Dan Cooper - псевдоним не идентифицированного американского преступника, который 24 ноября 1971 года захватил самолет B727 авиакомпании Northwest Orient Airlines, следовавший из Портленда в Сиэтл. Получив выкуп в $200 тыс. выпустил пассажиров, заставил пилотов поднять самолёт в воздух, и выпрыгнул с парашютом примерно в 50 км от Портленда. Из-за журналистской ошибки угонщик стал известен как Д.Б.Купер.
Несмотря на продолжительное расследование, ФБР не удалось ни установить личность угонщика, ни выяснить его дальнейшую судьбу и, в середине 2016 года расследование было официально завершено.
Boeing 727-51 (рег. номер N467US) был выпущен в 1965 году и 9 апреля совершил первый полёт. А 22 апреля был передан авиакомпании Northwest Orient Airlines. Оснащён тремя двигателями Pratt & Whitney JT8D-1.
Состав экипажа рейса NW305 был таким: капитан - William A. Scott, 51 год. Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Northwest Airlines 20 лет. Второй пилот - William «Bill» J. Rataczak. Бортинженер - Harold E. Anderson. Стюардессы: Alice Hancock — старшая стюардесса, Tina Mucklow, 22 года, Florence Shaffner, 23 года.
Хронология событий
Угон самолёта
24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США, мужчина среднего возраста с чёрным кейсом в руках подошёл к стойке регистрации компании Northwest Orient Airlines в аэропорту Портленда и, назвавшись Дэном Купером, купил за $20 наличными билет в один конец на рейс 305, следующий в Сиэтл. В самолёте он занял место 18C в задней части салона, закурил и заказал бурбон с газировкой.
Позже стюардессы Тина Маклоу и Флоренс Шаффнер, которые дольше всех провели время рядом с им, дали следующее описание Купера: мужчина в возрасте около 40 лет, рост 178-180 см, вес 77-82 кг. На нём было лёгкое чёрное пальто, мокасины, тёмный костюм, выглаженная белая рубашка с воротником, чёрный галстук с заколкой и перламутровая булавка. Глаза были карими и близко посаженными, смугловатая кожа.
Из аэропорта заполненный на треть рейс (на нём было 36 пассажиров), вылетел в 14:50. Через 8 минут после взлёта Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер, которая ближе всех сидела к нему на откидном кресле. Она подумала, что Купер даёт ей свой номер телефона, поэтому не читая положила записку себе в карман. Но он наклонился ещё ближе и сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».
Точная формулировка записки осталась неизвестной, потому что после прочтения Купер забрал её, но её содержание было примерно следующим: «У меня в портфеле бомба. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной». Записка была написана фломастером и состояла из заглавных печатных букв.
После прочтения, Купер попросил Шаффнер сесть рядом с ним. Та выполнила его просьбу и тихо попросила показать ей бомбу. Купер открыл портфель, в котором стюардесса увидела устройство из восьми красных цилиндров, прикреплённых к покрытым такой же красной изоляцией проводам и большая цилиндрическая батарея. Закрыв портфель, угонщик попросил стюардессу передать пилотам свои требования: предоставить ему $200 тыс. в 20-долларовых непомеченных купюрах, два парашюта, а также чтобы самолёт дозаправили, когда он приземлится в Сиэтле. Шаффнер все пилотам в кабине; когда она вернулась, Купер был в тёмных солнечных очках.
Пилот Уильям Скотт связался с УВД аэропорта Сиэтл-Такома, которое, в свою очередь, проинформировало местные и федеральные власти. Во избежание паники остальным пассажирам было объявлено, что прибытие в Сиэтл будет задержано из-за «незначительных технических проблем». Глава Northwest Orient Airlines Дональд Найроп принял решение дать выкуп и приказал сотрудникам указание выполнять требования угонщика. Самолёту пришлось летать над заливом Пьюджет-Саунд около двух часов, чтобы у полиции Сиэтла и ФБР было достаточно времени подготовить для Купера парашюты и выкуп, а также вызвать аварийный штаб.
Шаффнер позже показала, что Купер, скорее всего, был очень хорошо знаком с этой местностью; он узнал Такому, когда самолёт пролетал над ним, а также правильно упомянул наличие базы ВВС Маккорд-Филд в 20 минутах езды от аэропорта Сиэтл-Такома. Со слов Шаффнер и Тины Маклоу, он вёл себя очень спокойно, уверенно и вежливо и совершенно не походил на стереотипные образы воздушных пиратов того времени. После раскрытия Купер заказал второй бурбон и воду, полностью оплатил свой счёт за напитки и предложил запросить питание для экипажа, пока самолёт будет дозаправляться в Сиэтле.
