Третий «Квиновский» альбом, «Sheer Heart Attack», пятидесятилетие выхода которого весь мир отмечает 8 ноября, был воистину эпохальным и судьбоносным. Появившись на прилавках ровно через восемь месяцев после предыдущего («Queen II»), он не только стал релизом, который заложил основу для будущего успеха, но и дал старт явлению, которое можно назвать «Квиноманией». И это был переломный момент для группы, неожиданно для многих взлетевшей в музыкальную элиту.
В родной Великобритании пластинка дотянулась до 2-го места в альбомном чарте, в Штатах – до 12-го в «Billboard 200», и что ни менее важно, наконец-то, «королевский» квартет обрёл популярность и во многих других странах мира: топ-10 почти во всей Европе, № 19 в Австралии и № 23 в Японии. Не менее востребованным оказался и сингл «Killer Queen» (вместе с «Flick of the Wrist» – прим.) с этого альбома – он стал первым хитом группы в США, достигнувшим высокой 12-й позиции в «Billboard Hot 100», 2-го места – на Родине и занявшего высокие позиции в чартах других стран.
Особо стоит отметить, что отголоски этих новых мировых веяний уже вскорости достигнут и нашей страны, и именно с этой пластинкой «Квины» начнут обретать здесь своих преданных почитателей. Как и абсолютное большинство отечественных меломанов того периода, я сам лично впервые услышал группу в 1975-м, когда однокласснику принесли на сутки диск «Sheer Heart Attack». Мы слушали, ошарашенные степенью совершенства музыкальных полотен, в то время, как девчонки пристально вглядывались в изображение квартета на обложке.
В этой музыке было всё, что привлекало в роке: ритмичность и напор хард-рока, воздушная игривость глэма, неземной красоты вокальные гармонии в сочетании с виртуозными инструментальными пассажами, чувственные изыски мелодизма и парадоксальность прогрессива. И как тут было не стать «квиноманом»?
Поэтому, для меня это особенная, «личная» пластинка. С ней связано много событий и аллюзий. Так, через десяток лет после знакомства с ней, на поминках нашего друга, неожиданно преставившегося в двадцать шесть от инфаркта миокарда, мы с товарищами, дабы заглушить печаль, поглощали «беленькую» и вспоминали разные совместные моменты времяпровождения. Вдруг кто-то спросил, а что бы он сам, острослов и балагур, сказал по этому поводу? И в ответ прозвучало: «Как что? Просто сердечный приступ, чуваки, извиняйте – Sheer Heart Attack»…
Но вернемся к музыке. Если «Queen II» был эталоном в плане изобретательности и амбиций, то «Sheer Heart Attack» стал тем, с чего группа начала набирать обороты. И хотя он в 1974-м быстро последовал за вторым альбомом, такое ощущение, что у материала был более длительный период созревание: настолько велик прогресс. Если при записи «Queen II», со слов Брайана Мэя, они сумбурно «старались втиснуть весь мир в две стороны виниловой пластинки», то теперь, такое впечатление, что всё было размеренно тщательно продумано и скрупулёзно выверено.
Пластинка «Queen II» являла группу как невероятно оригинальную единицу, а её участников – как мастеров концептуального альбома, но последующий альбом был в этом отношении противоречив: он представлял собой череду коротких, пронзительных потрясений, наполненных одновременно коммерцией и продолжающей очерчиваться осторожной самобытной музыкой группы. И это была настоящая ипостась Queen, расправляющих крылья перед взлётом в стратосферу.
«Sheer Heart Attack» отличался глэмовой подачей хард-рока, заметно отходя от тематики прогрессив-рока своих предшественников, хотя и она тоже присутствовала. Да, чуть попсовее, зато ближе к народу. Фредди Меркьюри так высказался по этому поводу:
«После этого альбома мы поняли, что нашли себя. Мы чувствовали, что для нас не существует препятствий и ограничений».
Действительно, альбом явил собой весомый шаг к классическому «квиновскому» звучанию, которое они окончательно усовершенствуют в 1975 году на последующем «A Night at the Opera». При этом поражало как жанровое разнообразие (на подобное в рамках одной пластинки прежде отваживались дерзнуть только «Битлз» на «Белом альбоме»), так и яркие запоминающиеся отдельные композиции.
