На встречу с кинологом Лера вышла заранее. Их первый разговор совершенно не понравился ей, и она не хотела, чтобы у Егора появился повод упрекнуть её в непунктуальности. Они некоторое время погуляли с Рыжим, и Лера с досадой посмотрела на экран смартфона. Кажется пунктуальностью здесь не отличается совсем не она. Кинолог явно опаздывал. Лера нахмурилась.
- Здравствуйте, Лера. - Прозвучало за спиной.
Она вздрогнула и обернулась. На неё пристально смотрел молодой высокий хорошо одетый мужчина.
- Охранник у вас, надо отметить, не очень. Да и вы хозяйка пока так себе.
- Здравствуйте! - Возмущённо ответила Лера. - Я понимаю: возможно, вы высококлассный специалист, что доподлинно мне не известно, но это не даёт вам право так общаться с другими людьми. И опаздывать тоже.
- Изысканно выражаетесь. - Кивнул её собеседник. - Вместо того, чтобы сказать мне, что я хaм, довольно умело поставили меня на место. Я, кстати, не опоздал. Стоял, наблюдал, как вы гуляете со своим псом. Отсюда и выводы о вас, как о хозяйке. Так что обижаться не стоит. Скажите, Лера, что вас сподвигло взять пса в приюте? Да ещё такого, как Рыжий.
- У меня уже была собака.
Он удивлённо поднял брови.
- Маленькая, вернее, некрупная. Я нашла его щенком. Боня, он... Он был самым лучшим псом в мире.
- Этот не такой, да? Так отдайте его обратно. Зачем вы бьётесь с ним, тратите деньги, время, силы? Зачем, Лер? Вас никто не осудит. Возможно, даже пожалеют.
- Меня не надо! Его кто пожалеет? В приюте сказали, что он до меня не выходил ни к кому. Вам не понять этого.
- Куда уж мне. - Егор вдруг улыбнулся. - Лера, простите. Я просто хотел понять, готовы ли вы работать, не получится ли так, что пёс начнёт к вам привыкать, а вы отдадите его обратно. Слышали такое понятие - "провокационный психолог"? Считайте, что я - "провокационный кинолог". Я увидел всё, что хотел. А теперь рассказывайте о ваших проблемах.
Егор слушал её внимательно, кивал, отмечая для себя какие-то моменты.
- Вам не пришло в голову, что надо сразу убрать ковёр?
- В приюте говорили, но когда много лет назад у нас в доме появилась первая собака, мама сказала, что это Бонька живёт с нами, а не мы с ним, а значит, он должен подстраиваться под наш образ жизни, а не наоборот. Я подумала, что если всё убрать и закрыть чехлами, то потом, когда оно вернётся на прежние места, ещё неизвестно, что будет.
- Тоже что-то вроде провокации? - Уточнил Егор.
- Да. Я хотела сразу объяснить Рыжему, что можно, а что нельзя. И когда это случилось из-за болезни, то списала промах именно на неё. Сейчас уже убрала, конечно, когда он начал повторять это регулярно. Хотя ковёр всё равно безнадёжно испорчен.
- А в клетке он терпел до выгула?
- Да. Клетка всё же не вольер. В основном, когда я возвращалась, он лежал. Только лаял и выл, что очень мешало соседям.
- Знакомо. То есть, физиологически собака способна терпеть? Уже хорошо. Знаете, как бывает, если попадается собака с патологией, которая не лечится. А вам, можно сказать, почти повезло.
Так шаг за шагом они разбирали поведение Рыжего и ошибки Леры.
- Почему вы сказали, что я плохая хозяйка?
- Я не сказал, что плохая. Я сказал "так себе". К тому же "пока". А значит, всегда есть шанс стать лучшей. Почему "так себе"? Вы пригласили меня, чтобы я помог вам достичь взаимопонимания с собакой, а сами даже не пытаетесь этого сделать. Я наблюдал, как вы гуляли. Он сам по себе, вы сама по себе. Вы даже не пытались с ним взаимодействовать.
- Я не хотела его отвлекать. - Растерялась Лера. - И потом, мы ждали вас.
- Лера, Рыжий должен стать вашей собакой. И видеть, и слышать он тоже должен именно вас. Везде. Дома, на улице, в тишине, в шуме. Сейчас вам придётся уделять ему много времени...
- Когда я хотела взять отпуск, на работе сказали, что нет возможности изменить график. Пришлось довольствоваться отгулами.
