Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Секреты «Данаи» Рембрандта: между жизнью и мифом

Оглавление

История шедевра, пережившего кислоту, любовь и киносъемки

Если бы картины умели говорить, «Даная» Рембрандта наверняка бы вздохнула: «Сначала десять лет переписывали мой образ, потом резали ножом и поливали кислотой. А ещё спрашивают, почему я улыбаюсь!» Этот шедевр, словно героиня голливудского блокбастера, прошёл через плен страстей, вандалов с серной кислотой и реставраторов-супергероев. Но обо всём по порядку.

«Даная» — картина, созданная в 1636–1647 годах выдающимся голландским художником Рембрандтом. Она была написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, дочери аргосского царя Акрисия и матери героя Персея. 
Сегодня это произведение искусства хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 1985 году картина пострадала от действий вандала Бронюса Майгиса, однако после двенадцатилетней реставрации в 1997 году она вновь вернулась в постоянную экспозицию музея.
«Даная» — картина, созданная в 1636–1647 годах выдающимся голландским художником Рембрандтом. Она была написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, дочери аргосского царя Акрисия и матери героя Персея. Сегодня это произведение искусства хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В 1985 году картина пострадала от действий вандала Бронюса Майгиса, однако после двенадцатилетней реставрации в 1997 году она вновь вернулась в постоянную экспозицию музея.

Зевс, золотой душ и художественные прятки

В 1636 году Рембрандт, вдохновлённый древнегреческим мифом, взялся за кисть. История Данаи — это античный сериал: царь Акрисий, испугавшись пророчества, заточил дочь в башню, но Зевс, превратившись в золотой дождь, просочился сквозь стены. «Первый в истории случай, когда ливень принёс не простуду, а ребёнка», — могли бы пошутить древние греки.

Рембрандт, однако, решил не изображать дождь из монет (видимо, чтобы не путать с рекламой лотереи). Вместо этого он залил холст золотистым светом, словно включил в спальне Данаи люстру эпохи барокко. Героиня тянется к свету, а её взгляд полон ожидания — то ли божественного визита, то ли утреннего кофе.

Интересный факт: рентген показал, что изначально Зевс всё же «пролился» классическим дождём, а Даная смотрела вверх. Но Рембрандт, как перфекционист в TikTok, переделывал работу десять лет, меняя лица моделей. Сначала это была его жена Саския, а позже — любовница Гертье. Видимо, художник решил: «Зачем выбирать, если можно нарисовать обеих?»

Кислотный триллер в Эрмитаже: когда искусство встречает безумие

15 июня 1985 года в зал Рембрандта вошёл Бронюс Майгис. Его вопрос «Какая картина тут самая ценная?» звучал так же зловеще, как «У вас есть свободные места?» в переполненном кинотеатре. Выплеснув серную кислоту и ударив ножом, он устроил перформанс, который не оценили даже поклонники авангарда.

«Это был худший день в её жизни, — шутят реставраторы. — Холст пузырился, как пицца в микроволновке». Спасали шедевр всем миром: поливали водой, как горящий торт, а потом 12 лет склеивали слои краски рыбьим клеем и мёдом. «Почему мёдом? — спросите вы. — Чтобы кислота не казалась такой горькой?»

Майгис же, отправившись в психушку, сменил несколько версий мотивов: от политического протеста до женоненавистничества. Видимо, он так и не понял, что Даная — не портрет его бывшей.

Реставрация: операция «Воскрешение»

После атаки картина напоминала пациентку реанимации: 30% красочного слоя уничтожено, кислотные ожоги, трещины. Реставраторы, как доктора Хаусы, поставили диагноз: «Нужно чудо». И сотворили его!

Они работали под микроскопом, восстанавливая мазки Рембрандта, словно расшифровывая послание из прошлого. «Тонировали утраты нейтральными оттенками, — объясняют специалисты. — Как закрашивают седину, чтобы не травмировать самооценку».

Но некоторые детали исчезли навсегда. «Лессировки не вернуть, — вздыхают в Эрмитаже. — Это как пытаться повторить утренний сон — видишь образ, но не можешь его поймать».

Культурный след: от детективов до слепого Рембрандта

«Даная» стала muse не только для искусствоведов. В сериале «Бандитский Петербург» её переименовали в «Эгину», сделав центром криминальной интриги. А в юмористическом скетче «Городок» слепой Рембрандт рисует её на ощупь — видимо, чтобы доказать, что гению даже зрение не нужно.

Искусствовед Александр Бенуа писал: «Это праздник солнца, оргия света!». Если бы он жил в наше время, то наверняка добавил бы: «И главная инстаграмная локация Эрмитажа — #ЗолотойЧас».

Эпилог: почему «Даная» всё ещё улыбается

Сегодня картина, спрятанная за бронированным стеклом, словно говорит: «Видите? Даже кислотный дождь не смог меня сломить». Её история — о стойкости искусства, которое переживает войны, безумцев и даже реставрацию с мёдом.

Так что, если вы ещё не видели «Данаю», бегите в Эрмитаж! Только не берите с собой склянки — охрана теперь бдит, как Аргус из мифа. А сама Даная, встретив ваш взгляд, напомнит: жизнь, как и свет на её холсте, всегда найдёт способ пробиться сквозь трещины.

P.S. Автор статьи не несёт ответственности за внезапное желание перечитать Овидия или срочно купить акции производителей бронированного стекла.

Материалы по теме