Если «Killer Queen» и была самой известной песней «Sheer Heart Attack», то вряд ли она была характерна для альбома, в основном потому, что группа не придерживалась какого-то одного стиля. Разнообразный по звучанию, беспрецедентный своей полномасштабной атакой на чувства, «Sheer Heart Attack» стал первым полноформатником группы, который содержал, по крайней мере, по одной песне, написанной каждым участником (шесть – Меркьюри, четыре – Мэй, по одной – Тэйлор и Дикон, и одна – совместное произведение всей четвёрки).
Удивительно, как они выражают свой «авторский» голос, выдавая смелые и настойчивые хуки и превращая их в песни, которые работают как сплоченные сущности, а не как броские эскизы идей. При этом, в целом был сохранён баланс, и чувствовались характерные для гениальных шедевров законченность в сочетании с некоей недосказанностью.
Альбом получился и в меру тяжёлым, и в меру помпезным, с яркой лирикой и отточенной аранжировкой треков. Этой пластинкой «Квины» приучали аудиторию, что никогда не знаешь, чего от них ожидать. Зажигательный рок-боевик мог сочетаться с захватывающим бродвейским водевильным номером, за которым вдруг последует акустическая баллада, а затем – песня в сложной кантри-фолковой стилистике, а то и вовсе свинговый фокстрот. И это – одна из причин, по которой эту группу так трудно классифицировать и так интересно слушать.
Спустя годы в «The Daily Vault» описали «Sheer Heart Attack» как «важный переходный альбом», поскольку он продемонстрировал, «кем группа вскоре станет, отдавая дань своему хард-роковому прошлому. Хотя в нём всё ещё присутствуют отсылки к фантастическому стилю их ранних работ, в частности, на «In the Lap of the Gods» и «Lily of the Valley», но фантазия не подавляет, как это было на первых двух пластинках». При этом рецензент считал, что «Queen каким-то образом умудряются здесь звучать, как любая рок-группа 70-х, включая Rush, Led Zeppelin и даже Uriah Heep». То есть они являли собой квинтэссенцию лучшей рок-музыки 70-х. Наверно, это так и есть.
В одном из более поздних обзоров «Sheer Heart Attack» отмечалось, «что это – во всех отношениях гениальный альбом, хотя похвала обычно достаётся его преемнику. Это релиз группы, абсолютно уверенной в собственном неповторимом блеске и наслаждающейся своим статусом удачливой рок-н-ролльной команды». Подпишусь здесь под каждым словом.
В «Pitchfork» констатировали: «Sheer Heart Attack не только улучшает все аспекты своего звучания, представленные в первых двух пластинках, но и создаёт одну из лучших музыкальных композиций за всю их карьеру… это группа на пике своего могущества». И здесь не стану спорить.
В ретроспективном обзоре «AllMusic» заявили, что «театральность теперь проявляется в повседневных делах, что, по иронии судьбы, заставляет их звучать масштабнее, чем жизнь. И это чувство масштаба в сочетании с тяжелыми гитарами, поп-припевами и театральным стилем знаменует собой истинное раскрытие Queen, делая «Sheer Heart Attack» моментом, когда они по-настоящему проявили себя». Насчёт масштабности и раскрытия – в самую точку.
Что до рецензий современников пластинки, то популярный в те годы английский еженедельник «Disc» по итогам 1974 года оценил «Sheer Heart Attack» как № 3 среди лучших рок-альбомов года, и в своём списке «60 Top Albums» поместил его на 24 место. Неплохо для группы, о которой в стране ещё пару лет назад мало кто слышал. Авторитетный музыкальный журнал «New Musical Express» назвал третью пластинку «Квинов»: «Просто пир! Никаких проходных номеров и четыре песни, которые будут звучать и бежать: «Killer Queen», «Flick of the Wrist», «Now I’m Here» и «In the Lap of the Gods... Revisited»».
Не менее восторженные отзывы последовали с другой стороны Атлантического океана. В «The Winnipeg Free Press» высоко оценили «многодорожечную гитару Брайана Мэя, потрясающий вокал Фредди Меркьюри и динамичную продюсерскую работу Роя Томаса Бейкера», назвав альбом «беспрецедентной полномасштабной атакой на чувства». Американский журнал о рок-музыке «Circus» классифицировал альбом не иначе как «возможно, самое тяжелое и потрясающее нападение на эти берега, которым мы когда-либо наслаждались».
