В мире искусства есть произведения, которые стали настоящими легендами. Одно из них — картина «Девушка с жемчужиной», созданная гениальным голландским художником Яном Вермеером в 1665 году. Это полотно, полное загадок и тайн, привлекает внимание искусствоведов, критиков и, конечно же, любителей живописи со всего мира.
На тёмном фоне в пол-оборота изображена девушка, которая словно смотрит прямо в душу зрителю. Её лицо освещено мягким светом, который создаёт вокруг него светящийся ореол. Кажется, что она вот-вот заговорит или улыбнётся, и тогда мы узнаем её секрет.
Юная особа приоткрыла рот, что часто используется в голландской живописи как знак обращения к зрителю. Её голова слегка наклонена, создавая впечатление мечтательности и рассеянности мыслей. Однако её взгляд сосредоточенно устремлён на зрителя.
Девушка одета в простую коричневато-жёлтую кофту без украшений, на фоне которой выделяется белый воротник, словно излучающий свет. Другим контрастом к лицу является голубой тюрбан с лимонно-жёлтой полосой, напоминающей вуаль, которая ниспадает на плечи девушки.
Вермеер использует почти чистые краски и сокращает шкалу цветовых оттенков. Поверхности в тенях моделируются теми же пигментами.
Но что же за жемчужина у неё в ушке? Это вопрос, который волнует многих. Одни считают, что это настоящий жемчуг, другие — что это всего лишь искусная подделка. Но, возможно, главное здесь не сама жемчужина, а то, как она отражает внутренний мир героини.
Фон картины, контрастирующий с освещённым лицом, подчёркивает рельефность и пластичность изображения. Кажется, что оно преступает иллюзионистические границы живописи и проникает в самое сердце зрителя.
Головной убор девушки кажется необычным. Уже в Европе XV века тюрбаны были популярным модным аксессуаром, о чём свидетельствует автопортрет Яна ван Эйка, написанный в 1433 году.
В период войны с турками европейцев привлекал непривычный образ жизни и одежда «врагов христиан».
Помимо тюрбана, внимание зрителя приковывает крупная жемчужина, напоминающая каплю и отливающая золотом. Она украшает ухо девушки и выделяется на тёмном фоне.
Жемчужины такого размера могли стоить целое состояние. Возможно, художник изобразил серьгу несколько крупнее, а светлый блик на жемчужине повторяет блеск глаз и губ.
Жемчужина могла быть настоящей, а могла быть и новомодным французским изобретением — стеклянным шариком, наполненным смесью белого воска и экстракта рыбьей чешуи. Также она могла быть культивированной, производство которых велось в Венеции.
Голубая с жёлтым ткань тюрбана также присутствует на другой картине Вермеера — «Аллегория живописи».
Как и её одежда, сочетание коричнево-жёлтой кофты с белым воротником прекрасно подчёркивает цвет лица девушки.
Эта картина отличается удивительной лаконичностью: в ней нет ничего лишнего. Тёмный фон, который изначально был тёмно-зелёным, со временем утратил свой первоначальный оттенок, и теперь он кажется просто тёмным. Он разделён на неравные треугольники, что придаёт композиции определённый ритм.
Вертикальные складки жёлтой ткани подчёркивают нежный овал лица. Поза девушки необычна для портрета — это скорее движение, застывшее мгновение. Она смотрит на зрителя уже более трёхсот лет, храня загадочное молчание.
Некоторые критики называют её «нидерландской Моной Лизой». Но если Леонардо изобразил взрослую женщину, то Вермеер — совсем юную девушку. Это самая известная картина Вермеера.
Существует несколько версий о том, кто мог позировать художнику. Наиболее распространённое предположение — это была его старшая дочь Мария, которой в то время было около тринадцати лет. Возможно, это была её ровесница — дочь мецената и покровителя Вермеера, Рюйвена, которая стала владелицей картины спустя годы.
Наименее вероятная, но более романтичная версия описана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой». Роман и снятый по нему фильм познакомили людей, далёких от искусства, с творчеством Вермеера. Однако авторы романа и фильма несправедливо отнеслись к художнику и особенно к его жене Катарине.