Агенты ФБР собрали деньги для выкупа из нескольких банков Сиэтла — 10 тыс. немаркированных 20-долларовых купюр, большинство из которых имели серийные номера, начинающиеся с буквы L (указывающей, что эти купюры были выпущены Федеральным банком Сан-Франциско). Парашюты изначально хотели доставить с военной базы, но Купер их отклонил, попросив обычные гражданские парашюты. Полиция Сиэтла добыла их в местной школе парашютного спорта.
Освобождение пассажиров в обмен на выполнение условий
В 17:25 угонщику сообщили, что его требования выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в аэропорту Сиэтл-Такома. Рейс 305 приземлился в 17:39. Затем Купер приказал пилотам отогнать самолёт на отдалённую стоянку ВПП и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее в ней. Купер потребовал от УВД Сиэтла послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги и парашюты через дверь в хвосте самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров, Шаффнер и третью стюардессу, Элис Хэнкок.
Во время дозаправки Купер изложил свой дальнейших план экипажу: курс на юго-восток в сторону Мехико на минимальной скорости, примерно 185 км/ч; максимальная высота 3 тыс. метров. Далее он уточнил, чтобы шасси оставались выпущенными, закрылки были опущены на 15 градусов, а кабина оставалась негерметичной. Второй пилот Уильям Ратачак объяснил Куперу, что дальность полёта самолёта рассчитана на 1,6 тыс. км, а значит им всё равно будет необходима ещё одна дозаправка перед входом в воздушное пространство Мексики. Купер и экипаж обсудили варианты и в итоге договорились совершить посадку для дозаправки в Рино в штате Невада.
В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на 4 парашюта, так как это означало, что на борту у него мог быть сообщник и в то же время наводило на мысль, что он спрыгнет с одним из заложников. До этого в американской истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского самолёта.
Пока самолёт заправляли, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и попросил у Купера разрешение зайти на борт. Тот отклонил просьбу чиновника. Угонщик подозрительно отнёсся к тому, что заправка всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут (это было вызвано блокировкой паров в насосном механизме топливозаправщика). Он пригрозил вернуть самолёт к его истории, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.
Прыжок
Открыв заднюю дверь самолёта и выдвинув лестницу, Купер приказал пилоту взлетать. FAA выразило протест на том основании, что взлетать с развёрнутой кормовой лестницей небезопасно. Купер ответил, что это на самом деле безопасно, но спорить не стал, пообещав, что уберёт лестницу, как только они окажутся в воздухе.
В 19:40 самолёт взлетел. Во время взлёта Купер попросил стюардессу Тину Маклоу пройти в кабину пилотов и закрыть дверь. Уходя Маклоу заметила, что Купер что-то повязывал вокруг своей талии. Одновременно, рядом с базой Маккорд-Филд были подняты два истребителя F-106, которые полетели позади самолёта так, чтобы Купер не мог их увидеть через иллюминаторы. Какое-то время за самолётом летел тренировочный Lockheed T-33, но недалеко от границы Орегона и Калифорнии ему пришлось бросить сопровождение из-за нехватки топлива. В общей сложности, за самолётом Boeing 727-51 следили пять военных самолётов.
Примерно в 20:00 в кабине пилотов загорелась лампочка, указывающая на то, что был активирован кормовой воздушный лестничный аппарат. Через систему внутренней связи самолёта экипаж поинтересовался у Купера, не требуется ли ему помощь, на что Купер ответил резким отказом. Вскоре экипаж заметил изменение давления воздуха, указывающее на то, что кормовая дверь была открыта.
Около 20:13 хвостовая часть самолёта внезапно поднялась вверх настолько, что экипажу срочно пришлось выравнивать самолёт. Примерно в 22:15 борт сел в аэропорту Рино, хвостовой трап самолёта всё это время был развёрнут. Агенты ФБР, полицейские штата и полиция Рино окружили самолёт, поскольку ещё не было точно установлено, что Купера больше нет на борту, но вооружённый обыск быстро подтвердил его отсутствие. С этого момента Купера больше никто из пилотов не видел.
Расследование
Проведя обыск внутри самолёта, агенты ФБР обнаружили 66 неопознанных отпечатков пальцев, чёрный галстук Купера, его зажим для галстука и 8 окурков сигарет с фильтром марки «Рэли» (галстук и зажим не были обнародованы почти 20 лет, в то время как окурки таинственно пропали из материалов дела и до сих пор не найдены).