Джон Мендельсон в журнале «Rolling Stone» присвоил альбому положительную оценку в 3 звезды и написал противоречивую рецензию: «Если это трудно любить, то трудно не восхищаться: в конце концов, эта группа опытна и решительна. Однако, я искал на обеих сторонах этого последнего альбома что-нибудь, что угодно, даже отдаленно столь же великолепное, как «Keep Yourself Alive» или «Father to Son», только для того, чтобы в конечном итоге остаться с пустыми ушами и рыдать…». Бывает, человек искал клон треков с прежних пластинок и, не обнаружив, расстроился, тем ни менее отдавая должное общему материалу.
Родная ребятам «ВВС» отмечала: «Они (Queen) расширили современные методы музыкального производства до полного совершенства со своим вокальным хоровым многоголосьем и разнообразием гитар, театрально-водевильным вокалом Фредди... Это тот самый альбом, где Queen обрели свой истинный образ». Что ж, признать достоинства земляков на общем впечатляющем музыкальном фоне – тоже дорого стоит.
Историк музыки Пол Фаулз в своей книге «Краткая История Рок-Музыки» позже напишет, что «в «Sheer Heart Attack» группа со всей очевидностью сфокусировалась на Фредди Меркьюри, как грядущем лидере Queen и культовой фигуре певца и фронтмэна на ближайшие годы. Особенно в сингле «Killer Queen»». Действительно, альбом можно расценивать прекрасной демонстрацией безумного вокального диапазона Фредди, где он поёт в разных вариантах и комбинациях. Но в то же самое время Queen ни менее впечатляют и невероятной инструментальной работой, и вокальными ассистами Тэйлора с Мэем и потрясающим ансамблевым взаимодействием.
Подготовка и запись в студиях
Как это нередко случается, путь к сотворению этой пластинки отнюдь не был усыпан цветами. Queen писали новые песни в быстром темпе, всё ещё спотыкаясь в плане студийной и концертной деятельности. Ещё в конце лета 1973-го, когда они заканчивали «Queen II», то на репетициях уже проигрывали такие песни, как «Brighton rock» Брайана Мэя, Фреддины «Killer Queen», «Bring Back That Leroy Brown» и «In The Lap Of The Gods», которые и войдут в альбом «Sheer Heart Attack».
Интересно, что изначально для пластинки Тэйлором была написана одноименная заглавная песня, но в «Sheer Heart Attack» она не войдёт, а появится лишь в 1977 году через через пару альбомов – на «News of the World». Фредди дорабатывал её и перелицовывал на новый лад.
Между делом «Квины» продолжали гастролировать, и Джон Дикон решил прервать свою работу над дипломом магистра, полностью посвятив себя группе. Во время концерта в университете шотландского города Стерлинг зрители приняли группу с таким энтузиазмом, что ребята выходила на «бис» трижды… Когда же группа отказалась выйти на сцену в четвертый раз, это вызвало беспорядки в зале, началась свалка, и пришлось вызывать полицию.
Позже, в апреле, Queen улетели в Соединенные Штаты и начали свое американское турне, вновь выступая на разогреве у Mott The Hoople. У них не было никаких роуди, ребята возили с собой своё оборудование и все это сами же и настраивали. Турне было напряженным, но публика принимала хорошо, и группа работала с удовольствием. Однако 12 мая, во время выступления в Нью-Йорке, в «Uris Hall» на Бродвее Брайан Мэй вдруг потерял сознание. Медики диагностировали гепатит (следствие неудачной прививки перед гастролями в Австралию) и прописали гитаристу постельный режим на шесть недель. Группе пришлось тут же отменить не доигранные концерты.
Поэтому «Sheer Heart Attack» записывали с препонами и сложностями. В начале июня 1974-го парни начали репетировать композиции для нового альбома в уэльской студии «Rockfield», сочиняя в процессе дополнительный материал. Однако Брайану Мэю все еще очень нездоровилось, ему бывало так плохо, что он то и дело был вынужден удаляться. Наконец, 15 июля в «Trident Studios», начались записи в полную силу, однако и они неожиданно сорвались после того, как Мэя пришлось срочно отправить в больницу, на сей раз с ним стряслась другая беда: обострение язвы двенадцатиперстной кишки.