Брак Вермеера был гораздо счастливее, чем описано в книге. Художник женился на красивой девушке, которая была немного старше его и исповедовала католицизм, что уже было вызовом обществу. Катарина часто позировала для его картин, и у них родилось пятнадцать детей, что было необычно для Нидерландов, где обычно в семьях было два-три наследника. Контрацепция уже была известна, и даже в католических семьях занимались планированием семьи.
Всё это не соответствует отношениям Вермеера и Катарины, описанным в книге — они, несомненно, любили друг друга. К тому же у Вермееров никогда не было служанки по имени Грид. Служанку в доме звали Таннеке Эмерпоэл, и она выглядела гораздо прозаичнее. Её изображение можно увидеть на картине «Служанка с кувшином молока».
«Девушка с жемчужиной» — это не просто портрет, это целая история, которая заставляет нас задуматься о красоте, тайне и загадочности мира вокруг нас. Это произведение, которое заставляет нас остановиться на мгновение и погрузиться в мир искусства, где каждый мазок кисти хранит свою историю.
Картина Яна Вермеера стала настоящим символом голландской живописи и одним из самых известных произведений мирового искусства. Она была вдохновением для многих художников, писателей и режиссёров, которые пытались передать её красоту и загадочность в своих работах.
Сегодня «Девушка с жемчужиной» находится в Гааге, в музее Маурицхейс. Но даже если вы никогда не сможете увидеть её своими глазами, вы всё равно сможете почувствовать её присутствие в каждом мазке кисти великого мастера.
Картина — это не просто произведение искусства, это целая вселенная, которая открывается перед нами, когда мы смотрим на неё. Она напоминает нам о том, что красота может быть скрыта в самых неожиданных местах, и что за каждым лицом может скрываться своя история.
В описаниях, сделанных современниками Вермеера, картина относится к жанру «трони», который в Голландии XVII века обозначал изображения головы человека, а не полноценные портреты.
В ходе реставрации картины в 1994 году удалось подчеркнуть красоту цветового решения и привлекательность взгляда девушки, обращённого на зрителя.
По совету Виктора де Стюра, который много лет боролся за сохранение редких полотен художника на родине, А. А. дес Томбе приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881 году всего за два гульдена и тридцать центов. Картина была в плохом состоянии. У дес Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902 году.
В 1937 году была обнаружена картина, которая удивительно напоминает работы Вермеера. Коллекционер Эндрю У. Меллон передал её в Национальную галерею искусств в Вашингтоне.
Сегодня эта картина считается подделкой, созданной в начале XX века копировщиком Тео ван Вейнгарденом, другом Хана ван Мегерена.
27 октября 2022 года активисты движения Just Stop Oil выбрали эту картину для своей акции протеста. Один из них попытался приклеиться к полотну лбом, а другой облил его красной жидкостью. Затем второй активист приклеил свою руку к стене рядом и спросил у собравшихся, что они чувствуют, когда прекрасное произведение искусства уничтожается у них на глазах.
Очевидцы произошедшего осудили активистов. Как и в предыдущих случаях в Лондоне, Дрездене и Потсдаме, полотно не пострадало, так как было защищено антивандальным стеклом.
«Девушка с жемчужиной» — это приглашение к размышлению о жизни, любви, красоте и загадках мира. Это произведение, которое заставляет нас задуматься о том, как мало мы знаем о себе и о мире вокруг нас.
Картина Яна Вермеера — это шедевр, который будет вдохновлять нас ещё долгие годы. Она напоминает нам о том, что искусство — это не просто развлечение, это способ понять себя и мир вокруг нас..
О нём
В российской искусствоведческой традиции художника принято называть «Вермеер Дельфтский». Однако можно встретить и другие варианты его имени: «Йоханнис ван дер Мер», «Йоханнис вер Мер» и «Вермер Делфтский».
Согласно правилам транскрипции голландских имён, сочетание «ee» в имени Вермеера передается как «е».
О жизни художника известно не так много. Он родился или, возможно, был крещён 31 октября 1632 года в Делфте, расположенном в Южной Голландии. Его отец, Рейньер Янс, был предпринимателем и торговцем. Ян был вторым ребёнком и единственным сыном в семье. Отец происходил из Антверпена, но в 1611 году переехал в Амстердам, где работал ткачом по шёлку. После женитьбы Рейньер обосновался в Делфте и в 1631 году арендовал постоялый двор «De Vliegende Vos» на Фольдерсграхте. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской Гильдии Святого Луки как торговец предметами искусства.