Также обнаружилось, что из двух наборов парашютов Купер взял только один — у основного парашюта из оставленного набора две его подвески были отрезаны от купола. В 2007 году ФБР рассказали, что из двух основных парашютов Купер почему-то взял самый старый, а из запасных он по какой-то причине взял тот, который даже не работал: это был «тренировочный макет», используемый в качестве учебного пособия в демонстрационном классе — в ФБР пояснили, что он попал к Куперу по ошибке, но при этом заметили, что этот нерабочий парашют имел специальные метки, благодаря которым человек, профессионально занимающийся парашютным спортом, сразу бы понял, что он недействующий.
Основываясь на показаниях Маклоу, которая видела после взлёта, как Купер что-то повязывал вокруг пояса, в ФБР пришли к выводу, что это были те самые подвески от второго парашюта, с помощью которых Купер, вероятно, привязал к себе сумку с деньгами.
В апреле 2013 года Эрл Косси, владелица парашютной школы, которая предоставила Куперу парашюты, была найдена мёртвой в своём доме в пригороде Сиэтла. Смерть наступила от тупой травмы головы. Хотя высказывались гипотезы, что ее смерть могла быть хотя бы косвенно связана с Купером, никаких доказательств этого найдено не было, и полиция Вудинвилла в конечном итоге объявила, что наиболее вероятным мотивом убийства была кража со взломом.
Пилоты всех пяти самолётов дали показания, что не видели, чтобы Купер выпрыгивал из самолёта. Впоследствии выяснилось, что в период предполагаемого времени прыжка Купера самолёт проходил через грозовую область, отгороженную от любых источников света с земли слоем облаков. Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями ВВС США, сопровождавшими самолёт.
Проведя следственный эксперимент, ФБР дало заключение, что Купер выпрыгнул именно в 20:13, когда хвостовая часть самолёта внезапно подалась вверх, что, возможно, было вызвано тем, что хвостовой трап отклонился под весом Купера в момент прыжка. В этот самый момент самолёт пролетал через сильный дождь над рекой Льюис в юго-западной части штата Вашингтон.
Точное место приземления Купера определить было трудно, так как даже небольшие различия в оценках скорости самолёта или условий окружающей среды вдоль траектории полёта (которые значительно варьировались в зависимости от местоположения и высоты) значительно меняли прогнозируемую точку посадки.
Самой важной отсутствующей деталью было время, которое Купер провёл в свободном падении, прежде чем у него раскрылся парашют (если раскрылся). Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 км севернее Портленда. Тщательное прочесывание местности не дало результатов — поиски были настолько тщательными, что в одной заброшенной постройке в Округе Кларк был обнаружен скелет девочки-подростка, которая пропала за несколько недель до этого.
Дальнейшие расследование и эксперименты показали, что настоящая зона приземления Купера могла располагаться юго-восточнее изначальной в районе водостока реки Уошугал, но и там аналогично ничего не было найдено (высказывалось предположение, что извержение вулкана Сент-Хеленс в 1980 году могло уничтожить какие-либо физические улики).
Серийные номера всех купюр были разосланы во все игорные дома, банки и прочие заведения с большим денежным оборотом США, но ни одна из купюр так и не была замечена.
Одновременно местная полиция начала поиск подозреваемых. Одним из первых, попавших под подозрение, был некий Ди-Би Купер из Орегона, до этого имевший незначительные правонарушения. Полиция связалась с ним, чтобы проверить его алиби, а заодно убедиться, что его преступления были совершены им же, а не угонщиком, который мог использовать его имя. Хотя он был быстро исключён из списка подозреваемых, местный журналист Джеймс Лонг, спеша сделать репортаж, не разобрался в ситуации и нарёк угонщика именем «Ди-Би Купер», которое тут же подхватили другие СМИ, из-за чего именно под таким именем Купер и вошёл в историю.
Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота. По состоянию на 2009 год, ФБР утверждает, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные в разных местах, дали практически идентичные описания.
В 2011 году, однако, были обнародованы показания пассажира Роберта Грегори, который сидел в самолёте напротив Купера — согласно им, волосы Купера не были прямыми, как на фотороботе, а волнистыми; пиджак был красновато-коричневым с широкими лацканами (Маклоу и Шаффнер описывали его как тёмный); а тёмные очки были в роговой оправе.