Неотложная операция прошла успешно, но больному был нужен восстановительный период, что для Queen означало вынужденный простой и отмену запланированного на сентябрь турне по США. Мэй был в состоянии крайней депрессии и был убеждён, что группа выкинет его из состава. Однако, об этом никто не думал; с помощью продюсера Роя Томаса Бейкера (которого к тому времени уже прозвали «пятый из Квин») они записали десять минусовок, оставляя пробелы для последующих гитарных партий Брайана (что на самом деле оказалось делом далеко не простым). Как вспоминал Мэй:
«После моей выписки из больницы передо мной предстала огромная гора несыгранных мной инструменталов плюс вокальных партий, которые было необходимо разложить на три голоса. Много наложений мы сделали в Лондоне. Мы закончили «Killer Queen», «She Makes Me» (в неё были включены подлинные нью-йоркские «звуки ужасов») и «Brighton Rock». «Now I'm Here» мы отработали в последнюю пару недель, ведь мне идея этой композиции пришла в голову, когда я лежал в больнице и размышлял о нашем будущем».
Действительно, лёжа в постели, Брайан писал тексты и бренчал на гитаре, когда мог, и полностью завершил хард-роковую песню, которая впоследствии стала хитом – «Now I’m Here». В начале августа группа переместилась в «Wessex Sound Studios», однако работа там продлилась недолго. В процессе записи ребята лавировали между «Rockfield Studios», «AIR Studios» и «Trident Studios». Сессии над «Sheer Heart Attack» были завершены в последней, где проходила основная часть микширования, и группа высоко оценила способность продюсера Роя Томаса-Бейкера наложить гитарные партии Брайана Мэя и вокальные гармонии на незаконченные треки.
К концу августа Брайан снова работал с группой в «AIR Studios», и остальные участники группы постепенно добавляли свои партии. Большинство бэк-треков записаны в «Rockfield», два бэк-трека и несколько гитарных наложений были записаны в «AIR Studios», большинство наложений и один бэк-трек – в Уэссексе. Свод дорожек и аранжировка строились таким образом, что каждый имел возможность индивидуально записать свою партию перед тем, как группа соединит их и наложит одну на другую.
Основная часть микширования проходила в «Trident Studios», и на сведение каждой из песен было потрачено один или два дня. За исключением «Brighton Rock»: на неё ушло четыре. Использовали инновационное оборудование – студийный магнитофон на 24 дорожки (прежний был на 16 дорожек). Фактически, альбом был первым 24-трековым проектом «Trident». Несмотря на то, что они расширили возможности записи на восемь треков, этого всё равно было недостаточно для микширования каждого из них по отдельности. Отсюда и затяжка по времени. Но это того стоило.
Обложка
Для создания снимка на обложку Queen снова призвали на помощь Мика Рока, и он пришел к ним со следующей идеей: участники группы должны возлежать с широко раскрытыми глазами, сиять сладким и слегка откровенном светом и выглядеть слегка сумасшедшими. О том, как происходили съёмки, вспоминал позже Фредди Меркьюри:
«Через что мы только не прошли, чтобы сделать фотографии для альбома «Sheer Heart, Attack»! Дорогие мои, можете себе представить, как нужно постараться убедить других намазаться вазелином, а потом облиться водой из шланга? В результате четыре участника группы выглядят совсем не царственно – загорелыми и здоровыми и такими мокрыми, как будто потели всю неделю. Дело в том, что все ожидали, что новая обложка будет чем-то вроде «Queen III», но это было совершенно новое. Не то чтобы мы менялись полностью, просто в то время мы переживали переходный этап».
Отдельные композиции
Альбом в целом и «Brighton Rock» начинается со звуковой открытки ярмарки, взятой из специального альбома эффектов Джека Хольцмана. И она идеально подошла к общему фону. Ведь в лирическом плане песня рассказывает историю двух молодых влюбленных по имени Дженни и Джимми, которые встречаются в курортном Брайтоне в государственный праздник. Фредди Меркьюри поёт партии за обоих, переходя от баритона к фальцету. Дженни боится, что об этом узнает её мать, и уходит со свидания.
