Найти тему
Где-то рядом

Питер. Врата, которых нет

11 января 2025 г.: ссылки для скачивания полного отредактированного перевода книги "Врата, Которых Нет" ЗДЕСЬ.

Предыдущая глава: Дэйв

Питер долгое время занимался медитацией: Трансцендентальная медитация, дзен, випассана. Когда я спросила, что он ожидает получить от нашей работы, он ответил, что стремится жить в настоящем моменте. Мы увидели, что настоящий момент – это единственное, что есть, и что к нему нет необходимости стремиться. – Е. Н.

Питер: Не могла бы ты поработать со мной один на один, используя метод Прямого Указания? Я был бы очень благодарен. У меня могут возникнуть некоторые проблемы со свободным временем, так как я сейчас занят в летней школе. Но я обязательно найду время.

Елена: Конечно. Проблемы со свободным временем – это как раз кстати, поскольку я тоже немного занята, но я найду время для тебя. Мне нравится, что ты с самого начала выразил благодарность. Как я могу не помочь?!

Я предлагаю следующее. Пока мы общаемся, я бы хотела, чтобы ты постарался не читать ни одного форума в интернете и отложил книги в сторону – потрать своё время на то, чтобы смотреть. Именно для этого мы здесь вместе, и давай сделаем это продуктивно. Договорились?

Питер: Привет, Елена. Да. Хорошо. Спасибо, что согласилась.

Я потратил некоторое время на наблюдение событий за последнюю неделю или около того и хотел бы попробовать углубить его с помощью этой практики диалога. Мне кажется, что с помощью этого метода я смогу продвинуться дальше, чем с помощью простого самоанализа, поэтому я думаю, что мне стоит попробовать.

Я обнаружил, что в некоторых случаях, когда я ищу себя, я осознаю отсутствие. Там есть «ничто», что в некотором смысле удивительно.

Это похоже на то, как если бы я весь день ходил и думал, что у меня в кармане есть деньги, а потом пошёл заплатить за что-то и обнаружил, что денег нет. Это немного дезориентирует и сопровождается некоторыми физическими ощущениями.

Так что довольно часто, когда я ищу себя, я испытываю именно это. И это не что-то совершенно новое, я и раньше замечал это время от времени, но это не то, что я намеренно развивал. Я замечал это во время таких практик, как випассана, а также и в повседневной жизни.

Елена: Скажи мне, что ты ищешь? Внимательно посмотри и напиши, что именно ты ищешь.

Питер: Жить в настоящем моменте. Это звучит как клише, но я верю, что это именно то, что я ищу.

Елена: Так чего же не хватает?

Питер: Возможно, я действительно живу в настоящем моменте, но зачастую моё поведение не отражает этого. В нём преобладают истории: мысли о настоящем или прошлом. Фантазии, беспокойство, размышления. Поэтому я не знаю, чего-то не хватает или наоборот, есть что-то «лишнее».

Елена: Увидь, что есть только настоящий момент. Ничего больше. Всё остальное, что ты упоминаешь, – это мысли/ощущения. Это правда?

Мне нужны ответы, исходящие исключительно из ощущений твоего тела. Прежде чем что-то ответить, перенеси свой разум в сердце. Затем внимательно посмотри. И только потом пиши.

Питер: Я потратил некоторое время на наблюдение. И обнаружил, что каждый раз, когда я смотрел, происходил сдвиг. И если я продолжал смотреть, это ощущение становилось непрерывным и похожим на состояние. Как звук колокола, в который бьют снова и снова, в конце концов становится непрерывным. Это продолжалось в течение нескольких часов. Ты это имела в виду?

Елена: Нет.

Мой вопрос очень прост: что ты ищешь здесь, в своей практике, в этой работе, которую мы сейчас делаем? Чего ты хочешь достичь? Чего тебе сейчас не хватает?

Питер: Конечно. Что касается духовных практик, то я давно медитирую, но не очень усердно! Я начал заниматься Трансцендентальной медитацией, когда был подростком (сейчас мне за сорок). Для меня это был очень позитивный опыт, хотя опыт общения с самой организацией был не таким уж позитивным.

Думаю, главным для меня было то, что это было очень радостное погружение в медитацию, которое помогло мне справиться со стрессом. Это было знакомство с блаженством и подобными вещами. Спустя некоторое время я перестал добиваться успехов и потерял мотивацию.

В конце концов я перешёл к более буддистским видам медитации, дзен и с недавних пор випассане. Пару лет назад я стал больше интересоваться ими, и с тех пор у меня появились новые результаты, которые побудили меня к дальнейшим исследованиям:

Я никогда не добивался больших успехов в дыхательной медитации (предпочитая мантры), но внезапно это стало проще, и я ощутил, что дыхание совершенно отделено от тела, что оно занимает пространство, не ограниченное телом и даже не особо привязанное к «моему телу».

После прочтения книги Дэниела Ингрэма я стал гораздо легче замечать непостоянство. Кроме того, я стал лучше осознавать переживания, происходящие в пространстве «не-я». Так, например, ощущение ходьбы легко распадается на очень мелкие частицы ощущений, похожие на снежинки.

И стало ясно, что эти частицы появляются и исчезают сами собой, без каких-либо усилий с моей стороны, и что на самом деле они не привязаны ни к чему, что называется «мной». Я также начал осознавать возникновение и прохождение этих событий в непрерывном потоке, а также пространство вокруг этих событий.

Вскоре после этого момента я начал осознавать «ничто». Я не знаю, как ещё это описать, но иногда у меня возникает ощущение скорее отсутствия, чем присутствия. Я уверен, что оно было всегда, но по какой-то причине я сейчас начал его осознавать, тогда как раньше не замечал.

Иногда я ощущаю себя наблюдателем, подобно камере, записывающей все мои переживания. В других случаях (и это довольно трудно объяснить!) камера и объект наблюдения как будто едины, или же существует бесконечное число «камер» осознания, пронизывающих все явления.

Обычно это происходит после выполнения какой-либо практики, основанной на вопросах: «Как я переживаю настоящий момент жизни» или «Что это?», «Где находится “я”?» и т. п.

Как я уже сказал, я не очень тщательно придерживаюсь принципов традиционной медитации – многое я вижу во время прогулок, занятий спортом и т. д., наряду с сидением в медитации.

Надеюсь, это поможет!

Елена: Что для тебя «я»?

Питер: Я бы начал с живого тела – нет живого тела, нет и меня. Поэтому я = тело.

Елена: Правда? Или ты просто высказываешь предположения? Ты действительно веришь, что ты – это тело?

Я не собираюсь вступать с тобой в дискуссию. Ты тот, кто должен смотреть. Так что если ты веришь, что ты – это тело, тогда посмотри внимательнее. Какой частью тела ты являешься? Какой именно частью?

Если не получается, то попробуй отсечь каждую часть тела и посмотреть, что останется. Можешь ли ты найти там «себя»?

Действуй.

Питер: Нет другого способа общения, кроме как с помощью языка, концепций. Я не могу передать тебе своё переживание.

Если я посмотрю, то не смогу увидеть «себя как тело». Смотреть и переживать себя – несовместимые действия. Если я смотрю, то всё, что я испытываю, – это смотрение. Так что, возможно, «я» – это «моя уникальная точка зрения на происходящее».

Но, конечно, я не могу смотреть на свою точку зрения. Поэтому в таком случае я могу сказать, что моей точки зрения не существует. Или можно сказать, что это похоже на муху на моём затылке – что-то существующее, но не доступное прямому взгляду.

Елена: Если бы жизнь твоей семьи зависела от того, насколько честно ты смотришь на реальность, ты бы не выдавал концепций. Ты бы объяснял, причём жёстко. Да, это будет выражено в концепциях, но основное внимание будет направлено на поиск истины, на то, чтобы донести её суть.

Так что прекращай разбрасываться идеями и смотри.

«Уникальное восприятие, когда ты смотришь» – это часть реальности, а «ты» – нет. Ты не существуешь. «Ты» – это мысль о «тебе». Мысль существует. Ты – нет.

Выясни, так ли это на самом деле. Потрать время. Выясни. И это не означает, что точка зрения не является уникальной – уникальная точка зрения существует. Но кому ПРИНАДЛЕЖИТ это уникальное восприятие? Это восприятие? Эта уникальность?

Кому? Выясни это. Копай. Исследуй, усердно, сделай это сейчас и не останавливайся, пока не докопаешься до истины.

Питер: Я смотрю и вижу явления – никакого «я» там нет.

Однако я также вижу поведение, которое, кажется, подразумевает наличие «я» – так же, как молитва, по-видимому, подразумевает существование Бога.

Когда я был ребёнком и начал сомневаться в существовании Бога, молитва показалась мне пустой тратой времени, и я перестал молиться. Но аналогичное поведение, которое я наблюдаю в себе, я назову его «самостью» – похоже, что оно продолжается независимо от того, верю я в него или нет.

Елена: Хорошо. Значит, если молитва прекратится, Бог как мысль исчезнет, но Бог как само Существование – нет, верно?

Здесь то же самое. Если ты отказываешься от поведения, меняешь поведение и т. п., то «я» не имеет к этому никакого отношения. Это просто мысль, ярлык. Существование само по себе является самостью во всех этих уникальных воплощениях.

Видишь ли ты, что жизнь – это просто проживание жизни? Там никогда не было тебя, объекта. Всё это время, если мы используем понятие времени, всё, что происходило – это жизнь, раскрывающаяся, формирующаяся в виде «Питера», «тебя».

Посмотри, сможешь ли ты найти единорога в своей комнате. Если я попрошу тебя об этом, ты даже не попытаешься его найти – ты знаешь, что его не существует. Почему же ты ищешь и ищешь «я», которое является тем же самым – мыслью, ярлыком?

Смотри глубже. Расскажи мне, что ты видишь.

Питер: То, что я вижу сегодня: нет никакой разницы между внутренним и внешним. Просто материя взаимодействует с материей. Так что во внутренней части нет ничего особенного.

И это заставило меня задуматься – неужели это как быть роботом? Робот ничем не отличается от материала, из которого он сделан – в нём нет ничего «дополнительного». Если у него есть ощущение наличия «я», то это всего лишь программа.

Но потом я подумал: нет, робот – это всё же нечто отделённое от своего окружения, от своего контекста. Но если внутри всё то же самое, что и снаружи, то нет никакого способа различать – нет оснований для такого разделения. Значит, не робот.

Все эти слова и ярлыки (не только относящиеся к «я», но, возможно, вообще все) – может быть, они вообще ничего не значат. Мне кажется, я вижу, что они просто паттерны, которыми обмениваются туда-сюда, как пение птиц. Есть этот паттерн, который перемещается туда-сюда, и каким-то образом мы получаем из него «я».

Я вижу, что это ощущение очень таинственное. Как оно возникает само по себе? Почему оно возникает здесь, а не там? Я не ищу ответов, просто замечаю, что это что-то очень странное.

Елена: Остерегайся концентрироваться на изучении концепций в своём исследовании. Изучай реальность. Внутреннее-внешнее – это то, что ты когда-то слышал, и теперь ты пытаешься вписать реальность в эту концепцию. С роботом всё было верно, но это больше дедуктивное рассуждение, чем взгляд на реальность.

Пение птиц – да, это хорошо. Покопайся в этом более тщательно. Мне это нравится.

Но говорить: «Есть этот паттерн, который перемещается туда-сюда, и каким-то образом мы получаем из него “я”»... Нет, нет никакого «я». Нет. Нет. Нет. Кто эти «мы», которые получают «я»?

Ты видишь это? Ярлык возникает из мысли, но он ни на что не указывает. Так ли это? Выясни.

Что касается того, почему ощущения возникают здесь, а не там – какая разница? Это отвлекающий манёвр, смени фокус, не отвлекайся. Вместо этого спроси – и выясни – откуда они приходят? Куда они НАПРАВЛЯЮТСЯ? Исходят ли они от «я»? Направляются ли они к «я»? Так ли это?

Ощущения – это часть реальности. Они существуют. Так же, как плоть, мысли, чувства – всё это часть реальности. Существования. Тебе не составляет труда обнаружить ощущение, чувство или мысль.

Так почему же так трудно обнаружить «я»? Почему оно такое туманное, иллюзорное? Ты не можешь точно определить его, как это можно сделать с ощущениями, мыслями или чашкой на столе.

Найди ответы на эти вопросы.

Питер: Хорошо, когда я смотрю сейчас, у меня возникает ощущение инверсии – течения, противоположного тому, что было раньше. Это напомнило мне название альбома группы, которая мне нравится, – «И тогда ничто вывернулось наизнанку»[1].

Елена: Посмотри на своё непосредственное переживание и напиши ещё раз. Существуешь ли «ты» в реальности?

Питер: Я немного занят на работе. Если смотреть в окно, то там есть свет, движение и т. п. В теле есть тепло, ощущения и т. п. Ощущение непрерывности от одного к другому. Нет ни обладания, ни причинности как таковых. Вот и всё.

То же ощущение, что и вчера, что что-то изменилось по сравнению с тем, что было раньше – трудно описать более чётко. Но ощущение хорошее.

Елена: Хорошо, отлично. Никакого обладания. А что такое «я»?

Питер: На этот вопрос нет ответа – слово «я» не связано ни с чем реальным.

Елена: Хорошо-хорошо, но звучит немного похоже на то, что ты повторяешь чужие слова. Вникай в детали, глубже. Копай. Выясни, реально ли это, и насколько это реально, и каковы границы этой реальности. Хорошо? Это то, что выходит за рамки простого согласия, это совершенно другой уровень, это исследование.

Питер: Нет проблем.

Итак, посмотрим на игру света на деревьях за окном… Как мы уже обсуждали, в процессе смотрения нет ощущения присутствия смотрящего, нет ничего, кроме тотальности смотрения.

А поскольку нет смотрящего, то нет и переживания прошлого или будущего, потому что эти понятия относятся исключительно к смотрящему. И есть ещё куча других вещей, которые просто перестают иметь значение по той же причине.

Таким образом, многие вещи, которые можно назвать «страданием», оказываются вне поля зрения, потому что им не за что ухватиться в этом ощущении простого бытия.

Поэтому это намного лучше и правдивее, чем старое поведение, которое укреплялось с самого детства, – которое кажется довольно странным с точки зрения простого бытия. Более того, мне кажется весьма болезненным размышлять над идеей «самости» и всем, что с ней связано: такими вещами, как вина, стыд, беспокойство.

Елена: Прекрасно, прекрасно.

Дай, пожалуйста, определение понятию «самость». Что такое «самость»? Что такое «я»?

Кто-нибудь проживает жизнь?

Питер: Ну, «самость» – это поведение. В основном вербальный/когнитивный/дискурсивный тип поведения, основанный на языке. Так что с этой точки зрения «я» – это слово. Тем не менее, это не значит, что оно указывает на что-то существующее в реальности.

Я полагаю, что можно иметь ярлык, за которым ничего не стоит, точно так же, как можно выписать чек, не имея денег в банке. Такое поведение не поддерживается онтологией.

Так что, кто-нибудь проживает жизнь? Нет, проживание жизни происходит только как переживание. Это безличный процесс. Есть переживание этого процесса, но это переживание не совместимо с владением им или отождествлением с ним.

Елена: Существуешь ли «ты» в какой-либо форме или виде в реальности?

Питер: Нет!

Елена: Ахахахаха! Это типа шутка?! Скажи мне, дорогой друг, как у тебя дела?!

Питер: Да, нет «меня» – это странно. Всё по-другому, но в то же время так же, как и раньше. У меня нет подходящих красивых слов, чтобы описать это. Вообще никаких слов. Но это освобождает, это точно.

Елена: Да. Посмотри на это следующим образом: Жизнь была здесь и раньше, а «я» никогда не было. «Я» было лишь концепцией, мыслями, ментальной конструкцией. Так что Жизнь всегда жила без «я», так сказать. И сейчас Жизнь «живёт». Так что же изменилось для Жизни? Ничего. Вот почему это так очевидно, так просто, так обыденно. Но так удивительно, как это можно было не заметить!

Итак, никакого большого взрыва, ты не стал святым или ангелом.

Ты стал естественным. Вот и всё. Свободный человек – воплощение, свободное от концепции «я».

Конечно, годы поддержания сохранности «я» создали множество напряжений/сопротивлений/ограничивающих убеждений в теле/уме. Требуется некоторое время, чтобы распутать эти «очаги напряжения».

Это было потрясающе, Питер. Мне действительно понравилось, как ты прошёл. И если ты помнишь, каким неопределённым ты был в начале, посмотри на ясность и простоту того, что было реализовано.

Огромное спасибо за освобождение сознания – каждый раз наступает расслабление в воплощении, расходящееся волнами и затрагивающее других, если можно так выразиться в этой несовершенной формулировке. Вот почему сейчас так легко пробудиться – это волна, цунами.

С большой любовью! Тепло тебя обнимаю.

Питер: Обнимаю в ответ! Ясность и простота, да… Я ждал целый день, чтобы ответить, просто чтобы посмотреть, что произойдет. Конечно, всё осталось по-прежнему – на самом деле больше ничего и не должно произойти. Спасибо, Елена, за всю проделанную тобой работу, это действительно очень помогло.

[1] Альбом американской инди-рок-группы Yo La Tengo «And Then Nothing Turned Itself Inside-Out».

Следующая глава: Гарсиус

Статья на сайте