О годах ученичества Вермеера нет достоверных сведений. Известно лишь, что 29 декабря 1653 года Ян Вермеер был принят в делфтскую Гильдию Святого Луки, деканом которой он впоследствии был четыре раза (в 1662/1663 и 1670/1671 годах). Согласно правилам гильдии, членство в ней предполагало шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.
Ян Вермеер был знаком с художниками Леонардом Брамером и Герардом Терборхом. Это дало основание предположить, что он учился у одного из них. Среди возможных учителей также называют Абрахама Блумарта, работавшего в Утрехте и состоявшего в дальнем родстве с будущей тёщей Вермеера. Существует также предположение, что на палитру Вермеера повлиял Хендрик Тербрюгген.
Кроме того, есть гипотеза, не имеющая документальных подтверждений, о том, что учителем Вермеера был живописец Карел Фабрициус, который, в свою очередь, был учеником Рембрандта.
Безусловно, на творчество Вермеера оказал большое влияние голландский мастер бытового жанра Питер де Хох, который жил в Делфте с 1652 по 1661 год. Это нашло отражение в картине «Диана со спутницами». Его индивидуальный стиль также прослеживается в работах Вермеера.
Неизвестно, совершил ли Вермеер поездку в Италию для обучения, что было распространённой практикой в то время. Делфтские художники, такие как Карел Фабрициус, Леонард Брамер, свидетель и посредник на его свадьбе, и Кристиан ван Коувенберг, также упоминались как возможные учителя. Однако их стиль отличается от стиля Вермеера, и он, похоже, пошёл своим путём.
В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Болнес, уроженкой Схиплуйдена, расположенного недалеко от Делфта. Хотя Вермеер был воспитан в традициях кальвинизма, его семья не принадлежала к реформатской церкви Голландской республики. Чтобы жениться на Катарине, он принял католичество. Его набожная тёща Мария Тинс, представительница богатой семьи торговцев, согласилась на брак только при условии перехода Вермеера в католичество. Посредником в этом непростом деле выступил художник Леонард Брамер.
В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал в дом тёщи на Ауде Лангендейк, где было одиннадцать комнат. На первом этаже он оборудовал мастерскую. У Вермеера было пятнадцать детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, материальное положение художника было стабильным, поскольку он мог без труда обеспечивать свою семью. Известно, что Вермеер писал по две картины в год, но у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен», который достался ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог заниматься торговлей предметами искусства, что было типично для голландских художников того времени.
В то время в Голландии было обычным делом совмещать профессии ремесленника, живописца (профессия которого также рассматривалась как обычное ремесло) и торговца.
При жизни Вермеера его картины высоко ценились. В основном он писал для своих покровителей-меценатов. Главными покровителями художника были пекарь Хендрик ван Буйтен и владелец типографии Якоб Диссиус. Согласно инвентарному перечню 1682 года, в коллекции последнего было девятнадцать картин Вермеера. Неизвестно, писал ли Вермеер картины по заказу меценатов или они просто имели преимущественное право на покупку готовых работ мастера.
Вермеер был признанным экспертом в области искусства. Например, он был одним из специалистов, которым доверили определить подлинность коллекции венецианских и римских картин, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 году Вермеер ездил в Гаагу, где вместе с другим художником, Якобом Йордансом, оценивал стоимость картин. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что её реальная стоимость составляет лишь десятую часть от запрашиваемой цены.
К концу жизни финансовое положение художника Яна Вермеера сильно пошатнулось, и он был вынужден обращаться к кредитам. В результате войны между Нидерландами и Францией, которая началась в 1672 году и продолжалась до 1679-го, торговля произведениями искусства пришла в упадок.
30 апреля 1676 года вдова Вермеера подала прошение о частичном списании долгов. Она указала, что во время войны её муж был вынужден продавать свои картины по заниженным ценам. Это привело его в уныние, и в декабре 1675 года с ним случился приступ, после которого он потерял сознание. Причины этого приступа остались неизвестны, но через полтора дня художник скончался.