«Дженни, задержись подольше, умоляю!
Ничто здесь не помешает нам,
Любимая, что ты скажешь?»
«О нет, я должна идти, мама расстроится,
Ей не следует знать, что я делала на празднике.
Было бы бесполезно болтать о магии в воздухе,
Так что прощай».
В конце же Дженни обращается к Джимми, «пишет письма каждый день», о том, что они «должны быть всегда вместе», «ничто не может разрушить её любовь», однако Джимми извиняется и говорит, что боится, «если его жена узнает, как он провел выходные»… Ничего не поделаешь – обычный адюльтер.
Как я уже упоминал, композиция был написана Мэем во время сессий «Queen II», но в то время не была записана, так как группа посчитала, что она не вписывается в структуру этого альбома. Её название неоднократно менялось, известны прежние варианты: «Happy Little Fuck», «Happy Little Day», «Blackpool Rock», «Bognor Ballad», «Southend Sea Scout», «Skiffle Rock» и «Herne Bay». Окончательное же название, обозначающее в народе «Брайтонский леденец», с изрядной долей цинизма обыгрывающее ситуацию, сформировалось уже во время работы над песней в студии.
Гитарное соло Брайана Мэя на этом треке, пожалуй, его лучшее из всех им сыгранных: вибрирующее, с многократным эхо, оно захватывает слушателя своей мощью, будто вы слышите концертное выступление. Журнал «Guitar World» поставил его на 41-е место в своем списке «100 величайших гитарных соло всех времён». Примерно через две минуты после начала песни оно начинается с небольшого числа со вкусом исполненных триолей, с большим количеством эффектов «эхо» и задержек. Через минуту с несколькими наложенными друг на друга гитарными партиями оно набирает темп и выдаёт несколько блюзовых риффов.
Но одна из лучших сторон трёхминутного соло – это бьющая через край энергия Мэя, совмещенная с ударными Роджера Тейлора, который для более полного развития напряжения и мощи гитары синкопирует на хай-хэте.
Соло родилось не спонтанно, а постепенно эволюционировало из прежних вариантов. Один из первых известных звучит в композиции «Blag» ещё во времена группы Smile.
Позже Брайан вставлял его в композицию «Son And Daughter», и оно было гвоздём концертной программы Queen 1973 года.
В целом, композиция, по своей сути, – это самый что ни на есть спид-метал. Правда, тогда ещё такого термина не знали.
«Killer Queen»
«Killer Queen» (Сногсшибательная королева), подобная качающемуся маятнику, ломала все прежние стереотипы о группе: она была музыкальна и лирична, упоминала марку элитного шампанского «Моэт э Шандо», Марию Антуанетту, Хрущева, Кеннеди и «динамит с лазерной наводкой». Тем ни менее, песня сохранила суть фирменного звучания Queen, особенно в тщательно подобранных вокальных гармониях. «Killer Queen» относится к той редкой группе песен Меркьюри, в которых он написал текст песни раньше, чем мелодию. Как он сам её характеризовал:
«Это песня о девушке из высшего общества. Я хотел сказать, что в высшем свете тоже встречаются шлюхи. Собственно, об этом и песня, хотя я предпочитаю, чтобы слушатели интерпретировали её по-своему – как им больше нравится. Люди привыкли к хард-роковому звучанию музыки Queen, но этот сингл написан словно бы для Ноэля Коуарда (Noel Coward, 1899-1973 – английский драматург, актер, режиссер – прим.). Это один из тех номеров, которые предполагают шляпы-котелки и черные подтяжки – я совсем не имею в виду, что Ноэль Коуард так одевался.
Эта песня была очень не похожа на тогдашних Queen. Это был еще один рискованный шаг, но, знаете, рискуя, мы всегда выигрывали».