- Тогда начнём с малого. Вставать вам придётся ещё раньше, чем вы делаете это сейчас. Закладываем около тридцати минут на ожидание после кормления. В это время вы можете собираться, наблюдая за ним. И потом прогулка. Длительная, Лера, несмотря на нехватку времени. Такая, чтобы он сходил в туалет на улице. Если это случится, хвалите. Давайте то, что он любит. Не позволяйте ему подолгу зависать на метках, меняйте маршруты, ищите места, где Рыжий будет чувствовать себя наиболее спокойно. Общайтесь с ним. Чем больше он будет смотреть на вас, тем лучше.
- А дома? Как оставлять его? Если бы вы видели, во что он превратил квартиру.
- Я посмотрю. Даже если вы не хотите меня видеть у себя, мне придётся подняться. Хочу посмотреть, как он ведёт себя дома.
Рыжий почти не обращал внимания на Егора. А кинолог не стремился добиться этого. Смотрел на пса, но разговаривал с Лерой. Они ходили по улице, словно обычная пара, выгуливающая питомца. Лера всё ещё смотрела на кинолога с подозрением, но не могла не отметить, что несмотря на несколько непривычную манеру общения, он очень быстро анализирует ситуацию и предлагает пути выхода из неё.
Когда поднялись в квартиру, Егор огляделся. Кивнул на ободранные стены.
- Он?
- А вы как думаете? - Вырвалось у Леры. - Извините.
- Не извиняйтесь. Конечно же, я не думал, что вы живёте с таким "ремонтом". Но удивился "способностям" Рыжего. Внешне он выглядит очень спокойным.
- Внешность обманчива. - Заметила она, подумав, что это касается и самого Егора.
- Это точно. - Согласился он, наблюдая за собакой. - У Рыжего не сформированы привязанности. Он родился на улице? Что вам про него рассказали?
- В приюте сказали, что его привезли с дачных участков щенком-подростком. Судя по всему, летом он всё же жил с людьми, а осенью его бросили.
- Жил, скорее всего, на улице. - Задумчиво произнёс Егор. - Не в доме точно. Чувствуется, что не привык. Будка, потом приютский вольер. Клетку он воспринимает, как тюрьму. Ваша задача показать ему, что это не так. В вашем случае клетка - дом, убежище, место где лежат игрушки, где дают вкусное. Над этим придётся работать, Лера.
- Я готова.
- Ко всему?
- Ко всему. - Решительно ответила она.
- И даже напоить меня чаем?
Лера, наконец, засмеялась. Он сказал это так, что вдруг чудесным образом превратился из надменного мажора в нормального молодого мужчину. Интересно, сколько ему лет? Он довольно молодо выглядит.
- И даже к этому. - Кивнула она, направляясь на кухню.
Когда вернулась, чтобы позвать Егора к столу, с удивлением увидела, что кинолог что-то говорит Рыжему, а тот внимательно смотрит на него и слегка покачивает хвостом. Пёс явно благоволил этому человеку, что говорило в пользу мужчины и заставляло считаться с его опытом.
За чаем он продолжал рассказывать ей, как следует вести себя с Рыжим, описал несколько случаев из собственной практики, а она незаметно призналась, что привело её в тот самый приют. К концу вечера они разговаривали уже совершенно нормально, даже дружески.
- Постойте, а времени сколько? - Егор посмотрел на часы и торопливо поднялся. - Засиделся я у вас. Лера, вы запомнили, о чём мы говорили? Делаете всё чётко по инструкции. Если возникнут вопросы или проблемы, я на связи. Звоните в любое время суток. Оплата за консультацию, как договаривались, переводом по номеру телефона. Да, и спасибо за чай. Заваривать его у вас получается лучше, чем воспитывать собак.
Почему-то ей больше не хотелось обижаться на его слова. Наверное, привыкла за вечер к странной манере общения. Лера видела в окно, как поспешно вышел Егор из подъезда, разговаривая с кем-то по телефону. Наверное, оправдывается перед своей девушкой за опоздание. Кольца она не увидела, так что, скорее всего, не женат.
Впрочем, какое ей до всего этого дело. Егор всего лишь кинолог, который согласился помочь справиться с её собакой.
- Рыжий! - Позвала она.
Пёс неожиданно повернулся и посмотрел на Леру.
