Содержание
Введение ________________________________________________________________ 3
1. Архитектура – голос времени. ___________________________________________ 5
1.1. Собор Андрея Первозванного. Истоки. ____________________________________5
1.2. Григорий Павлович Кусков. _____________________________________________6
1.3. Русско-византийский стиль Собора. ______________________________________ 7
1.4. Архитектура Собора Андрея Первозванного. _______________________________8
2. Строения на территории Андреевского подворья __________________________10
2.1. Крестильный храм и колокольня ________________________________________ 10
2.2. Здание Духовной семинарии и святыни храма. ____________________________ 10
Заключение _____________________________________________________________ 12
Список использованных источников _______________________________________13
Приложение _____________________________________________________________14
Введение
Актуальность исследования. В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся различной давности достижения, сохраняющие способность перехода к новым поколениям в последующие эпохи.
Андреевский кафедральный собор в Ставрополе – одна из достопримечательностей города, которая пропитана историей.
Цельданного исследования – рассмотреть историю и архитектурные особенности Собора Андрея Первозванного.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю Собора Андрея Первозванного;
- изучить архитектурный облик Собора Андрея Первозванного;
- описать Крестильный храм, колокольню и Здание Духовной семинарии как часть Андреевского подворья;
- охарактеризовать святыни, хранящиеся в соборе.
Объект и предмет исследования:Объектом данного исследования являются православные храмы г. Ставрополь. Предметом исследования выступает Собор Андрея Первозванного.
Методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ, посещение Собора Андрея Первозванного.
Научная новизна проекта состоит в дополнении и уточнении сведений, касающихся истории Собора Андрея Первозванного, а также – в практическом исследовании знаний учащихся об этом православном памятнике православного зодчества.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении исторических и архитектурных особенностейСобора Андрея Первозванного и других храмов и соборов Ставропольского края.
Глава 1
1. 1.Архитектура – голос времени.
Архитектура, как любое искусство, служит средством выражения некой идеи определенной эпохи. Она является своего рода летописью. Это наиболее стойкое к разрушительному действию времени свидетельство о культуре и религии. Дошедшие до наших дней строения освещают нам этапы истории нашего края. Они рассказывают нам о видении наших предшественников в период возведения определённого здания.
История строительства православных храмов в Древнерусском государстве начинается в IX в., когда в 862 г. состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Русь вместе с принятием христианства получила и самый совершенный тип храма, способный языком своих архитектурных форм, наделённых глубоким символическим смыслом, выражать самый сокровенный смысл православного вероучения, быть своеобразной проповедью в камне.
В этой работе я хочу рассказать об истории и архитектуре собора Андрея Первозванного, который находится в г. Ставрополе на ул. Дзержинского, 157 (ранее ул. Вельяминовская). Он является одним из самых основных храмов всего Ставропольского края (см. Приложение 1)
1.2.Собор Андрея Первозванного. Истоки
Сначала главный храм Ставропольской и Владикавказской епархии возвели в краевом центре. Это была небольшая деревянная церковь, которая была построена, как писал краевед и историк Северного Кавказа И. В. Бентковский, «за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем церковно-административное учреждение и мужской монастырь», в 1847 году.
В 1897 году архитектор Григорий Павлович Кусков принял предложение спроектировать собор Андрея Первозванного на месте старой деревянной церкви.
Долгие годы оспаривалось авторство Кускова в создании Андреевской церкви. Но в архивных документах найдена автобиография, где он пишет: «Я в это время занимался и частной практикой в городе и в губернии, и по своим проектам, и под своим техническим надзором построил в городе Ставрополе Андреевскую церковь».
1.2. Григорий Павлович Кусков
22 (10) января 1871 года в станице Новонижнестеблиевской Кубанской области родился выдающийся архитектор Ставрополя, внесший заметный вклад в создание неповторимого облика этого города – Григорий Павлович Кусков (см. Приложение 2).
Получив образование в Петербургском институте гражданской инженерии, Григорий Павлович Кусков прибыл в Ставрополь в 1894 году. Впоследствии он внес неоценимый вклад в городскую застройку.
Свой дом архитектор построил в 1899 году по собственным чертежам на свои средства на усадебном участке супруги. Одноэтажный дом находится на улице Барятинской (ныне улице Комсомольской) дом 125 рядом с Ольгинской гимназией (см. Приложение 2), где училась дочь архитектора. Сегодня дом семьи Кускова является архитектурным памятником и находится под охраной.
Сначала Григорий Павлович получил должность младшего архитектора и занимался возведением складских и других подсобных помещений строящегося железнодорожного вокзала. Кусков быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре вступил в должность губернского архитектора, сразу приняв предложение спроектировать в Ставрополе церковь Андрея
Первозванного. Григорий Кусков предложил проект новой Андреевской церкви.
В 1914 году статский советник Григорий Павлович Кусков за свой труд был награжден светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования Романовых», а в первые же годы советской власти его как «церковного строителя» со всей семьёй выселили из собственного дома, и он вынужден был поселиться в двух комнатушках старенького флигеля своего усадебного места.
Скончался архитектор Кусков 09 января 1937 года почти в полной безызвестности. Сегодня помнят, что Григорий Павлович подарил множество зданий исторической части города и поэтому 21 сентября 2022 в честь 245-летия Ставрополя в Ленинском районе появилась улица, названная именем выдающегося архитектора Григория Кускова. Ранее улица носила имя Ильи Сургучева.
1.3. Русско-византийский стиль Собора.
Древнерусское храмовое зодчество начинается с крещения Руси. Христианство на Руси в качестве государственной религии было принято в 998 году. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение
Русско-византийский стиль один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1-й половины 19 века. Основан на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Основоположником Русско-византийского стиля принято считать
архитектора Константина Андреевича Тона. Тон выработал в рамках Русско-византийского стиля новый формальный язык русской церковной архитектуры. Распространению Русско-Византийского стиля способствовало издание Тоном нескольких альбомов образцовых проектов церквей, одобренных Николаем I для осуществления в провинциях. Данный стиль архитектуры был основан на той идее, что именно из Византии Древняя Русь приняла христианство и именно оттуда пришёл канон крестово-купольного четырёхстолпного храма. Предстояло разобрать все стены старой деревянной церкви, кроме подпирающей церковно-административное учреждение, пилоны (см. Приложение 3) и купол, а затем уже возвести стены на новых местах и новые пилоны, увеличить их толщину и высоту. Все части новой церкви внутри должны были иметь цилиндрические своды, опирающиеся на наружные своды и на подпружные арки. Таким образом внешний и внутренний облик храма вобрал в себя лучшие черты русского церковного зодчества.
И вот на месте деревянной церкви был возведен каменный собор, почти во всех деталях повторяющий храм Андреевского скита на горе Афон (см. Приложение 4).
1.4. Архитектура Собора Андрея Первозванного.
Большой четырёхстолпный однокупольный храм с богатой декоративной отделкой. Фасад здания, разделенный карнизами на три яруса, украшают полукруглые окна с декоративными кованными решетками и арочными наличниками. Над тамбуром возвышаются вытянутые главки. Восьмигранный барабан храма с большими полукруглыми окнами, капителями, венчается куполом из штампованных железных пластин, увенчанных вызолоченным крестом на удлиненной луковице, который как бы парит в голубизне неба. До революции этот храм был украшен
Глава 1
кипарисовым, полностью вызолоченным иконостасом. В росписи храма участвовал осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров.
Ныне действующий, он поражает куполом, богато украшенным каменной резьбой. Теперь это кафедральный собор святого Андрея Первозванного.
Глава 2
2.1. Строения на территории Андреевского подворья.
С храмом Святого апостола Андрея Первозванного связана одна из ярких страниц истории Русской Православной церкви периода Гражданской войны – проведенный здесь Юго-Восточный Русский церковный Собор.
В 30-е годы XX века Андреевский храм отобрали у верующих и превратили в архивное хранилище. Это сопровождалось уничтожением купола и внутренней перепланировкой. Вновь начал действовать храм в 1942 году. Сегодня в храмовый комплекс Андреевского собора входит крестильный храм и колокольня.
2.1. Крестильный храм и колокольня
В 1990 году была успешно восстановлена колокольня храма, сооруженная в 1888 году в честь празднования 900-летия Крещения Руси, по проекту Ставропольского архитектора Виктора Викторовича Аксенова. Поэтому и храм на первом этаже был освящен в память святого равноапостольного великого князя Владимира – просветителя Руси. При советской власти верхний ярус колокольни был разрушен. Остался лишь храм святого Владимира и несколько комнат над ним. На отстроенной заново колокольне установлен колокол весом три тонны.
2.2. Здание Духовной семинарии и святыни храма.
В трёхэтажном здании, которое расположено за собором, находится Духовная семинария. В нем находятся храм, посвященный святителю Игнатию, епископу Кавказскому и черноморскому, жилые комнаты, учебные аудитории, библиотека, столовая, лазарет и др.
В семинарском храме хранятся несколько святынь: на одной из икон находится частица мантии святителя Игнатия и древняя Плащаница.
В храме есть святыни вселенского значения: Частицы Животворящего Креста Господня, дивная икона Святого апостола Андрея Первозванного в алтаре, уникальная наличием частицы мощей самого апостола. В храме находятся мощи Святителя Феофилакта, частица мощей покровителя Кавказа Святителя Игнатия Брянчанинова, архипастыря Ставропольского, богослова, церковного писателя.
Почитаема прихожанами собора икона Святой Троицы, исполненная когда-то в женском Иоанно-Мариинском монастыре города Ставрополя. Образ, имеющий уникальный оклад, шитый золотом, несколько лет назад пережил чудесное обновление, а это, считают верующие, знак Божественной благодати. Есть новые иконы, такие как Святокрестовская, написанная после буденновской трагедии: на ней запечатлена Богородица, молящаяся у креста, по видению одной из буденновских страдалиц.
Заключение
При изучении архитектуры Собора Андрея Первозванного возникает необходимость обратиться к истории православной религии, к истокам ее развития. И сердце наполняется чувством патриотизма, уважения к предкам, к историческому прошлому и настоящему нашего края и страны.
Список литературы и источников
https://atvmedia.ru/materials/gorod-arhitektorov
https://helperia.ru/a/sobor-andreja-pervozvannogo
https://fb.ru/article/445241/stil-i-arhitektura-tserkvey-rossii
https://news.myseldon.com/ru/news/index/266198066
https://news.myseldon.com/ru/news/index/265228236
Приложение 1
Собор Андрея Первозванного (г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 157)
Приложение 3
По проекту Григория Кускова от первоначального здания был сохранен пилон внутри Собора, подпирающий церковно-административное учреждение.
Из википедии: Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
Приложение 2
Григорий Павлович Кусков (22 января 1871 г. – 09 января 1937 г.) - внес значительный вклад в создание неповторимого облика города Ставрополя.
Одноэтажный дом семьи Кускова. Адрес: г. Ставрополь, ул. Комсомольская, д. 125. Сегодня дом семьи Кускова является архитектурным памятником и находится под охраной.
Приложение 4
Собор Андрея Первозванного почти во всех деталях повторяющий храм Андреевского скита на горе Афон.
Несколько слов из истории: мало кто знает, что Андреевский скит – первое русское общежитие на Афоне (имеется в виду возобновление русского монашества в XIX в.). В 1849 г., когда был основан Андреевский скит, на Афоне не было ни одной обители великороссов. История Андреевского скита, тесно связана с Россией. Но и сам дух обители, уклад, обычаи имеют русский отпечаток.