«Killer Queen», особенно в версии видеоклипа, презентовала уникальный бренд «рок-театра» Меркьюри. «Квины» отказались от прежнего хард-рока и прога, предлагая восхитительный декаданс и непреодолимую последовательность хуков – от интро с щелкающими пальцами до танцевального пианино Меркьюри, сладостно-жеманного пения и небрежно выводимых аккордов. Чтобы придать песне стиль кабаре прежних лет, Фредди вместо рояля использовал в записи обычное пианино. Тэйлор помимо ударной установки задействовал треугольник и бар чаймс, а Мэй разродился тщательно разработанным многодорожечным гитарное соло, в котором задействовал «эффект колокола». Как он вспоминал:
«Мне нравится соло, состоящее из трёх частей, где каждая партия звучит по-своему...Это винтажный Queen. Когда я впервые услышал, как Фредди исполняет эту песню, я лежал в своей комнате в студии звукозаписи в Уэльсе, чувствуя себя очень плохо… и мне было грустно, потому что я подумал: «Я даже не могу встать с постели, чтобы принять в этом участие». Но потом, слава Богу, я пришёл в себя. Они оставили мне немного места, и я сыграл соло».
Грэм Гоулдман из 10cc заявлял: «Это один из моих любимых синглов за все время. Производство, игра, сама песня, изменения в размерах. Несмотря на то, что у меня есть проблемы с Queen, я должен признаться и сказать: «Вау, я бы хотел, чтобы мы сделали эту запись»».
«Tenement Funster»/«Flick of the Wrist»/ «Lily of the Valley»
Три узорчатые композиции плавно перетекают одна в другую, как памятка о прогрессив-роковом концепте предыдущего альбома. Между тем, они совершенно разные, несмотря на всю органичность полученного попурри. «Tenement Funster» (Арендатор многоквартирного дома) написал Роджер Тэйлор, он же исполнил ведущий вокал, а Джон Дикон записал в отсутствии Мэя основные партии акустической гитары. Эта баллада – гимн молодости и бунтарству:
О, дайте мне хорошую гитару,
И можете сколько угодно ругать мою причёску.
Или просто найдите незапертую машину,
Я тут же умчусь отсюда со скоростью света.
Фреддина хард-роковая «Flick of the Wrist» (Легким движением запястья) начинается с кульминационного финала «Tenement Funster» и резко обрывается перед последней строкой песни «...детка, тебя достали». Текст песни необычайно мрачный, жестокий, включает такие слова как, например:
Пашу так, что пальцы в кровь.
Кричу от боли –
Никакой реакции.
Он соблазнит тебя своей машиной
По производству денег,
Найдет, что наобещать (много, много денег),
Превратит тебя в фальшивый
Музыкальный автомат –
И распрощается навсегда!
Фредди Меркьюри объяснял, что неприятный персонаж в песне не был связан с кем-то конкретным:
«Я написал её как своего рода ироничную историю о мошенниках и жуликах-обманщиках, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Нашему менеджеру хотелось бы думать, что это о нём, но это не так».
Не смотря на эти откровения, фанаты до сих пор убеждены, что это песня о тогдашнем менеджере группы – Нормане Шеффилде, который, обманул группу, практически ничего не выплатив за успехи альбома «Sheer Heart Attack». Спустя время Queen разорвут с ним отношения.
Фортепианная баллада «Lily of the Valley» (Майский Ландыш) была написана Меркьюри, он же исполнил здесь все вокальные партии. Текст отсылает к композиции с предыдущего альбома «Queen II» – «Seven Seas of Rhye»:
Семи Морей посланник прибыл, дабы Короля
Рая известить о том, что он лишился трона.
И войны никогда не прекратятся?
И времени для мира хватит ли?
На то не ведает ответа Ландыш Майский.
Брайан Мэй полноправно участвовал в аранжировке:
«Это был один из первых случаев, когда я действительно участвовал в оркестровке. И песня действительно фортепианно-басовая, и это красивая, лирическая песня, поэтому очень важно было не мешать. Но я разработал всю эту аранжировку так, как если бы вы добавили струнную группу. И я был очень доволен этим, потому что такой подход очень соотносится песне и это звучит великолепно… Это замечательное произведение искусства, но это последняя песня, которая когда-либо станет хитом».
«Now I'm Here»
Композиция «Now I'm Here» (Теперь я здесь), сочинённая Брайаном Мэем на больничной койке и отработанная в последние две недели сессионной работы, стала одной из самых любимых в живых выступлениях группы. Со сложным гитарным риффом и партией Мэя на фортепиано, она оставила Меркьюри добавить штрихи Хаммонд органа и блеснуть вокальными возможностями. Именно в ней (в начале и в конце), он достигает одной из самых высоких нот в своей карьере. Фредди вспоминал:
«Это должно было показать, что мы всё ещё можем делать рок, что мы не забыли наших рок-н-ролльных корней. Она прекрасно подходит для сцены. Я всегда с удовольствием исполнял её на концертах».
