Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Жанна Самари: актриса, вдохновившая Ренуара

Импрессионистский селфи, или Как Ренуар поймал мечту в золотое платье Если бы Жанна Самари жила в наше время, она бы, наверное, собрала миллионы лайков в Instagram. Ее рыжие волны, томный взгляд и платье, от которого даже спустя 150 лет дизайнеры падают в обморок от зависти, — всё это кричит: «Вирусный контент!» Но в 1877 году у Ренуара не было айфона, только кисти, холст и дерзкое желание запечатлеть не просто лицо, а душу. Итак, перед нами не портрет — манифест. Манифест о том, что даже в эпоху без фотошопа можно стать иконой стиля. Жанна Самари, звезда «Комеди Франсез», жила в двух шагах от мастерской Ренуара. Представьте: Париж, утро, запах кофе и масляных красок. «Огюст, я опять забыла перчатки!» — смеётся она, врываясь в ателье. Ренуар, вероятно, вздыхал: писать её было всё равно что ловить солнечного зайчика — вечно в движении, вечно смеётся. Четыре портрета за год? Да это же сериал «Импрессионисты» с продолжением! На самом знаменитом полотне Жанна замерла в позе, которую сегодн
Оглавление

Импрессионистский селфи, или Как Ренуар поймал мечту в золотое платье

Если бы Жанна Самари жила в наше время, она бы, наверное, собрала миллионы лайков в Instagram. Ее рыжие волны, томный взгляд и платье, от которого даже спустя 150 лет дизайнеры падают в обморок от зависти, — всё это кричит: «Вирусный контент!» Но в 1877 году у Ренуара не было айфона, только кисти, холст и дерзкое желание запечатлеть не просто лицо, а душу. Итак, перед нами не портрет — манифест. Манифест о том, что даже в эпоху без фотошопа можно стать иконой стиля.

Портрет актрисы Жанны Самари (фр. Portrait de l'actrice Jeanne Samary), известный также как Мечтание (фр. La Rêverie), был написан Огюстом Ренуаром в 1877 году. На картине изображена молодая актриса театра «Комеди Франсез». В настоящее время картина хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Портрет актрисы Жанны Самари (фр. Portrait de l'actrice Jeanne Samary), известный также как Мечтание (фр. La Rêverie), был написан Огюстом Ренуаром в 1877 году. На картине изображена молодая актриса театра «Комеди Франсез». В настоящее время картина хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Актриса, которая не боялась опоздать в будущее

Жанна Самари, звезда «Комеди Франсез», жила в двух шагах от мастерской Ренуара. Представьте: Париж, утро, запах кофе и масляных красок. «Огюст, я опять забыла перчатки!» — смеётся она, врываясь в ателье. Ренуар, вероятно, вздыхал: писать её было всё равно что ловить солнечного зайчика — вечно в движении, вечно смеётся. Четыре портрета за год? Да это же сериал «Импрессионисты» с продолжением!

На самом знаменитом полотне Жанна замерла в позе, которую сегодня назвали бы «думаю о вечном, но выгляжу безупречно». Подбородок на руке, шлейф, парящий, как крыло бабочки, и платье цвета морской волны, которое, кажется, вот-вот начнёт шелестеть. Современные модники бы ахнули: «Где заказать такой пояс?» А критики 1877 года ворчали: «Слишком небрежно!» Но Ренуар знал: его «небрежность» — это коктейль из света и эмоций, взбитый кистью гения.

Театр одного цвета

Розовый фон? Зелёно-голубое платье? Да это же цветовая схема, достойная модного блога! Ренуар, словно визажист-виртуоз, смешивал оттенки так, чтобы зритель почувствовал: перед ним не просто актриса, а живое воплощение весны. Даже пальма на заднем плане — не просто растение, а намёк: «Эта женщина — экзотика в сером Париже».

Ирония в том, что Жанна, блиставшая на сцене, здесь словно приглашает нас в свой личный театр. Её улыбка — полунамёк, взгляд — загадка, а браслет на запястье — как подпись художника: «Да, я смог уловить её суть».

Путешествие сквозь революции: из Парижа в Москву с любовью

После того как портрет покинул мастерскую, его ждала одиссея, достойная романа. Иван Морозов, русский меценат, не устоял перед чарами Жанны и привёз её (на холсте, разумеется) в Москву. Потом революция, национализация — картина стала «народной», как валенки. Сегодня в Пушкинском музее она смотрит на посетителей с лёгкой иронией: «Вы всё ещё спорите о смысле искусства? А я вот просто есть».

Почему «Мечтание» актуальнее TikTok?

Секрет портрета — в его двойственности. Жанна одновременно смеётся и задумчива, легкомысленна и глубока. Она — воплощение импрессионизма: пойманное мгновение, которое длится вечно. Ренуар не просто написал женщину — он создал оптическую иллюзию: чем дольше смотришь, тем больше видишь. То ли это блики на перчатках, то ли игра света в волосах, то ли тайна, спрятанная в уголках губ.

А ещё этот портрет — призыв расслабиться. В мире, где всё летит в тартарары, Жанна напоминает: иногда достаточно надеть золотое платье, улыбнуться себе в зеркало и сказать: «Да, сегодня я шедевр».

Эпилог: Ренуар vs селфи-палка

Если бы Жанна Самари взяла в руки смартфон, она бы, наверное, сделала селфи, подписав его: «Мечтаю. Не беспокоить». Но Ренуар опередил её на полтора века, доказав: настоящее искусство не в фильтрах, а в умении увидеть душу за улыбкой. И если вам кажется, что её шлейф вот-вот взметнётся в воздух — не сомневайтесь, это Ренуар подмигивает вам из 1877 года: «Поймал?»

Материалы по теме