Варианты дальнейшей судьбы угонщика
Через три недели после угона рейса NW305 в редакцию газеты Los Angeles Times пришло письмо следующего содержания:
Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь 14 месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой риск.
Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку.
Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником. После этого случая в редакции разных газет пришло ещё несколько анонимных писем якобы от Купера, правда, они сильно отличались по стилю и содержанию друг от друга.
В остальном же в период с 1978 по 2017 года было найдено только четыре улики (две прямых и две косвенных), связанных с Купером:
· В ноябре 1978 года некий охотник обнаружил около лесовозной дороги плакат с инструкциями по спуску кормовой лестницы у самолёта Boeing 727. Место находки было в 21 км к востоку от Касл-Рока и к северу от озера Мервин — то есть, как раз в пределах основной траектории полёта рейса 305.
· 10 февраля 1980 года восьмилетний Брайан Ингрэм отдыхал со своей семьёй на реке Колумбия на пляже Тина-Бар (примерно в 14 км вниз по течению от Ванкувера и в 32 км к юго-западу от Ариэля). Разгребая песчаный берег, чтобы развести костёр, Ингрэм обнаружил три пакета с деньгами. Эксперты из ФБР позже подтвердили, что эти деньги являются частью того выкупа, собранного для Купера: две пачки по сто 20-долларовых купюр и третья пачка из девяноста 20-долларовых купюр. Хотя большая часть купюр была прилично изорвана, все три пачки до сих пор были скреплены резинками и, как было установлено, все купюры лежали именно в том порядке, в каком их и сложили изначально. В 1986 году, после длительных переговоров, часть денег была поделена поровну между семьёй Ингрэм и страховщиком Northwest Orient Airlines, в то время как ФБР оставило себе 14 купюр в качестве доказательств. В 2008 году взрослый Брайан Ингрэм продал 15 купюр на аукционе примерно за $37 тыс. Оставшиеся 9710 купюр до сих пор не найдены. Сегодня их серийные номера публично доступны в Интернете.
· Местонахождение купюр подтверждало версию, что Купер мог приземлиться в районе водостока реки Уошугал, поскольку она сливается с рекой Колумбия выше по течению от того места, где были найдены купюры. Армейский Корпус Инженеров-Гидрологов США заявил, что внешний вид купюр говорит о том, что пакеты с пачками не закапывали на Тина-Бар намеренно — их прибило течением к пляжу и занесло песком естественным образом. Однако, это не объясняло, почему только часть денег оказалась в воде и почему в одной пачке не хватало 10 купюр. Предметом споров стал и период времени, когда пакеты с пачками оказались на пляже. Главный следователь ФБР в отставке Ральф Химмельсбах заметил, что пакеты с пачками могли проплавать максимум два года после прыжка Купера, потому что в противном случае резинки, опоясывающие пачки, испортились бы. В конечном итоге группа Тома Кайе постановила, что с момента прыжка и до прибытия к берегу прошло меньше года. Шериф округа Каулиц предположил, что Купер мог случайно обронить эти три пакета во время прыжка. Однако на пачках были найдены остатки водорослей, которые цветут только весной, из чего был сделан вывод, что в воду деньги попали по крайней мере через 4 месяца после угона.
· В 2017 году Томас Колберт, который возглавил группу сыщиков-добровольцев, занимающихся собственными расследованиями нераскрытых дел, объявил, что они нашли ремешок и кусок поролона от парашюта Купера. Колберт отказался раскрывать место, где они были найдены, заявив только, что нашёл их после собственного расследования, так как с согласия ФБР он получил доступ к материалам дела. Сообщается, что ФБР приняло находки на рассмотрение, но никаких официальных заявлений на сделано не было.
Долина реки Уошугал, как наиболее вероятное место приземления Купера, неоднократно обыскивалась, как частными лицами, так и целыми группами, но никаких других улик найдено не было. Некоторые исследователи предположили, что извержение вулкана Сент-Хеленс в 1980 году уничтожило все оставшиеся физические улики.
Последствия
Вопросы безопасности
После случая с Д. Б. Купером все самолёты Boeing 727 были снабжены несложным устройством, которое, отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полёта препятствует открытию выхода в хвостовой части. Это устройство получило название «лопатка Купера».