Выпущенная синглом, песня дошла до 11-й позиции в британских чартах. Музыка представляет собой атмосферу хорошего хардового рок-н-ролла, сочетающую в себе плавные мелодии куплета с грохотом припева и несколько воодушевляющих, быстро восходящих бриджей, которые ещё больше подстегивают энергию песни. Фредди Меркьюри преодолевает эту стену звука, в которой доминируют гитары, с вокалом, который ловко переключается между нежным шёпотом и похотливым мычанием.
В тексте сочетаются в равных количествах романтика и рок-н-ролльная развязность, поскольку он представляет героя, который чувствует заряд энергии от любимой женщины:
Ребенком я был, когда ты взяла мою руку,
И сияние ночи ярко горело.
Люди смотрели, не понимали,
Но ты чётко знала моё имя.
«In The Lap Of The Gods»
Песня «In The Lap Of The Gods» (По воле богов) хороша как в студийном, так и в живом исполнении. Двухсерийная, почти оперно-драматическая гимнообразная эпопея, которая станет своего рода предтечей «Богемской рапсодии». Она была написана Меркьюри во время сессий «Queen II» и включала в себя несколько вокальных наложений от него самого и Роджера Тейлора. Причём, последний взял одну из самых высоких нот в своей карьере, а вокал Фредди был пропущен через вокодер, что создаёт впечатление, будто голос идет из-за стены.
Предоставь все творить Господу.
Я хочу, чтобы ты
Полагалась на волю Божью…
«Stone cold crazy»
«Stone cold crazy» (Холодный, как камень, сумасшедший) Меркьюри написал ещё во времена своей прежней группы – Wreckage. «Квины» даже исполняли её на туре в поддержку первому альбому. Правда, теперь к её существенной переработке приложили руку все музыканты группы. В результате она существенно потяжелела, обрела бешенный ритм и обогатилась вокальными гармониями в последней музыкальной фразе. Быстрый темп и сильное искажение предвещало трэш-метал. Тяжелый дисторшн, риффы и быстрый темп – Queen всегда задавали тренд.
И ни один из участников группы не смог вспомнить, кто написал тексты на момент выхода альбома, поэтому они впервые поделились авторством. Здесь говорится о гангстерах и есть отсылка к Аль Капоне.
Полицейские пришли, хотят выломать дверь,
Хотят снова меня забрать.
Никогда, никогда этому не бывать.
«Dear friends»
Нежная тёплая баллада Мэя, исполненная Фредди под фортепиано и хоровое многоголосие, выражает тёплые дружеские наставления.
Ну что же, дорогие друзья, ваша любовь прошла,
Остались только слёзы,
Я не осмелюсь говорить, куда следует дуть ветру…
«Misfire»
Первый авторский блин от Джона Дикона отнюдь не вышел комом. Джон здесь сыграл гитарное соло и все гитарные партии, за исключением некоторых частей в конце песни, в которых становится заметной «Red Special» Брайана Мэя. Симпатичная кантри-роковая мелодия и интересная гармония «Misfire» (Осечки) звучат свежо и вкусно, песня с незамысловатой любовной лирикой не затянута.
Выстрел за тобой,
Добавь мне запала,
Не промахнись на этот раз,
Не допусти осечки, осечки…
«Bring Back That Leroy Brown»
Этим регтаймом в стилистике 30-х годов, сочинённым Меркьюри, «Квины» ввели музыкальную моду на ретро. Название отсылает к недавнему на тот момент хиту «Bad Bad Leroy Brown» американского певца и автора песен Джима Кроче, погибшего в авиакатастрофе годом ранее. Текст стилизован под салунный вестерн.
Верните здоровенного злого Лероя сюда,
Он нужен здесь.
В «Bring Back That Leroy Brown» (Верни этого Лероя Брауна) Фредди играет на рояле и хонки-тонк фортепиано, а также делает несколько вокальных наложений. Мэй играет на банджо и короткую партию на укулеле, а Дикон задействовал контрабас. Особо отметился Роджер Тэйлор, который отбивает в этой быстрой и сложной композиции десятки свинговых битов и доказывает, что мог бы стать отличным барабанщиком биг-бэнда.
