Одна из самых топовых мировых околомузыкальных новостей пришла из Америки. Электрогитара «Resonet Futurama solid body» 1958 года выпуска, принадлежавшая Джорджу Харрисону и на которой он играл в начале своей «битловской» карьеры, будет продана в Нэшвилле, штат Теннесси, на ноябрьском аукционе «Julien's». Аукционный дом назвал этот винтажный инструмент «Святым Граалем», и ожидается, что его стоимость превзойдет и без того высокую предпродажную оценку в размере до 800 000 долларов США. Эксперты предсказывают, что её цена вполне способна перевалить за миллион.
До этого «Футурама» выставлялась только один раз – на аукционе «Bonhams» в июне 2019 года, но, увы, тогда она так и не достигла своей начальной цены. С тех пор памятные музыкальные инструменты стали как одним из самых популярных сегментов аукционного рынка в целом, так и эффективным способом вложений средств.
Среди нескольких заметных продаж – фирменная бас-гитара «Fender Precision» 1953 года выпуска, принадлежавшая покойному басисту ZZ Top Дасти Хиллу. Она была продана за 393 700 долларов США, что почти в три раза превышает предпродажную оценку в 120 000 долларов США в рамках более масштабной распродажи инструментов «Julien's Auctions» в декабре 2023 года, принёсшей устроителям около 3-х миллионов долларов США.
Современные музыкальные инструменты также находятся в движении. На первом аукционе «Sotheby's» в области поп-культуры в сентябре этого года несколько гитар Ноэля Галлахера из группы Oasis были проданы значительно выше оценочных показателей. Одним из примечательных лотов была его электрогитара «Epiphone Les Paul Standard» 1992 года выпуска, которая появилась как в музыкальном клипе, так и на обложке дебютного сингла группы «Supersonic» 1994 года, и стоила 132 000 фунтов стерлингов (172 889 долларов США), что значительно превышало её высокий первоначальный эстимейт в 80 000 фунтов стерлингов.
Теперь о «Futurama» Джорджа Харрисона. После акустической «Rosetti-276» это была его первая электрическая гитара. Её покупка была в некотором роде вынужденной. Дело в том, что его акустическая после несчастного случая была повреждена, и ремонт не способствовал восстановлению прежнего звучания в должной мере. Поэтому шестнадцатилетний Джордж, собравшись с решимостью, 20 ноября 1959-го отправился в сопровождении Пола Маккартни за покупкой в ливерпульский музыкальный центр «Hessy» на Стэнли-Стрит (в этом же магазине Джон Леннон в конце 50-х годов купил свой первый усилитель «Vox» – прим.).
Харрисон подумывал приобрести не иначе как «Stratocaster», но сигареты «Друг» не завезли подвернувшийся у прилавка хозяин заведения Фрэнк Хэсси предложил Джорджу похожую на неё цельнокорпусную, красно-лучистой расцветки электрогитару «Resonet Futurama» с тремя звукоснимателями. Конечно, у «Страта» более тонкий гриф и более легкий корпус, с ними легче сидеть и стоять, да и в целом – это отличный инструмент, но «Стратов» просто не было тогда в продаже. Как Джордж позже вспоминал:
«Если бы у меня была возможность, то моей первой гитарой был бы Strat. Я увидел такую у Бади Холли на обложке альбома «Chirping Crickets», и пытался раздобыть себе такую же. Но единственное, что в те дни в Ливерпуле можно было найти, напоминающее Strat, была Futurama».
Изначально это были не «Futurama», а гитары «Grazioso Resonet», и изготавливались они в Чехословакии компанией «Drevokov», ставшей впоследствии основой гитарного концерна «Jolana». Смена названия произошла благодаря импортёру инструмента. В Великобританию в конце 50-х и 60-х годах они попадали благодаря компании «Selmer» в качестве альтернативы линейке продукции немецкой фирмы «Karl Höfner GmbH & Co». Гитары были привлекательными инструментами разумного качества по меркам того времени. Их цена была на уровне, который могли себе позволить британские гитаристы, и «Futurama III/Grazioso», например, была самой популярной электрогитарой, которую использовали британские бит-группы в те далекие времена, когда американская продукция «Fender» и «Gibson» еще не появилась в стране.
