Есть фильмы, которые оставляют след, даже если мы не стараемся их запомнить. Однако есть фильмы, которые не запомнить просто невозможно. Таким фильмом для меня стал пятый фильм корейского режиссёра Пак Чхан Ука, который входит в его, так называемую, «Трилогию о мести».
«Олдбой» рассказывает историю О Дэ Су, мужчины средних лет, который внезапно исчезает во время пьяной вечеринки в ночь дня рождения своей дочери. Он просыпается и обнаруживает себя заключенным в комнате где нет окон и где невозможно понять куда ты попал. Проведя в этой комнате пятнадцать лет, без объяснения причин его заключения. В комнате есть теливизор, по которому идут телевизионные новости, где рассказывают об убийстве его жены и о том, что его, исчезнувшего, считают виновным в этом преступлении. После того, как его неожиданно схватили, его также неожиданно, без объяснений, освобождают.
Пройдя через серию странных событий, О Дэ Су узнает, что у него не так много времени, чтобы узнать причину убийства своей жены и виновника его заключения...
Хотя после выхода «Олдбоя» прошло уже около 20 лет, он по-прежнему остается самым узнаваемым фильмом режиссёра. Образ О Дэ Су с постера, ухмыляющегося и размахивающего молотом, готового вступить в бой, узнаваем во всем мире. Эта сцена боя в коридоре, снятая одним кадром, стала важной сценой мирового кинематографа. Эта сцена вызывает воспоминания о зрелещных драках «один против многих» в фильмах Брюса Ли, особенно в его фильме «Путь дракона».
Тема случая играет важную роль в фильме. Речь идет о том, как незначительный момент для одного человека, для другого будет сокрушительным и приведет к бесконечному разрушительному циклу, где есть место только боли и мученияи.
В «Олдбое» нет прямого и легкого пути к какой-либо развязке, и нет правильного героя. У каждого героя своя собственная реальеость. Реальность же - это то, что создает каждый персонаж для себя лично. Вопрос, который волнует зрителя, в том, какая реальность победит в конечном итоге?
Поскольку «Олдбой» - это один из фильмов трилогии «О Мести», то неудивительно, что месть занимает центральное место и в этом фильме. Однако, как и в других фильмах трилогии, вопрос о том, кто же ищет мести, не всегда понятен: протагонист или антагонист?
Режиссура фильма потпясающа, она очень сильно стилизована и детализована. Камера тут часто скользит по пространству самом в начале сцены, позволяя зрителям акклиматизироваться к обстановке, и только после этого происходит действие. Многие сцены снимаются сверху, создавая ощущение, что главные герои всего-лишь марионетки в руках каких-то других сил...
Фильм не обошелся без критики, однако был принят достаточно хорошо. Время расставиоо всё по местам и теперь этот фильм считается признанной классикой.
«Олдбой» это один из главных продуктов «корейской новой волны». Это также в равной степени греческая и якобинская трагедия, пропущенная через постмодернистскую призму и эстетику. Это крайне жестокий и сложный для просмотра фильм с тяжелыми отсылками к эдиповому комплексу. Многим данный фильм покажется непростым и, по понятным причинам, трудным для восприятия. Однако спустя двадцать лет после выхода он по-прежнему остается ярким и, несомненно, стоящим внимания фильмом.