Вермеер был похоронен 16 декабря в фамильном склепе в Старой церкви, который был куплен его тёщей Марией Тиннс в 1661 году. Гроб несли четырнадцать человек под звон колоколов. Из-за долгов вдова Вермеера не могла претендовать на наследство и передала его кредиторам. К тому времени не было средств на установку мемориальной плиты.
С годами информация о точном месте захоронения художника в церкви была утрачена. В 1975 году, в честь 300-летия со дня его смерти, муниципалитет оплатил установку первой мемориальной плиты на месте фамильного склепа Вермееров. 26 января 2007 года рядом с западным выходом из церкви была торжественно открыта дополнительная плита с указанием, что художник был похоронен именно здесь. Однако существует версия, что для предотвращения проседания пола церкви останки всех погребённых под плитами были перемещены за пределы здания.
В отличие от многих других художников, у Яна Вермеера не было учеников.
В ранний период своего творчества Ян Вермеер находился под влиянием живописи трехтских караваджистов. Он писал повседневные сцены из жизни голландцев среднего класса: торговцев, ремесленников, солдат.
Е. И. Ротенберг отмечал, что картины художника «привлекают своей неповторимой гармонией возвышенных образов и одновременно их близостью к реальной жизни». Сюжеты зрелых и поздних работ Вермеера напоминают произведения других мастеров бытового жанра, таких как Терборх и Метсю. Действие происходит в комнатах зажиточных домов, как у Хоха.
Излюбленные мотивы Вермеера — одинокая женская фигура в залитом солнечным светом интерьере, которая занята чтением письма или примеряет ожерелье. Также он писал двух- или трёхфигурные композиции, где участники связаны несложным действием: кавалер подаёт даме бокал вина, служанка вручает хозяйке письмо.
Однако лиризм Вермеера, поэтичность его образов и сам изобразительный строй его небольших по размеру работ находятся на гораздо более высоком уровне, чем у других голландских жанристов. В его картинах повседневность не теряет своей убедительности, но предстаёт как мир, исполненный особой гармонии и красоты.
Это замечательное определение было развито В. Г. Власовым, который использовал старую нидерландскую транскрипцию фамилии художника.
Творчество Вермеера настолько уникально, что его трудно отнести к какому-либо стилю. По своей конструктивной ясности, ритмичности и уравновешенности композиций Вермеер ближе всего к классицизму. В то же время его живопись является национальным явлением, отражающим оригинальный голландский стиль. Она существенно отличается как от итальянского или французского классицизма, так и от фламандского и более сдержанного «голландского барокко».
Вермеер почти не покидал свой родной дом и писал его интерьеры с их типично голландской обстановкой: дубовой мебелью, восточными коврами, картинами в чёрных лаковых рамах, географическими картами и зеркалами на стенах. Создаётся впечатление, что большего ему и не нужно было.
В работах Вермеера мы видим повторяющиеся интерьеры с немногими предметами и фигурами, расположенными в замкнутом пространстве на шахматном полу, освещённом боковым светом из окна, за которым не видно пейзажа. При этом всегда преобладают вертикальные и горизонтальные линии, а диагональные движения не нарушают гармонию изображения. Это создаёт ощущение гармонии, покоя и медленного течения времени.
Детали, написанные натуралистично, не только не мешают, но и создают общее поэтическое настроение. Это сцены спокойной жизни бюргеров, почти видения, поэтично и неторопливо запечатлённые на холсте.
В его творчестве всего несколько городских пейзажей, но среди них есть два шедевра: «Вид Делфта» и «Улочка в Делфте». Практически отсутствуют сюжеты на религиозные темы.
Светотень в картинах Вермеера также принципиально отличается от подобных эффектов у караваджистов и тенебристов. Она не создаёт иллюзию реальности, а конструктивно «строит» композицию картины.
По определению Ю. А. Тарасова, «при такой концепции света в картину отчётливо входит временнóе начало, ощущаемое зрителем как ритм игры света… как темп самой жизни».
Ян Вермеер, наряду с Рембрандтом, считается одним из выдающихся художников Золотого века голландской живописи.
Вермеер работал медленно и осторожно, часто используя дорогие пигменты. При жизни он был успешным провинциальным жанристом, признанным в Делфте и Гааге. Он создал относительно немного произведений, зарабатывая на жизнь продажей картин. На момент смерти он не был богат, оставив жену в долгах.
По мнению некоторых современных авторов, например, художника Дэвида Хокни и архитектора Филипа Стейдмена, Вермеер и другие художники XVI—XVII веков использовали технические средства, такие как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала, для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Однако эти теории считаются гипотетическими и подвергаются критике как со стороны художников, так и учёных.
После смерти художника его творчество было незаслуженно забыто. Его имя редко упоминалось в основном справочнике по истории голландской живописи XVII века, созданном Арнольдом Хоубракеном, — «Большой театр голландских художников и художниц» (De groote schouburgh der Nederlantsche konstschilders en schilderessen, 1718–1721).
В XVIII и XIX веках Вермеер почти не фигурировал в обзорах голландского искусства. Однако в XIX веке его творчество было заново открыто Густавом Фридрихом Ваагеном и Теофилем Торе-Бюргером. Они опубликовали эссе, в котором Вермееру приписывали 66 картин, хотя в настоящее время считается, что он создал лишь около 34–37 произведений.
С тех пор репутация Вермеера значительно улучшилась. Историки искусства долго искали неизвестные картины этого художника. Ценность его произведений стала причиной появления успешных подделок в 1930-х годах.
Наиболее успешным фальсификатором был голландский живописец Хан ван Мегерен. Он создал несколько работ, которые были проданы под видом произведений Вермеера, включая картины, предназначенные для руководителей нацистской Германии. Эта история привела к гибели ван Мегерена и стала источником конфуза для выдающегося мастера атрибуции картин Абрахама Бредиуса.
В конце XIX века четыре картины Вермеера принадлежали российским коллекционерам. На вилле Демидовых под Флоренцией можно было увидеть картины «Географ» и «Офицер и смеющаяся девушка». Выдающийся меценат и историк А. А. Половцов показывал гостям своего дома на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге картину Вермеера «Хозяйка и служанка». Однако впоследствии ни одной картины этого выдающегося художника не осталось в России.
Русский живописец Илья Семёнович Остроухов был выдающимся собирателем произведений искусства. Он использовал метод интуитивной, так называемой «знатóческой» атрибуции, чтобы определить авторство картин. В его мастерскую «шла вся Москва». Он любил давать оценку с первого взгляда. Сам художник говорил: «Пусть искусствоведы представят мне хоть кипу документов в подтверждение своей атрибуции — если я вижу, что это не Рембрандт, значит, это не Рембрандт!» Остроухов делал тончайшие наблюдения, доверяясь своему чутью художника, а про то, что ему не нравилось, говорил просто: «чепуха и дрянь».
Однако однажды судьба сыграла с ним злую шутку. Коллекционер Дмитрий Иванович Щукин, один из трёх братьев, московских собирателей живописи, показал Остроухову картину, которую купил по случаю. Знаток посмотрел на неё и бросил своё обычное: «чепуха и дрянь». Щукин продал картину, а потом оказалось, что это было неизвестное тогда произведение Яна Вермеера, художника, чьи работы до сих пор не представлены в России.
«А теперь „Аллегория“ Вермеера, — писал Эфрос, — висит в Гаагском музее, утверждённая в своём великом звании… Останься она у нас — это был бы единственный Вермеер русских музеев». Остроухов так и не признал своей ошибки и даже настаивал на том, что искусствоведы обладают «свиным глазом» и не видят живописи.
Отвергнутую Остроуховым картину купил выдающийся голландский искусствовед, коллекционер и мастер атрибуций Абрахам Бредиус. В 1889–1909 годах он был директором картинной галереи Маурицхёйс в Гааге. В настоящее время «Аллегория веры» Вермеера хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696 года после смерти Якоба Диссиуса, значилась 21 картина Вермеера. В настоящее время исследователям известны 16 из них.
В настоящее время достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера, ещё 5 — спорными. В российских собраниях произведения Вермеера отсутствуют. В 2018 году галерея Маурицхёйс в Гааге и онлайн-платформа Google Arts & Culture создали виртуальный музей, в котором представлены все известные произведения Вермеера.