Год изготовления «Resonet Futurama» Харрисона – приблизительно 1958-й. Реклама, разумеется, не скупилась на обещания, заявляя, что гитара «сделана из самой отборной древесины» и «практически не ломается». Цена, правда, впечатляла – 55 гиней за штуку, небольшое состояние по тем дням. Джордж Харрисон в то время подрабатывал в ремонтной бригаде универмага «Blacklers Building», но всех им заработанных денег не хватило бы на единовременную выплату. И хотя его отец был против покупок в рассрочку, в конечном итоге мама всё же подписала за Джорджа договор именно на такую сделку.
Часть денег необходимо было заплатить сразу, и для подстраховки вместе с Джорджем и Полом в магазин отправился их старший приятель, одногруппник Леннона по Художественному колледжу – Билл Харри. Через полтора года он начнёт издавать популярную местную газету о музыке – «Mersey Beat», сыгравшую немалую роль в популярности «Битлз». О дне покупке «Resonet Futurama» Харри вспоминал так:
«Там (в магазине) Джордж показал мне гитару, которую хотел. Она стоила 120 фунтов стерлингов. Джордж повертел её в руках, стараясь выглядеть как эксперт, но никакого звука из неё извлечь не смог. Пол подключил её к усилителю, но тоже не смог извлечь из неё ни звука, потому что вывернул ручку уровня вправо. Тогда продавец нажал на усилителе кнопку, и внезапно раздалась огромная взрывная волна, и все инструменты на противоположной стене рухнули на пол. После такого я был просто обязан позволить бедному Джорджу заиметь эту гитару».
Эта гитара быстро стала основной гитарой Харрисона, пока в 1962 году в его арсенале не появилась «Gretsch 6128 Duo Jet» 1957 года, которая в конечном итоге вытеснила «Футураму» из его набора инструментов. Джордж вспоминал: «На ней было очень трудно играть, струны были примерно в полудюйме от грифа, но, тем не менее, она выглядела несколько футуристически». Поэтому-то она во многом сформировала Харрисона как гитариста. Играть на «Futurama» было непросто, но как только он освоил её в должной мере, то мог уже взять любую другую гитару, которая была не столь «футуристичной», и показывать на ней класс. Его пальцы левой руки окрепли, а связки стали более тягучими. И всё благодаря усердной практике на «Resonet Futurama».
«Gretsch» была в этом отношении более эргономична, у неё были две одиночные катушки «DynaSonic», маркеры «hump-bloc» и ручки-регуляторы со стрелкой, но всё же «Resonet Futurama» оставалась любимой сценической и студийной гитарой Джорджа до 1962 года.
Как бы то ни было, «Футурама» использовалась более чем на 300 концертах (подсчитано, что на 324 – прим.), в том числе на некоторых легендарных ранних шоу The Beatles в «Cavern Club». И не только там, она также использовалась Харрисоном в 1960-м во время тура «Битлз» в Гамбурге, где они оттачивали свое звучание и стиль. Во время своего первого визита в Германию группа отыграла 106 концертов, и во всех них Харрисон использовал «Futurama».
«Resonet Futurama» вместе с Джорджем вернулась в Гамбург во время последнего визита группы в этот город в 1962 году, а в начале десятилетия была представлена на нескольких громких концертах в честь возвращения домой в Ливерпуле. На видео запись выступлений в гамбургском «Star-Club». Помимо того, что «Футурама» была популярным концертным инструментом, она также была и ключевым студийным и использовалась в первых официальных записях The Beatles с Тони Шериданом для «Polydor Records» в помещении «Hamburg’s Friedrich-Ebert-Halle school» в июне 1962-го.
В композиции «My Bonnie» Джордж играет ведущую партию гитары, но гитарное соло исполняет Тони Шеридан. А вот в «If You Love Me, Baby (Take Out Some Insurance On Me, Baby)» уже Харрисон сыграл на соло-гитаре.
В тот же день The Beatles записали пару номеров уже без участия Тони Шеридана. Одним из них был шлягер довоенного времени «Ain’t She Sweet» Милтона Эйджера и Джека Йеллен с Джоном Ленноном в качестве вокалиста. Её много кто до этого исполнял, а «битлы» определенно знали песню по пластинке Джина Винсента 1956 года. Однако, вокальное воспроизведение Джона Леннона отличалось от исполнения Винсента, казалось, что он аранжировал свою собственную уникальную версию. И Харрисон на «Футураме» был весьма убедителен.