«She Makes Me (Stormtrooper in Stilettos)»
Сомнамбулическую, гипнотическую «She Makes Me (Stormtrooper in Stilettos)» (Она создаёт меня (Штурмовик на шпильках)) предоставил Брайан Мэй. Он же поёт и вместе с Диконом аккомпанирует на акустической гитаре. По выражению одного музыковеда, песня постепенно переходит в «нью-йоркский звуковой кошмар» с тревожным воем полицейской сирены, ощущением погони и тяжёлым дыханием смертельно раненого беглеца в коде. Это особенно контрастирует с лирической нотой текста.
Кто знает, куда приведут мои мечты.
Я последую за ними.
Но мир узнает, сколько у меня уйдёт времени,
И если я медлителен, это из-за неё… Моя Любовь…
«In The Lap Of The Gods... Revisited»
«In the Lap of the Gods… Revisited» – вторая часть эпопеи получилась более роковая, с запоминающейся тяжелой гитарой на фоне хора. Вышел такой хард-госпел. Здесь музыканты применили интересный прием: припев повторяется много раз, и с каждым повтором увеличивается количество голосов, под конец превращаясь в огромный хор. Этой композицией группа нередко завершала свои выступления, когда вместе с Меркьюри стоя и вдохновенно скандировал весь многотысячный зал или стадион.
Я понимаю, кем ты хочешь меня видеть,
Но я не дурак.
На всё Воля богов.
Завершается альбом гулким звуком взрыва, символизирующего разрыв сердца. Так и должен оканчиваться «Настоящий сердечный приступ». Драма разродилась именно так, как ей и было предписано. Расходитесь, пожалуйста.
Небольшое резюме
Журнал «Kerrang!» поставил альбом на 8-е место в своём списке «100 величайших Британских альбомов» и на 45-е – в списке «100 величайших рок-альбомов».
Брайан Мэй заявил: «Я рассматриваю «Sheer Heart Attack» как самый отточенный альбом, самый законченный продукт, в котором мы играли лучшее, и все песни были тщательно отобраны и выполнены в единственно возможном для них ключе. Это было сделано больше для контраста, нежели чем для целостности. В то же время мы не видели в этом никаких опасностей. Всё было логическим развитием «Queen II», хотя люди не отразили этого вовремя».
В свою очередь Фредди Меркьюри констатировал: «В вокальном отношении мы могли превзойти любую группу, и мы решили из кожи вон лезть и, не ограничивая себя ни в чём, действительно делать именно то, что хотим. В каждом альбоме мы немного перебирали, но в этом собственно и есть Queen.
Мне нравится студийная работа, хотя это самая изнуряющая часть моей профессии. Это так утомляет морально и физически. Она полностью выматывает тебя. Иногда я спрашиваю себя, зачем я это делаю. После записи альбома «Sheer Heart Attack» мы чуть с ума не сошли и решили: «Больше никогда!» И что же в итоге?»
Не смотря на очевидный творческий и коммерческий успех пластинки Queen были жестоко обмануты братьями Шеффелдами и «Trident», считавшими, что грандиозный успех был только их заслугой. Один пример: когда «Sheer Heart Attack» попал в чарты, заработок каждого участника группы вырос лишь от 20 до 60 фунтов в неделю, а когда их адвокат, Джим Бич, беседовал с руководством «Trident», ему говорили, что Queen получили 120 000 фунтов, что не соответствовало реалиям. Бич помог им перезаключить новый контракт с «EMI».
Группа теперь были в поиске нового менеджера, проблема заключалась в том, что они остались банкротами. Они обдумывали нескольких высококлассных профессионалов и остановились на Джоне Риде, который работал с Элтоном Джоном. Элтон был поклонником Queen и помог им. Чтобы избежать некоторых возможных конфликтов, для начала он предоставил им личного менеджера, Пита Брауна, и поручил ему дела Queen. Это был хитрый ход. Впоследствии Queen чувствовали, что это была их судьба. Теперь они были уверены в завтрашнем дне.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал и активируйте оповещение колокольчиком.
➤Другие похожие материалы: