривать как возможность, а не угрозу, то такой резкой перестройки не произойдет: по крайней мере, в ближайшее время. Большинство лидеров ЕС просто слишком привязаны к трансатлантизму - идеологически, психологически и материально - чтобы полностью от него освободиться, независимо от того, кто занимает Овальный кабинет. Вот почему я не разделяю оптимизма тех, кто утверждает, что ориентация Трампа на политику «Америка прежде всего» подтолкнет ЕС к большей стратегической автономии. В любом случае, пока такие люди, как Урсула фон дер Ляйен, контролируют рычаги власти в Брюсселе, «европейский НАТО», вероятно, будет еще более агрессивным по отношению к России, чем администрация Байдена.

В то же время, несмотря на его изоляционистские заявления, в конечном итоге наивно полагать, что Трамп с радостью «отпустит» Европу. Если Трамп хочет, чтобы Европа сама платила за свою оборону, это не значит, что он поддерживает более геополитически напористый континент. Вспомните, сколько усилий приложила его администрация, чтобы остановить строительство газопровода «Северный поток». Таким образом, любое движение в сторону большей стратегической автономии Европы неизбежно будет означать ответную реакцию со стороны Америки. Само собой разумеется, что для реализации такой программы потребуются хребет, стратегическое видение и интеллектуальная тонкость, а этого у европейского политического класса в избытке.

Таким образом, в краткосрочной перспективе наиболее вероятным исходом будет то, что лидеры ЕС попытаются приспособиться к президентству Трампа и избежать неловких столкновений. Тон может быть другим, но ожидается, что европейцы продолжат терпимо относиться к подчинению интересам США.

Более долгосрочное влияние победы Трампа на европейский политический ландшафт предсказать сложнее. Его победа, несомненно, придаст сил лидерам правых популистов по всему континенту, от Виктора Орбана в Венгрии до Джорджии Мелони в Италии. Это, в свою очередь, может привести к дальнейшему ослаблению основных партий и, в конечном счёте, ускорить торопливую перестройку на континенте. Следует уточнить, что это не окажет немедленного политического воздействия, особенно учитывая различия в политике европейских правых в отношении Украины и других внешнеполитических вопросов.

Однако в долгосрочной перспективе усиление национального консерватизма на Западе может иметь серьезные геополитические последствия. Начнём с того, что неприятие Россией излишеств либерализма делает её в некотором роде «естественным» союзником западных консерваторов, особенно в мире, где идеологии все чаще формулируются как «национально-патриотическая» против «космополитическо-глобалистской». Более того, если консерваторы отвергают прогрессивный универсализм у себя дома, поддерживая культурное своеобразие своих стран, они должны выступать против тех же идей и на международном уровне. В таком случае, несомненно, было бы разумно поддержать попытки Китая, России и других стран БРИКС привить уважение к цивилизационной специфике и традиционным ценностям всех народов, попутно отказавшись от ЕС и либерально-универсалистских претензий, которые он отстаивает. В этом смысле Трамп может оказаться важнейшим, пусть и невольным союзником в попытке БРИКС построить более «консервативный» мировой порядок. Именно этого, в конечном счёте, техноглобалистский истеблишмент ЕС должен бояться больше всего на свете.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!