В пассажирской авиации США были усилены меры безопасности вплоть до того, что авиакомпаниям были даны официальные полномочия обыскивать пассажиров и их багаж на предмет оружия и взрывчатых веществ. Меры возымели действия — если в 1972 году в США была зафиксирована 31 попытка угона самолёта (в 19 случаях угоны совершались с целью вымогательства денег, в остальных — с целью побега на Кубу; в 15 случаях угонщики предпринимали попытки выпрыгнуть из самолёта, как это сделал Купер), то в 1973 году таких попыток было зафиксировано всего две (в обоих случаях угонщиками оказались психически нездоровые люди; один из них хотел угнать самолёт с целью протаранить Белый Дом и убить президента США Ричарда Никсона). Последний случай подобного угона произошёл в 1983 году.
Дальнейшая судьба самолёта
Boeing 727-51 после захвата продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Northwest Airlines. 6 июня 1978 года был куплен авиакомпанией Piedmont Airlines, от которой сдавался в лизинг авиакомпаниям United Technologies, Flight Dynamics и Key Airlines. В мае 1985 года был списан и в 1996 году разделан на металлолом.
Анализы ДНК
В конце 2007 года ФБР объявило, что её экспертам удалось составить частичный профиль ДНК на основе трёх органических образцов (два маленьких и один большой), найденных на зажиме для галстука в 2001 году — разумеется, при условии, что образцы принадлежали именно Куперу.
В марте 2009 ФБР стало известно, что палеонтолог из Музея естественной истории и культуры Берка в Сиэтле Том Кей собрал команду энтузиастов (включая научного иллюстратора Кэрола Абрачинскаса и металлурга Алана Стоуна) для собственного расследования. Ему был предоставлен полный доступ к уликам, а группу впоследствии стали именовать «Исследовательская группа Купера». Команда Кея провела исследования, используя систему GPS, спутниковые снимки и другие технологии, которые в 1972 году доступны не были.
Хотя никакой, по сути, новой информации о местонахождении недостающей части выкупа или места приземления Купера найти не получилось, в то же время им удалось с помощью микроскопии найти на галстуке Купера множество мелких частиц, частично проливающих свет на то, в каких местах обладатель галстука (если всё его носил только Купер) появлялся до угона. Так им удалось найти на галстуке споры ликоподия (эти споры активно используют в медицине, поэтому, вероятно, галстук имел контакт с неким фармацевтическим продуктом), а также фрагменты висмута и алюминия.
В ноябре 2011 года Кей объявил, что на галстуке найдены частицы чистого титана — поскольку в 1970-х доступ к титану в основном на химических предприятиях и металлообрабатывающих заводах, то Купер мог быть химиком или металлургом. Но поскольку следы были найдены на галстуке, то Купер, скорее всего, был инженером или управленцем на таком предприятии).
В январе 2017 года Кей и его команда объявили, что на галстуке также были обнаружены частицы редкоземельных церия и стронция — в 1970-х такие элементы применялись в разработке сверхзвукового Boeing 2707 (разработка была прекращена за год до угона), что предполагает, что Купер мог быть работником компании Boeing (тогда это объясняло, откуда Купер мог хорошо знать техническую составляющую самолёта). Другими предприятиями, которые использовали в то время такие элементы, были портлендские отделения фирм Teledyne Technologies и Tektronix, которые использовали эти элементы в изготовлении электронно-лучевых приборов.
Личность Купера
По причине того, что в процессе угона самолёта никто из заложников не пострадал, как и сам самолёт не получил никакого урона, то в 1976 году должен был завершиться срок давности преступления. Начавшаяся дискуссия в итоге привела к тому, что в ноябре 1976 года Большое Жюри Портленда заочно предъявило Куперу обвинение и постановило, что если когда-нибудь Купера найдут, то он будет обязан предстать перед судом.
На основе всех материалов по делу ФБР составило про Купера следующие характеристики:
· Купер, скорее всего, был левшой, так как зажим его галстука был защёлкнут с левой стороны.
· Купер хорошо знал Сиэтл, потому что, будучи в самолёте, узнал в иллюминатор Такому.
· Купер мог быть ветераном ВВС США, потому что знал тогдашнее местоположение базы ВВС Маккорд-Филд. Это также объясняло его умение пользоваться парашютом.
· Купер вполне мог затаиться таким образом, что после угона вернулся к прежней жизни, для чего очень удачно выбрал день угона. День Благодарения празднуется по четвергам и является выходным днём, тогда как последующие три дня тоже являются выходными — за этот период у Купера было предостаточно времени, чтобы выбраться из леса и вернуться домой до понедельника.
· Купер, возможно, специально попросил два набора парашютов, чтобы внушить спецслужбам, что он может спрыгнуть вместе с заложником — таким образом он заранее обезопасил себя от того, чтобы ему дали неисправный парашют.
