Теплым майским вечером 1896 года в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. Хотя представлял он собой далеко не привычный формат просмотра фильма. В тот вечер в "Аквариуме" шла оперетта, в антракте которой зрителям в качестве эксперимента показали десятиминутную подборку документальных короткометражек братьев Люмьер.
Эксперимент удался - «ожившие картинки» стали настоящей сенсацией, спровоцировав появление целой киноиндустрии в Петербурге, ставшем столицей отечественного кинематографа.
Так, первое в стране «синематографическое ателье» открыли в 1907 году братья Дранковы, еще через год появилась кинофабрика «Омниум-кино» инженера Владислава Карпинского.
Оба эти предприятия просуществовали вплоть до революции. После нее ателье Дранковых растворилось в национализации, оставив след в виде первого отечественного фильма «Понизовая вольница». Куда более долгая история ожидала «Омниум-кино». Первое время киностудия меняла хозяев и названия - переименовываясь чуть ли не ежегодно. То «Севзапкино», то «Кино-Север», «Госкино» и «Ленинградкино», то «Совкино» или «Союзкино», то «Росфильм» и «Союзфильм». И только в 1934 было дано название, оставшееся у студии до сих пор - "Ленфильм".
...Еще после революции студия перешла к Петроградскому кинокомитету северных коммун вместе ещё с несколькими студиями, съёмочными павильонами знаменитого режиссёра Бориса Глаголина и 68-ю городскими кинотеатрами. Подобно советской прессе, задачей кинокомитета была «пропаганда принципов и идей Советской власти», и первым же фильмом стала агитка «Уплотнение» про подселение рабочих в профессорскую квартиру. По некоторым данным «Уплотнение» считается вообще первым игровым фильмом нового советского кино.
Но со временем киностудия молодого государства стала полноценным продвинутым кинопроизводством со своей прокатной сетью. После и помимо "агиток", экранизировали спектакли-пантомимы, среди самых успешных из них были вышедшие в международный прокат комедия «Чудотворец» и драма «Дворец и крепость».
Пропаганда и агитация позволяли студии удерживаться на плаву в непростой период истории зарождавшего государства. За творческий размах отвечало множество талантливых мастеров-кинематографов. На студии действовала Фабрика эксцентричного актёра режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, экспериментальная мастерская Фридриха Эрмлера, а школу молодёжных мастерских прошли Сергей Герасимов, Янина Жеймо и другие. С 1925 года появилась литколлегия, среди участников которых можно было встретить Вениамина Каверина, Михаила Зощенко, Виктора Ардова, Евгения Замятина, Самуила Маршака и других популярных писателей.
Вскоре киностудия перешла на звуковое кино, почти не растеряв актёрский состав и усовершенствовав техническую базу. В 1934 году на экраны вышел ставший блокбастером «Чапаев» братьев Васильевых, — в титрах впервые появилось название «Ленфильма». В 30-х же пошла череда успешных фильмов «Юность Максима», «Человек с ружьём», «Семеро смелых»… На киностудии того периода работали Сергей Герасимов, Борис Чирков, Пётр Алейников, Тамара Макарова, Николай Черкасов, Борис Ливанов, а также ученики легендарного театрального режиссёра Всеволода Мейерхольда, которые потеряли работу после закрытия его театра.
Во время Великой Отечественной войны киностудию эвакуировали в Казахстан. Ленинградские кинематографисты уже сотрудничали с казахскими коллегами на съёмках фильмов «Мятеж» и «Амангельды», поэтому в Алма-Ате им были рады.
На базе Алма-Атинской киностудии была организована ЦОКС — Центральная объединённая киностудия, куда вошли «Ленфильм» и «Мосфильм».
Совместно они выпустили почти 80% всех фильмов, которые выходили во время войны. В Алма-Ате были сняты «Воздушный извозчик», «Небесный тихоход», «Жди меня», «Беспокойное хозяйство». Снимали и художественные фильмы, и документальные, и боевые киносборники, хронику, короткометражки. Эта эвакуация превратила казахскую киностудию в передовую — уезжая, ленфильмовцы и мосфильмовцы оставили отстроенные павильоны, часть техники и прекрасно подготовленные кадры. Сюда же был эвакуирован и ВГИК, и набравший курс Сергей Герасимов учил не только приехавших издалека Нонну Мордюкову, Клару Лучко и Инну Макарову, но и местных студентов. Уехали в Казахстан вслед за кинематографистами, к слову, тогда не все. Например, Юрий Нагибин нарочно остался, чтобы уйти на фронт. Вот и часть ленфильмовцев ушла на фронт, а часть осталась в Ленинграде, чтобы и там не прекращалась работа над кинохроникой. Работы фронтовых операторов вошли в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который получил первый советский «Оскар».
Были и огромные потери - за годы войны погибло 359 ленфильмовцев.
Возвращение в Ленинград киностудия отметила одним из самых известных послевоенных фильмов — сказкой «Золушка». Общая атмосфера не располагала к мыслям о дворцах, балах и принцах, но именно тогда были нужны жизнеутверждающие сюжеты и красивые кадры… Сценарий был сдан худсовету в конце мая 1945 года, а премьера состоялась через два года.
«Золушка» вышла в «эпоху малокартинья», которая чуть было не стала роковой для киностудии. На фоне разрухи, отсутствия средств и больших потерь киностудию практически лишили возможности работать. По постановлению Сталина в год могло выйти не более 10 идеологически правильных и высокохудожественных фильмов. После смерти Сталина количество фильмов резко возросло, и «Ленфильм» смог вернуться к любимому «ленинградскому кино» с разбором слабостей, конфликтов и внутреннего мира героев: суперпопулярный детектив «Дело Румянцева», «Солдаты», «Дорогой мой человек», «Два капитана», «Дон Кихот», «Чужая родня»… Не оставался «Ленфильм» без милых комедий — «Укротительница тигров», «Улица полна неожиданностей», «Максим Перепелица» и мелодрам — «Она вас любит», «Неоконченная повесть», получившая признание Каннского кинофестиваля «Дама с собачкой» и других.
К тому же, на киностудии стали появляться лица нового поколения - Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Басилашвили, Олег Стриженов. Начался «золотой век» киностудии, который длился почти 30 лет.
Ещё в середине 50-х возникла идея придумать эмблему «Ленфильма». После народных и профессиональных конкурсов победу одержала нынешняя эмблема - изображение с Медным всадником в лучах софитов придумала художница «Ленфильма» Марина Бологовская.
В оттепельные 60-е, полные воздуха свободы, желания путешествовать, увлечения космосом, приключениями и дальними странами, снимали сказки, вестерны, детективы и фильмы о любви. В общем, "Ленфильм" показывал жизнь чувственную, яркую, авантюрную, с психологизмом, юмором, интригой, тайной. «Человек-амфибия», «Республика ШКИД», «Полосатый рейс», «Три толстяка», «Иду на грозу», «Два билета на дневной сеанс», «Рабочий посёлок»… В 1967 году «Ленфильм» выпустил самый кассовый фильм за всю свою историю — «Свадьбу в Малиновке» посмотрели 75 миллионов зрителей!
70-е стали временем мелодрам и музыкальных комедий: «Старший сын», «Собака на сене», «Труффальдино из Бергамо», «Сладкая женщина», «Соломенная шляпка», «Трое в лодке, не считая собаки», «Звезда пленительного счастья» — золотой фонд киностудии снова пополнился десятками работ.
...«Последним призывом» советской истории легендарного «Ленфильма» считают режиссёров и сценаристов, которые пришли накануне развала СССР. Речь об обновивших идеи и стилистику "Ленфильма" героев 80-х-90-х - таких, как Александр Сокуров, Александр Рогожкин, Сергей Овчаров, Юрий Мамин и изначально режиссёр Свердловской киностудии Алексей Балабанов.
При этом, еще в начале-середине 1980-х на студии выходили «Собачье сердце», «Остров сокровищ», «Зимняя вишня», «Выйти замуж за капитана», «Пиковая дама» и невероятные, любимые, эпохальные продолжения приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Впрочем, были и экспериментальные для тех лет и идеологии арт-хаусный «Мой друг Иван Лапшин», драма о дедовщине «Караул» и "ужастик" «Господин оформитель».
В 90-х «Ленфильму» стало трудно - как всем в стране - и морально, и материально. Поначалу - будто бы по инерции - фильмы еще снимали, хоть и на новые, злободневные темы ("Афганский излом", к примеру, или "Такси-блюз"). Но постепенно и неуклонно количество фильмов с каждым годом сокращалось, государственное финансирование кончилось, режиссёры уходили на коммерческие киностудии, а актёры соглашались на работу в рекламе, клипах и сериалах.
Дошло до того, что в начале нового тысячелетия вовсе встал вопрос о продаже киностудии — несколько зданий уже переделали в супермаркеты и торговые центры, и надо было решать, что делать с остальным. При этом студия продолжала функционировать, правда, из заметных работ была разве что пара исторических фестивальных драм Сокурова. Творческий коллектив и руководство «Ленфильма» спасли её от ликвидации, но и возрождения не произошло. И сегодня киностудия считается одной из самых убыточных, а осложняет ситуацию то, что она потеряла права на часть своей «золотой коллекции», и пока что попытки их вернуть не приносят особого успеха.
Но было время у Ленфильма, как у всякого живого организма, время рождения, время взлетов и падений. Значит, и после этого упадка ему, возможно, еще предстоит свой триумф и почет.