А бенефис этой гитары был на «Cry For a Shadow» – первой профессионально записанной собственной композиции The Beatles. Она была написана совместно Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном в стилистике популярной в те годы группы The Shadows. Собственно, само название и ведущая гитара Харрисона и предполагают влияние команды, бывшей в те времена пока еще группой сопровождения Клиффа Ричарда. Как вспоминал Джордж:
«Мы всегда отпускали шуточки в адрес группы The Shadows, а в Гамбурге мы играли так долго, что имели обыкновение исполнять композицию «Apache», или что там было их хитом. Однажды мы с Джоном дурачились, а у него была новая небольшая гитара «Rickenbacker» с забавным рычагом тремоло. И он начал, а я просто подхватил, и мы сочинили её прямо сходу. Потом мы пару раз её исполнили, и почему-то записали. Но, на самом деле, это была шутка, поэтому мы назвали ее «Cry For A Shadow»».
Композиция основывается на простой повторяющейся фразе с использованием тремоло, имитации соло-гитары Хэнка Марвина, есть типичные для The Shadows мелодические басовые партии – такая шутка Джорджа действительно звучала в стиле группы The Shadows. Поскольку она в большей степени соответствовала музыкальным тенденциям той эпохи, нежели материал Леннона-Маккартни, продюсер Берт Кемпферт позволил The Beatles записать её для одной из сторон возможного сингла под их собственным названием. «Cry For A Shadow», несколько оживленная в средней секции криками Леннона и Маккартни на заднем плане в стиле Джета Харриса, получила неофициальное название «Beatle Вор». Джордж Харрисон комментировал:
«Результат не получился похожим на «Apache», но нам понравилось, и мы исполняли ее потом некоторое время».
Следующие несколько десятилетий гитара «Futurama» провела на попечении редактора журнала «Beat Instrumental» Шона Махони. Журнал её выставил на конкурс в качестве приза, но, что удивительно, когда был определён победитель, он не умел играть на гитаре и решил воспользоваться денежной альтернативой. Махони рассказывал:
«Я спросил, есть ли у них («Битлз») какое-нибудь старое оборудование, которое мы могли бы отдать в качестве приза, и Джордж сказал: «Да, вы можете взять одну из старых гитар, мне она не нужна». Гитару выиграл некто Эй Джи Томпсон из Салтдина, Сассекс. Я спросил у победителя, играет ли он на гитаре. Он не играл. Тогда я предложил: «Может вы возьмете деньгами?», и он согласился. Так что, я дал ему какую-то сумму. Он не хотел гитару, он хотел деньги, чему я был очень рад. Эта гитара до сих пор у меня. На футляре гитары до сих пор несколько гамбургских наклеек».
Впоследствии, после того, как «Futurama» на аукцион «Bonhams» в июне 2019 года не достигла своей начальной цены, известный британский коллекционер Фил Хиландер из «Seven Decades» провёл прямые переговоры с семьей Махони и купил гитару за неоглашённую сумму. Свои эмоции от этой сделки он описал так:
«Если вы посмотрите практически на любую картинку той эпохи, Джордж всегда держит эту гитару. Она была задействована на одной из самых первых записей The Beatles «Cry For A Shadow», а также вы ее можете услышать на гамбургских бутлегах. Она невероятно хороша, это была удивительно качественная гитара. Производители «Drevokov» из Чехословакии выпускали классические инструменты и делали их довольно изощрёнными.
Планируется, что гитара будет снята в фильме с подробным описанием ее повторного ввода в эксплуатацию, а кульминацией станет исполнение на ней вживую. По нашему мнению, это будет потрясающий концерт, на котором его сыграет Дхани Харрисон».
Такой концерт по разным причинам организовать не удалось, и вот теперь гитара Харрисона станет вторым популярным инструментом The Beatles, предложенным «Julien's» в этом году, после майской распродажи за 2,9 миллиона долларов акустической гитары «Gibson J-160E Jumbo», которой пользовались Харрисон и Леннон. Аукционный дом объявил о её продаже во время официальной презентации в Ливерпуле 3 октября 2024-го, в ходе которой исполнительный директор Мартин Нолан назвал электрогитару «одним из «Священных Граалей» исторических гитар The Beatles»:
«Гитара Джорджа Харрисона «Futurama» была «полярной звездой» The Beatles и одним из самых любимых инструментов в коллекции легендарных и ценных гитар».
Конечно, гриф «Футурамы» Джорджа Харрисона сильно изношен и покрыт пятнами – как и должно быть, после 324 концертов в сырых клубах Гамбурга и Ливерпуля. Но это ничуть не умаляет её ценности в культурном и историческом смыслах. Так что кто-то сделает очень удачное вложение обесценивающихся денег.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал и активируйте оповещение колокольчиком.
➤Другие похожие материалы: