Как бы вы не относились к моей первой книге, как давно вы бы не читали этот блог, я уверен, что про Женю, которую я теперь бесстыже называю “моей художницей”, вы уже точно слышали. видели вы и ее работы - в иллюстрациях к моим статьям, в моем рассказе о не, на видео о том, как она рисовала мою книгу. Ее работы вы могли встречать и на афишах, в оформлении музыкальных альбом, на выставках изобразительного искусства, плакатов, и логотипов. А еще, она прародитель и организатор уникального фестиваля диафильмов - казалось бы, совершенно несовременного и непонятного современным эстетам художественного инструмента. Ее же рука прошлась и по множеству клипов на музыкальные произведения. Она же автор ультра-модного мерча, а местами и культовой атрибутики. Проще, наверное, перечислить, к оформлению чего она не прикасалась. А вот в титрах ее почти никогда не найти. Об этом и многом другом - в интервью. не по дружбе, а по расчету: в обмен на мое откровенное вью у Жени в ТГ-канале:) Одновременно, симультанно, т.е. прямо сейчас!
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Женя, привет! Во-первых: художник или художница? Женственность и “свой парень” в тебе уживаются удивительно органично.
Привет!
Скорее «художник», потому что в большинстве случаев использую его в широком надгендерном смысле. Но и художницей меня тоже называют. Мне здесь, если честно, не сильно важно слово. Да простят меня писатели. Тут важнее, чтобы не «от слова худо».
А вот если «дизайнер», то тут только в мужском роде, пожалуйста.
Есть у тебя слоган, который мне - в силу того, что я не из творческих, и не богема - крайне неясен: #заденьгинет. Это не только не современно, но и противоречит евангельскому “трудящийся достоин пропитания” (Мф. 10:10) Что это: протест? Проповедь социализма? Или гордыня?:) И почему ты позволяешь не упоминать тебя в титрах?
Да потому что я – беспорядочный художник. И веду беспорядочную художественную жизнь)) Это не принцип, и не поза. Мне просто не хватает внимания к вопросам авторства. Кроме того, я получала профессию на кафедре дизайна. Графдизайнеры, в отличие от живописцев, редко оставляют подписи на своей графике. И это хорошая прививка от гордыни.
Хотя, справедливости ради нужно сказать, что в самых серьезных титрах (например, в кино у Ромы Михайлова) меня как раз указывали и это наоборот казалось преувеличением. Когда ты просто по дружбе что-то там подрисовал, что-то помог найти для съемок. Ну подобрал шрифты, потому что мог это сделать по-быстрому, ну нарисовал их кистью... А тут бах – и титры. А ты просто это между делом, на ходу придумывал, на коленке так сказать. И от этого немного смешно.
Другой важный момент – со студенчества и до сих пор я кучу всего оформляла для диайвайщиков (DIY - "Сделай сам", речь о самиздате в хорошем смысле слова, проектах без продюсера ) - музыкантов, поэтов, театралов. Я даже не использую слово «работала», потому что это и не совсем работа была. Это все независимые проекты, которые существуют не ради денег и не из-за них. Например, организуется крутейший электронный фестиваль, билеты на который едва-едва покроют дорогу музыкантам. Понятно, что если дизайнер подключается, то скорее всего бесплатно. Особенно, если устроители — твои ближайшие друзья. Какие тут деньги? И какие титры?
Но, чтобы не сложилось иллюзии, что бедного художника обходят вниманием, скажу, что тут как раз всё справедливо. Тот, кому важен гонорар, идет работать в офис над коммерческими проектами или амбициозно организует свои в условиях рынка. Тот, кому важнее событие, прорыв, явление независимого ни от кого процесса — получает, возможно, гораздо больше, только не деньгами. Но он всё равно получает — либо удовольствием, либо свободой, либо временем, либо известностью... Тут как раз расчет справедлив, и каждый волен выбирать свободно.
Однажды я готовила выступление на один дизайн-фест, что-то из личного дизайнерского опыта. И я попыталась окинуть свой путь общим взглядом. И была сама потрясена, что всё стоящее, яркое, о чем мне хочется рассказывать, или то, по чему меня смогут вспомнить, когда меня уже не будет — это те самые быстрые афиши и обложки «между делом», то, что не стоило ничего, либо стоило очень мало. Это они в моем сердце на очень важных местах, а не те заказы по договору и за гонорары.
Поэтому #заденьгинет – кроме самой шутки – это намек на ту оплату, что привлекательнее денег. Хотя... если вы хотите предложить мне хороший гонорар в придачу к интересному проекту, не вздумайте себя останавливать!
Одно из любимых тобою выражений - насколько я понял, напутствие одного из твоих сенсеев - “эротика формы.” Мне это, в меру моего разумение, очень близко! Геометрия, формы, структуры, супрематизм, и конструктивизм - все это очень сильно привлекает меня в визуальном. А что для тебя скрывается в этой формуле? И какого категория возрастная этой “эротики”?
Твоя любимая категория — «0-».
Это понятие я действительно взяла у своего Учителя, моего университетского преподавателя Александра Алексеевича Бугакова, который подарил нам ни одну философскую фразу.
Смысл «эротики формы» далеко не в телесных ассоциациях или сюжетах ню. Это по- бугаковски должно было бы стать ключом к «живому» формотворчеству, потому что он объяснял это явление своим студентам. Тут важна чувственность формы, но другого порядка – когда она живая, когда она как будто дышит. Когда мы вступаем с ней не в формальный, а в эмоциональный контакт. Такого рода «эротику» нам может демонстрировать форма сугроба или складки скатерти. Я, кстати, использую этот хэштег у себя в канале, чтобы долго не проговаривать, почему тот или иной объект вызвал мое внимание. Просто потому что он обладает эротикой формы.
Как объяснить детям современное искусство? С его смелыми средствами, дефицитом целомудрия, отрицанием благоговения? Со всеми этими словами, вроде “эротика”?
Кстати, эротичность в самом широком понимании, в частности та, о которой мы говорили выше, скорее всего вшита в наше сознание с детства. Особенно у тех детей, кто рос в естественной среде. Поэтому такого рода качества искусства точно не станут причиной травм и деформаций чистого детского сознания.
А что касается дефицита целомудрия в современном искусстве (да и цивилизации вообще) — то перед объяснением искусства, хорошо бы сначала привить детям то самое целомудрие. Это самый лучший фильтр и самый лучший щит от всех агрессивных воздействий. Вообще, дети гораздо устойчивее, чем нам кажется. Главное вмонтировать в них эту детальку. Они сами ее приведут в действие.
“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.” (Ин. 1:5) В какой мере это евангельский стих применим к изобразительному искусство, дизайну, и визуальному оформлению в эпоху после Малевича? Да и вообще, с постоянной приставкой “после”?
Ох, это слишком риторический вопрос, чтобы на него отвечать кратко и уверенно. Тут очень много слоев сразу нужно рассмотреть. Но сразу скажу, я здесь абсолютная оптимистка. В самые декадентские времена, всегда появлялось имя или направление, которое являло нам этот свет. Если мы о нем сейчас говорим, то он не потерян. Наоборот, свет только во тьме и
можно увидеть. Может быть, когда Малевич поставил в красный угол свой «ноль форм», мы должны были снова вернуть себе икону? Вернули или еще нет – другой вопрос. Но у нас есть все шансы.
Сейчас подумала — возможно, Малевич и есть — первый представитель «После иконы»? А «После иконы» — это скорее «После Малевича»?
“Черный Квадрат” в твоем понимании - черное на белом? Или же белое вокруг черного?
Конечно, черное на белом! — удивлю вас буквальностью ответа. Просто этот квадрат настолько символизирован, если не сказать мистифицирован, что лично для меня именно он — безоговорочный объект внимания на второстепенном белом фоне. Хотя по психологии черного это, конечно, не мешает ему одновременно казаться бездной внутри белой плоскости.
А если спикировать с метафизики «Черного квадрата» в психологию черного квадрата, то там тоже интересно. Только вчера обсуждала со студентами, что в зависимости от созданных условий черный квадрат может быть как дырой в плоскости, так и объектом. Я это к тому, что в искусстве, да и жизни тоже, нужно создавать не только «квадрат», но и «условия»...
Почему черный и белый - не краски?* И что делать, если их ты видишь лучше всех красок?
Черный и белый — это краски! Но не цвет – в теории цвета. Не «хромос», не часть хроматической шкалы цветового спектра. Говоря еще проще – их нет в радуге. Белый — это все длины волн «радуги», собранные в один пучок. А черный – это вообще отсутствие каких- либо волн. Но это, если мы говорим об излучаемых цветах.
Если ты видишь ч/б лучше всех красок, то наслаждайся формой, линией, пятном, фактурой. Наслаждайся всеми видами ахроматичной графики. В линии, пятне и их ритме – столько энергии и собственного содержания!
Если бы ты собирала коллекцию современных русских художников, какие три имени там обязательно были бы? Да, прощайся с друзьями, коллегами, который не войдут в этот список:)
Ну точно — Покрас Лампас и Антон Беликов!!!
Шучу )))
Хотя я люблю такие контрасты. И, кстати, каждый из них — по-своему хорошее вложение для коллекционера, как бы к тому и другому ни относиться.
А если серьезно, все коллеги и друзья останутся на месте, потому что мне совсем не близко арт-коллекционирование. Даже самое потрясающее искусство мне достаточно просто иметь в голове. Единственная коллекция, в которой можно меня заподозрить – это старые диа- проекторы. Да и то, я их покупаю не только для эстетического удовольствия, а для использования по назначению.
Как ты считаешь, музыка может быть “клипом” на анимацию или рисунки? Не так, как обычно, а наоборот.
Считаю, может! Хоть это и менее привычная иерархия. Но таперы в немом кино в сущности были тем самым клипом. У нас на показах самодельных диаильмов, когда мы приглашаем живых музыкантов на сопровождение, им тоже приходится несколько изменить свою роль и следовать за картинкой. Интересно, что некоторым это прямо-таки тяжело дается. Хотя иногда выходит очень интересный результат, когда музыка и диафильм развиваются по каким-то самостоятельным рисункам.
На один такой показ заглянул режиссер Аристакисян и сказал мне потом: «Это очень интересное почти магическое действие – то, что вы делаете. Но мне лично мешала там музыка. Её и без того так много в нашем мире. Она так эгоистично доминирует над всем...». Я с ним не во всем согласна. Но мысль мне запомнилась. Оказывается, можно вообще обойтись без «клипов».
За что ты только ни бралась. Есть ли еще жанр, в котором бы ты мечтала себя попробовать?
«за что я только не бралась» — звучит как упрек )) Да, есть у меня такой недостаток – распыляться вширь... Но при этом есть и упорное ощущение, что это ВСЁ – одна материя и один закон.
Что я мечтала бы еще попробовать? Я, кстати, в таких вопросах, на редкость категорична. Если ты что-то не делаешь, то значит и не особо нужно. Значит, не делай! Всё, что нам нужно, лежит у нас на ладони.
Но, кстати, я вот никогда коллекцию одежды не выпускала. А ведь первые два курса проучилась на фэшн-дизайне. И вообще, это очень интересно. Не только мода как явление. А еще и в узком смысле — антропометричное формообразование. Может, стоит вернуться к этому гештальту? Было бы интересно.
А что, традиционного вопроса про «творческие планы на будущее» не будет?!
А за продолжением - приглашаю всех на канал к Жене: там свежее о сокровенном со мной:) А еще, Женя добрая - она не принимает никаких донатов:)
*на деле я ошибся, формулируя вопрос: ведь в немецком die Farbe - и "краска", и "цвет". Спалился:)
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
НА ЯРКИЕ КРАСКИ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.