- Что это было? - Спросила она себя саму. - Лера, похоже, этот странный кинолог прав: плохая из тебя хозяйка, если посторонний человек за один вечер смог научить твою собаку отзываться на кличку. Или это просто совпадение?
По совету Егора она поговорила с Рыжим, попробовала поиграть с ним и, переместив в клетку очередную купленную лежанку, положила туда же кусочки собачьего лакомства. Утром лакомства в клетке не оказалось, но спал Рыжий рядом на полу. Ничего, Москва не сразу строилась.
* * * * *
Выйдя от Леры, Егор сразу же достал из кармана смартфон.
- Привет. Ты где? Я на работе. Ну да, такая у меня работа. А ты почему не дома? Что значит надоело? Знаешь, мне тоже многое надоело. Что там за музыка? Ты в клубе что ли опять? Как это рядом? Где конкретно? Никуда не уходи, я сейчас приеду.
Он нервно щелкнул брелоком сигнализации. Машину Егор купил недавно и не ту, которую хотелось, но было не до выпендрёжа. Его клиенты жили в разных концах города, и многим было удобнее, если он приезжал к ним сам.
Когда Егор учился на ветеринара, то даже не предполагал, что у него так хорошо получится ладить с собаками. Будучи маленьким, он любил их, как, впрочем, любят собак почти все дети. Вообще любил животных. Но не более того.
Егор пошёл в шестой класс, когда родители вдвоём погибли в автомобильной аварии. Опеку над ним взяла тётя. Бабушка по маминой линии была уже стара. Между Егоркиной мамой и тётей Наташей большая разница, мама почти на пятнадцать лет младше. Была.
Тётя Наташа пережила с ним всё: подростковый бунт, юношеский максимализм, нежелание выбирать будущую профессию. И потом очень помогала, когда Егор всё же решил стать ветеринаром.
Бабушки не стало, когда он заканчивал обучение. Ушла она тихо, во сне. Теперь настала очередь Егора утешать тётю, которая очень переживала. Они остались вдвоём, друг у друга. Отец его со своей семьёй связь никогда не поддерживал. Уже после гибeли родителей тётя Наташа объяснила племяннику, что родители его папы здорово пили и вообще вели не слишком хороший образ жизни. Папа, которому жилось несладко, ещё совсем мальчишкой уехал из дома и с тех пор всего добивался сам, никогда не упоминая о Егоровых бабушке и деде.
- Я тоже сам всего добьюсь. - Сказал он тогда.
- И уедешь от меня? - Спросила тётя Наташа.
- Да. - Решил Егор. - Только тебя я никогда не забуду и не брошу.
Он сдержал слово. Давно живя самостоятельно, постоянно навещал тётю, помогал, чем мог. Проработал какое-то время в ветеринарной клинике. Многое из того, что происходило там, Егору было не по душе. В то же время он заметил, что собаки хорошо слушаются его, что у него получается дрессировать их и понимать их проблемы. Егор дополнительно закончил кинологические курсы и пустился в свободное плавание...
Машина мягко затормозила недалеко от ночного клуба.
- Привет. Садись. - Он опустил стекло.
- А если я не хочу?
- А ты через "не хочу". Я прошу, поехали. У меня был сегодня нелёгкий день.
- Но я тоже хочу отдохнуть. Думаешь, ты один устаёшь?
- Жень, я прошу. Не упрямься сейчас, поехали.
- Ладно. - Дверь машины хлопнула. - Поехали.
- Женя, зачем тебе эта компания? Договаривались же.
- Мало ли что договаривались, мне что теперь по вечерам дома сидеть?
- А если и дома, что плохого? Посуды немытой гора, грязью зарастём скоро. Я сегодня в одном доме был. Там собака всю квартиру ободрала. Но при этом чисто, понимаешь, чисто.
- Я не домохозяйка какая-то!
- А кто убирать будет, только я? У меня, между прочим, работа.
- А у меня учёба. - Сидящий рядом мальчик гневно мотнул головой. - Пап, ну, в конце концов, я просто хочу погулять. А с ними весело.
- Что весело, Женя? Пить? Они все старше тебя. Ты доиграешься, сын. Отправлю обратно к матери.
- Отправляй! - Женька ухватился за ручку двери. - Я ни тебе, ни ей не нужен!
- Руку убери оттуда. - Егор резко затормозил. Где-то ты себя взрослым мнишь, а сейчас ведёшь себя, как ребёнок. Прекращай, Жень, дома поговорим.
Продолжение следует... часть 5
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)