Жизнь наша постоянно меняется, и уходит в небытие многое из того, что в детстве казалось незыблемым. К их числу сегодня можно смело отнести одно из любимых увлечений советских детей - коллекционирование почтовых марок.
Филателистическая болезнь была почти повальная! Почему? Прежде всего, прельщала доступность маркособирательства: поскольку бумажные переписки тогда были чуть ли не единственной формой общения советских людей, марки можно было просто отклеивать с получаемых конвертов и открыток.
К тому же, во всех городах на каждом шагу стояли киоски «Союзпечати», в которых в ассортименте к конвертам и открыткам продавались и марки. А ещё по соседству лежали и пакетики с гашёными марками (которые на конверт уже не приклеишь) - именно эти пакетики и предназначались для детей, поскольку были всегда намного дешевле чистых. Правда, не каждая такая марка годилась для пополнения коллекции - только если штамп на ней не закрывал основную часть изображения. В один пакетик клали штук 50 марок, которые составляли неполные серии, и потом надо было ими меняться, чтобы собрать нужную тематическую серию. Номинал почтовых марок был разным - как правило, от одной до четырёх копеек, но иногда доходил до 50 копеек.
Марки в те годы выходили огромными тиражами. Просто представьте, сколько их печаталось, если одинаковые встречались чуть ли не во всех школьных альбомчиках на всей территории СССР!
Каждый из детей предпочитал свой способ их хранения. Большинство особо не заморачивалось: наклеивали марки в обычные тетради или альбомы. Наиболее же продвинутые обзаводились специальными альбомами для марок -кляссерами, которые позволяли не только сохранять их в должном состоянии длительное время, но и регулярно обмениваться.
Как правило, коллекция разбивалась по всевозможным категориям: «Фауна», «Флора», «Наука и техника», «Спорт», «Литература и искусство», «Известные личности», «Памятные и знаменательные события», «Дружба народов», «Комсомол», «Лениниана» и т.д. Но всё-таки самыми престижными у советских детей считались темы «Космос» и «Великая Отечественная война».
В хождении было много иностранных марок, и не только из стран социалистического лагеря - Болгарии, ГДР, Чехословакии, Вьетнама, Кубы, Монголии. Меня тогда просто поражало обилие марок из африканских стран! Наиболее красивые (с животными) выпускала неизвестная для большинства юных филателистов экзотическая страна Бурунди. Помнится, мы её называли «Бурундия», и никак иначе.
Очередной всплеск интереса к «марочной теме» произошёл после выхода в свет в конце 1970-ых популярного фильма «Марка страны Гонделупы», в основу сюжета которого была положена крайне популярная в послевоенное время в детской среде одноимённая повесть Софьи Могилевской.
Помните? Подаренная отцом «шведская серия» марок была опрометчиво отдана первоклассником Петей пятикласснику в обмен на марку «великой пиратской страны Гонделупы», которую тот изготовил из обычной чайной этикетки. Но верные одноклассники разоблачили авантюриста и помогли вернуть коллекцию другу...
Увы, многие из нас в детском возрасте и не подозревали, как хрупка почтовая марка, и что работать с ней надо пинцетом. Поэтому большинство так называемых «детских коллекций» дошло до наших дней в удручающем состоянии и никакой ценности не представляет.
Позднее это детское наивное увлечение собирательством марок переросло у некоторых в серьёзное коллекционирование на всю жизнь. Большинство же забросило свои детские коллекции на антресоли, как только мода на это увлечение прошла. Но можно смело сказать, что именно эти детские альбомчики (у кого они ещё сохранились) и составляют душу филателии, являясь своего рода «реликтовым заповедником детства»...
В чём состояла полезность подобного увлечения детей? Кроме, собственно, альбома на полке?
Во-первых, оно давало им знания, причём добровольно. «Правильные» марки в игровой форме просвещали детвору, развивая их любознательность, обучая искать информацию, воспитывали художественный вкус, аккуратность и усидчивость. Удивительное дело, но советские дети-филателисты легко шпарили по географической карте, знали в лицо политических деятелей, могли в музее живописи без шпаргалок выдать название висящей на стене картины и перечислить многих животных из Красной книги!
Кое-кто возразит: да причём тут марки - это заслуга нашей передовой системы образования! А вы поспрашивайте тех советских коллекционеров-пионеров, и они расскажут, как часами изучали свои альбомчики и выясняли, что изображено на марках. А уж если ты чем-то увлечён, то полученная по этой теме информация сама ложится в голову. Такая вот любопытная цепочка получается!
Но помимо образовательно-познавательной, была ещё одна причина вовлечения детей в это занятие - «занимательная»: чтобы те свободное время тратили на полезное дело, а не на всякие «непотребства»...
В СССР филателия была избалована вниманием, и у этого увлечения была государственная поддержка: в массовой продаже были погашенные марки популярных тематик, недорогие кляссеры маленького размера с яркими обложками, и даже издавался специализированный журнал.
В детстве я тоже заболел «маркоманией» и при любом удобном случае старался пополнить быстро разраставшуюся коллекцию новыми экземплярами. Начало было положено лет в пять или шесть. Тогда деревенская ребятня собирала всё подряд - бутылочные этикетки, значки, почтовые открытки, обёртки от конфет. В этом ряду коллекционирование марок считались верхом собирательства! Я дрожал над каждым набором и выменивал их на наиболее любимые (здесь у меня в предпочтениях была серия «Герои Советского Союза»). Помнится, ради такого дела в первом классе даже обменял свои счётные палочки на несколько приглянувшихся марок...
Почтовыми марками вскоре были под завязку забиты три или четыре кляссера. В классе у меня нашлись сподвижники, и движение марок от одного обладателя к другому стало происходить с завидной регулярностью. Зачастую за особо ценную марку приходилось отдавать две-три. Собирались они без какой-то системы (всё, что нравилось «на вид»), так же хаотично размещались и в альбоме.
В таком ажиотаже прошло года три, а потом я неожиданно увлёкся коллекционированием грампластинок и свои марочные альбомы забросил. Вскоре они вообще куда-то пропали: по всей видимости, младший брат обменял их на что-то более полезное.
Коллекционирование и собирательство вообще свойственно людям. Не всем, конечно, но многим. И сегодня коллекционировать люди не перестали, просто всё реже стали собирать именно марки.
Конечно, в современных реалиях советский филателистический бум сложно повторить. Да и не нужно. Всё течет, всё меняется. Молодёжи это уже не интересно, время рождает новые увлечения. Сегодня филателия почти умерла, некоторый интерес представляют, пожалуй, лишь царские марки да периода раннего СССР. Боюсь ошибиться, но большую часть советских коллекций, пожалуй, даже продать вряд ли удастся...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!