· Купер хорошо знал устройство самолётов Boeing. Он специально выбрал В727-100, потому что тот идеально подходил для задуманного: его конструкция имела так называемую «одноточечную заправку» (новшество того времени, которое позволяло заправлять все топливные баки самолёта через один топливный порт, что сокращало время заправки); все три двигателя располагались значительно выше кормового трапа (что позволяло Куперу безопасно выпрыгнуть); сам самолёт мог лететь на сравнительно низкой высоте (что для тогдашних пассажирских авиалайнеров тоже было новшеством); кормовой трап можно было открыть во время полёта с помощью переключателя, который расположен там же в хвосте самолёта (причём закрыть трап путём управления из кабины пилота было невозможно). В общем и целом, Купер обладал о самолётах знаниями, которые были больше свойственны для работника ЦРУ, чем для рядового гражданина.
· Купер мог быть в тяжёлом финансовом положении, поскольку угон самолёта с целью выкупа с последующим прыжком был довольно рискованной затеей. С другой стороны, Купер мог быть и «искателем острых ощущений».
· Имя «Дэн Купер» угонщик мог позаимствовать у героя одноимённой франко-бельгийской серии комиксов, в которых рассказывалось о героическом пилоте Королевских ВВС Канады. Однако эти комиксы выпускались только на французском языке, никогда не переводились на английский и в США не продавались, на основе чего был сделан вывод, что Купер какое-то время мог жить в Европе или Канаде, где в некоторых регионах говорят на французском. Некоторые сюжетные линии комикса, совпадают с аспектами дела Д. Б. Купера, в том числе прыжок из самолета с парашютом, а также выкуп, доставленный в рюкзаке.
· Том Кайе и его группа отметили, что когда Купер назвал Флоренс Шаффнер сумму выкупа, то, с её слов, он упомянул не доллары, а Negotiable American Currency (свободно обращающуюся американскую валюту) — такие обороты речи не свойственны тем, кто родился, вырос или всю жизнь прожил в США. Отталкиваясь от теории про комиксы о Дэне Купере, Кайе и его группа выяснили, что эти комиксы продавались в то время в Канаде (так как они были написаны на французском, то скорее всего продавались в Квебеке), а поскольку никто из свидетелей не заметил у Купера какого-либо ярко выраженного акцента, то они сделали вывод, что Купер мог быть родом из Канады.
Хотя ФБР в начале расследования предполагало, что Купер был профессиональным парашютистом, глава следственного комитета по делу до его роспуска в 2016 году Ларри Карр объявил, что в конечном итоге ФБР отмела версию о профессиональных навыках Купера.
С профессиональной точки зрения прыжок Купера был чистой воды самоубийством: стоял ноябрь и самолёт пролетал через грозовую область, из-за чего за бортом стояла соответствующая температура (по их данным −10 по Цельсию), но Купер спрыгнул, будучи одетым лишь в деловой костюм и мокасины, со старым парашютом и нерабочим запасным.
Но даже если предположить, что Купер пережил прыжок, в одиночку выжить в горах в это время года он бы не смог, у него должен был быть на земле сообщник. Но даже при наличии последнего прыжок был самоубийством: был поздний вечер, самолёт пролетал над нежилой территорией без источников освещения, из-за чего Купер в прямом смысле слова прыгал в неизвестность, не имея никакого представления о том, над какой ландшафт в данный момент внизу. В общем и целом, ФБР больше склонялось к мысли, что Купер не пережил падение и в период расследования попыталось искать его в числе тех жителей штата, которые пропали без вести в тот четырёхдневный период, но таких людей обнаружено не было.
Другие противоречия, отмеченные ФБР, включали тот факт, что Купер потребовал денежный выкуп: Купер потребовал немаркированные купюры, но весьма маловероятно, чтобы он не знал, что даже в таком случае деньги всё равно будут отслежены по индивидуальным номерам. Некий местный журналист выдвинул версию, что пакеты с деньгами, которые нашли на Тина-Бар, скорее всего выбросил сам Купер, когда понял, что не сможет ими воспользоваться.
Подозреваемые
В период с 1971 по 2016 года ФБР проверило больше тысячи подозреваемых на роль Купера — одни при жизни заявляли, что они являются Купером, другие делали это якобы перед смертью, третьи же вообще не делали никаких признаний и об этом заявляли их родные и близкие из-за соответствующих подозрений. Ни в одном случае не было найдено никаких прямых доказательств, чтобы предъявить им обвинения.
Источники: Calgary Herald, Wikipedia
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале