- Знаешь, я понял, что нам с тобой, обоим, нужно что-то другое. Вернее, кто-то другой. Мы разные люди, Лер.
- Все люди разные, Макс. - Глухо ответила Лера.
Нет, она не заплачет, очень постарается сдержаться. Не доставит Максиму такого удовольствия. Потому что он сейчас примется утешать её, подбадривать, говорить умные слова. И Лера на его спокойном и рассудительном фоне снова будет выглядеть форменной истеричкой. Как было полтора года назад, когда убежал по Радуге её старенький верный Бонька, маленький пёс непонятной породы, найденный много лет назад Лерой и её мамой под дверью подъезда.
Мама тогда проявила родительское понимание и благоразумие, не стала убеждать Леру, что собака - это большая ответственность, а просто подобрала и отмыла скулящего грязного найдёныша, обеспечив на долгие годы свою дочь верным и любящим другом.
Когда Боньки не стало, Лере показалось, что надёжный, привычный мир рухнул. Макс, с которым к тому времени они жили вместе уже три года, относился к Лериному питомцу с вежливым равнодушием. Спокойный, воспитанный пёс не раздражал его, но и не вызывал особой любви. Бонька, чувствуя такое к себе отношение, тоже не досаждал мужу хозяйки излишним вниманием и привычно жался к Лере, получая свою порцию ласки и любви.
Лера сидела у Бонькиной лежанки и плакала, прижимая к груди поводок, а Макс утешал её снисходительно, испытывая видимое облегчение от того, что закончились ежедневные утренние и вечерние прогулки, которые он терпеть не мог, несмотря на то, что Лера, за исключением отдельных непредвиденных моментов, выводила собаку сама. Он говорил обязательные правильные слова, а она чувствовала это его облегчение и плакала ещё сильнее. Не истеричка ли?
Они прожили вместе почти пять лет. Познакомились на работе, понравились друг другу, и Максим решил, что нечего тянуть. Встречаться можно годами, а вот взять на себя ответственность и создать семью могут только серьёзные, морально зрелые люди. Так он сказал, прежде, чем развестись. Лера, влюблённая в него, соглашалась. Действительно, тусить по клубам и прятаться по съёмным квартирам могут все. А открыто заявить о своих отношениях только те, кто действительно любит. Максим быстро развёлся и так же быстро женился на ней.
- Не мой человек. Давно надо было это сделать. - Объяснил тогда он.
- Ты решил, что я тоже не твой человек? - Собравшись с силами, спросила она сейчас.
- Наверное. - Пожал он плечами. - Так бывает. Мы живём вместе больше четырёх лет, но у нас до сих пор нет детей.
- Но у тебя не было их и в первом браке.
- Тогда я не хотел. - Несколько уязвлённо сообщил он. - А в нашем браке ты больше времени уделяла своей собаке, чем мне. Какие уж тут дети. Лера, тебе дорого то, от чего я далёк. Нас интересуют разные вещи.
- Тебе потребовалось пять лет, чтобы это понять?
- Нет. - Он поморщился. - Как бы сказать точнее...
- Найти замену... - Поняла Лера. Плакать расхотелось.
- Как-то так. Ты умная девочка. Я всегда это ценил.
- Я не девочка, Макс. Мне двадцать девять лет. Из которых пять, получается, потеряны безвозвратно.
- Почему безвозвратно? Ты же любила меня.
- А ты? Любил или делал вид?
- Я быстро всё понял. - Ответил он уклончиво. - Просто с тобой было удобно.
- Ты хотел уходить, Максим? Уходи.
Лера больше не жалела о его уходе. Успокоилась внезапно и сама удивилась этому. Когда она потеряла Боньку, было гораздо больнее. Наверное, с ней действительно что-то не так.
* * * * *
"Я хочу собаку". - Поняла она однажды утром, открыв глаза. - "Я снова хочу собаку". Лере впервые за прошедшее время это стало совершенно понятно и ясно. Боль от потери Боньки не прошла, но стала глуше, а пустота в душе настойчиво требовала её заполнить.
Дождавшись перерыва на работе, Лера полезла в смартфон, размышляя, какую собаку она хочет. Может быть, маленького йорка, которого почти всюду можно брать с собой. Или крупного добермана, который станет для неё надёжным защитником и спутником во время вечерних прогулок. Или смешного ушастого спаниеля с его неуёмной энергией и красивыми ласковыми глазами. Сейчас она могла позволить себе купить практически любую породу. Материальных проблем Лера не испытывала, свободного времени, чтобы воспитать себя друга, тоже было много...
- Что смотришь? - Полюбопытствовала коллега Ксения, заглядывая ей через плечо.
- Да вот, собаку хочу завести. Правда, пока не знаю, какую.
- Из-за Макса переживаешь, да? - Сочувственно протянула Ксюша. - Да, хватит тебе. Он вон ходит как ни в чём не бывало.
Они по-прежнему работали в одной организации, хотя и в разных её отделах. Не менять же, в самом деле, из-за этого место работы.
- При чём здесь Макс, Ксюш? - Вздохнула Лера. - Вот собака и он точно никак не связаны. Просто Боньки уже давно нет, а я так привыкла, что он рядом. Домой прихожу, и встречать некому. Кто жил с собакой или кошкой, тот поймёт. Это просто у тебя животных никогда не было.
- А это что, они столько стоят? - Ксения вгляделась в экран. - Ничего себе! Такие деньги отдавать, Лер. Из приюта возьми. Это, между прочим, в тренде сейчас.
- Я тоже так считаю. - Вмешалась прислушивающаяся к их разговору Дана. - Не по-человечески платить каким-то разведенцам, когда вокруг столько несчастных животных. У меня знакомая волонтёр. Она говорит, так жалко их, просто жуть.
- Вообще, просто хотела почитать, подобрать собаку, которая мне подходит по характеру, с определёнными породными данными...
- Ой, Лер. - Дана подняла глаза к потолку. - Ты уже один раз выбрала. Макса.
Коллеги переглянулись.
- Породистый, культурный, дальше некуда. - Продолжила Дана. - А результат? Если бы замутила с кем попроще, возможно, давно бы и дети были, и нормальная семья.
- А вот это, девочки, не ваше дело! Договорились? - Лера встала. - Вы сравниваете совершенно разные вещи. Даже странно.
- Лера! Лер! Ну что ты? Не обижайся!
Но она уже вышла из кабинета. Остановилась в коридоре у окна. Вот какое им дело? Хоть до Максима, хоть до собаки. Это её, Лерина, жизнь. Она сама как-нибудь разберётся.
Лера вернулась на своё рабочее место под виноватыми взглядами коллег и принялась за работу. Девчонки пытались снова втянуть её в разговор, но она сделала вид, что слишком занята.
Придя домой, снова начала рассматривать различные породы, но слова Даны не давали покоя. Лера вообще была человеком сомневающимся и сейчас размышляла о том, что действительно её Бонька не отличался породистостью, однако, лучше него собаку и представить себе трудно.
После долгих мучительных раздумий она отложила телефон и решила, что утро вечера мудренее. А ночью ей вдруг приснился её пёс. Стоял и смотрел своими добрыми умными глазами с такой огромной любовью, что Лера проснулась от собственных слёз, которые невозможно оказалось сдержать даже во сне. Плакала и не могла успокоиться. И утром решила, что приснившийся Боня - знак того, что девчонки с работы, пожалуй, правы, и на слова их обижаться вовсе не стоит.
На следующий день она читала уже совсем другие статьи и истории людей, взявших из приюта собаку. По всему получалось, что такие животные преданные и очень благодарные, да и спасти чью-то жизнь всё же лучше... Лучше, чем что, Лера пока не понимала, потому что ничего плохого в том, что кто-то покупает породистых собак, не видела. Но перед глазами стоял Бонька, и она решилась позвонить в один из приютов.
- Приезжайте. - Буднично сказали ей. И от этой будничности немного улеглось волнение.
* * * * *
Пахло в приюте плохо.Даже не грязными клетками. Они-то как раз были убраны в меру имеющихся возможностей. Там пахло отчаянием,собачьей тоской и безысходностью. Лера жутко растерялась, увидев глаза, глядящие на неё из-за решёток вольеров. Она не различала мастей и размеров собак, видела только взгляды: наивные, озлобленные, любопытные, настороженные.
Некоторые псы бросались на сетку, кто-то пятился, прячась за других собак и поджимая хвост. Были те, что глухо и предупреждающе рычали, но в основной массе собаки виляли короткими и длинными хвостами и с надеждой смотрели на подходящих к ним людей.
- Опыт содержания собаки был у вас? - Устало спросила замотанная делами, в резиновых сапогах и старенькой кофте женщина. Поймав Лерин взгляд, пояснила. - Переодеваться приходится, мы ведь здесь сами всё делаем. Так, была у вас собака?
- Да. - Лера кивнула. - Небольшая. Шестнадцать лет со мной вместе жила, с самого детства.
- Это срок. - С уважением посмотрела на неё её провожатая. - А сейчас какую хотите?
- Не знаю. - Лера сокрушённо покачала головой. - Я ведь Боню не выбирала. Мы с мамой его с улицы принесли. Понятия не имели, какой он вырастет, какого размера будет, с каким характером. Знаете, совсем не думали об этом.
- Приняли как данность. - Улыбнулась женщина. - Так чаще всего и бывает. Зачем-то они нам достаются. Ну, я вас оставлю тогда. Вы походите, посмотрите. Если заинтересует кто, спрашивайте. Расскажу, выведу из вольера. А не найдёте подходящего, значит, нет здесь пока вашего пса.
Лера долго бродила вдоль клеток, вглядывалась в собачьи морды, останавливалась, пытаясь понять, почувствовать что-то. Маленьких щенков, в том возрасте, когда все они ещё хорошенькие, вызывающие умиление и восторг, в приюте не было, а за каждой взрослой собакой стояла её личная, почти всегда трагическая история, которой Лера не знала и немного боялась. Она не могла понять, почему та или иная собака тянется к ней, хочет ли есть, гулять, обнюхивает пальцы из любопытства или видит в ней своего человека. Окончательно запутавшись, Лера оглянулась. Работница приюта, словно почувствовав её замешательство, оказалась рядом.
- Не нашли?
Лера покачала головой.
- Не получается ничего. Их так много.
- К сожалению. И с каждым днём становится всё больше. Поступает животных много, а забирают редко. Вы не расстраивайтесь. Вашей вины нет в том, что никто не глянулся. Это ведь тоже любовь. Причём, самая настоящая. Её не так просто встретить.
- Знаю. - Лера грустно кивнула. Она, когда Максима встретила, тоже думала, что их любовь точно настоящая. Ведь только ради такой любви можно предать другого человека. А он точно так же и её поменял на очередную дyрочку. Привычка жениться, право слово.
Но она сильная и самостоятельная. Она человек. Проживёт без него. А с собакой так нельзя. Вон их сколько, преданных людьми, живёт здесь, в этих тесных неуютных клетках, тех, кого полюбили, а потом разлюбили.
- Всё равно простите. - Тихо сказала она. - Я, наверное, очень хотела увидеть здесь своего Боню. Я понимаю, что такого, как он, больше не будет, но, однако, искала. Сама себя обмануть пыталась.
- Такого не будет. - Согласилась женщина. - А другой будет обязательно. Раз уж вы решились переступить через свою боль, значит, найдёте. Пойдём, провожу вас.
Лера направилась к выходу и вдруг почувствовала взгляд. Он был таким материально ощутимым, что его хотелось потрогать. Словно кто-то толкал между лопаток: обернись. И она обернулась. Из крайнего от входа вольера смотрел на Леру рыжий пёс. Смотрел спокойно, внимательно и очень грустно.
"Уходишь, значит?" - Говорил его взгляд. - "Что же, иди, раз мы тебе не подходим. Здесь уже ничего не попишешь".
- Вы что? - Удивилась женщина. - Потеряли что-нибудь?
- Нет, кажется, наоборот, нашла. - Лера остановилась около клетки. - Скажите, а это...
- Это Рыжий. Его прошлой осенью с дачных участков привезли. Видно, бросили, как всегда к концу сезона бывает, в город не взяли с собой. Он пёс ещё молодой, но не слишком общительный. Когда смотреть приходят, чаще в углу сидит. А к вам вот почему-то вышел.
- А его можно мне забрать?
- Ну почему нельзя. Можно, конечно. Только вам, наверное, непросто будет с ним. Он, как бы получше объяснить, собачий интроверт. Невозможно понять, о чём думает. Кто-то говорит, что у животных только инстинкты и рефлексы. А у этого, нет. Я даже не могу сказать, как он к вам будет относиться. Что не агрессивный, точно. За год, что он у нас, ни одного проявления. А вот недоверчивость и скрытность, если это слово применимо к животному, присутствует. И упрямый он. Он, знаете, мне напоминает трудного подростка. Который и не ребёнок уже, но ещё не решил, каким взрослым ему стать. Вы подумайте. Можете потом, спустя какое-то время, приехать, если надумаете. Его всё равно никто не возьмёт.
- Потом? - Лера посмотрела на Рыжего. Взгляд его не изменился. Пёс по-прежнему смотрел на неё пристально и испытующе. - Нет. Давайте сейчас. Можно я попробую его погладить?
- Попробуйте. - Женщина открыла вольер. И Лера осторожно коснулась кончиками пальцев пыльной рыжей шерсти.
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)