Женщина с какой-то роковой, хищной красотой, которая, казалось бы, должна была крушить царства, прожила жизнь прилежной супруги и матери, а позже - преданной вдовы и труженицы.
Я не поклонница творчества Александра Вертинского, и вообще он мне не нравится и никогда не нравился. А здесь вдруг попалась на глаза фотография его жены, Лидии Владимировны Вертинской (урождённой Циргвава) (1923-2013 гг.), и я поймала себя на мысли, что ничего, по сути, не знаю о ее происхождении и жизни до брака. Этой жизни, кстати, было не много - замуж она вышла рано.
Ну так вот.
Разбирала я все это исключительно для себя.
Что удалось узнать.
Отец.
Отца красавицы звали Владимир Константинович Циргвава.
О его прошлом я данных не нашла. Кое-где говорится, что он был из грузинского княжеского рода. Ничего не имею против, но есть списки грузинских княжеских родов, и там такой род не указан.
Встретила упоминание, что это была мегрельская семья, которая состояла в родстве с княжеским родом Дадиани (они владели Мегрелией) - но без детализации.
Однако он однозначно был грузином, полностью или наполовину.
Потому что, судя по воспоминаниям дочери, активно участвовал в жизни грузинской диаспоры, и сама она в детстве ходила в грузинскую школу и учила грузинский язык.
Владимир Константинович указывается как советский служащий.
Работал он, по крайней мере с 1923 года (когда родилась Лидия) и до 1933 года (когда он внезапно умер), в Харбине, в Манчжурии, в управлении Китайско-Восточной железной дороги.
Здесь тоже не все понятно.
Во-первых, как он попал в Манчжурию?
Встречала версию, что сюда переехали его родители. Которые или сменили место жительства до революции, потому что отец семейства был военным и здесь служил, или эмигрировали в 1917 году.
Владимир Константинович был намного старше своей жены, то есть уже был человеком не первой молодости в 1917 году, так что версия, что его родители были белоэмигрантами и увезли с собой детей не проходит. А если его отец был военным, и служил в Манчжурии, да так там и остался, выйдя в отставку и занявшись пчеловодством, значит семья приехала в эти места до 1917 года и не имеет отношения к белой эмиграции.
Кстати, об этом писал и Александр Вертинский:
...Отец моей жены был всю свою жизнь до смерти советским гражданином; он служил на Китайско-Восточной железной дороге, которая, как известно, обслуживалась советскими служащими … Эмигрантом он никогда не был, и дочь его так же не могла считаться эмигранткой...
У Владимира Константиновича были брат и сестра: Варлаам Константинович и Александра Константиновна. Которые жили в Кутаиси. Что только еще больше все запутывает.
Второй вопрос касается места работы на Китайско-Восточной железной дороге.
Дело в том, что ситуация с этой дорогой в те времена была весьма сложная.
Открыта дорога была в 1903 году, и стала причиной многих конфликтов сперва Российской империи, а затем СССР в этом регионе. Понятно, что дорога была важна для экономики этих мест, и тот, кто владел ею, владел регионом.
Отсюда трения с Японией и Китаем.
Плюс еще революционные события в самой России.
Так вот не известно - когда начал и когда закончил работать на железной дороге отец Лидии.
Дело в том, что дорога после революции переходила из рук в руки, там происходили постоянные кадровые чистки и в 1924 году пришли к положению, что работать на этой дороге могут только советские граждане и китайцы. Поэтому сотрудники дороги, которые там работали и не были советскими гражданами начали массово это советские гражданство получать.
Однако в 1929 году произошел советско-китайский военный конфликт и всех советских подданных с ж/д в очередной раз вычистили. Многих отправили на родину за счет китайской стороны. Произошли массовые увольнения. Затем регион вообще захватила Япония (1931 год), создала здесь марионеточное государство Манчжой Го и в 1934 году отобрала ж/д у СССР.
Одновременно в Харбине была огромная русская диаспора. Белоэмигрантская, так сказать.
И вот странно выходит, что по воспоминаниям Лидии Вертинской с одной стороны ее отец в это время был, по идее уже советским гражданином, а с другой стороны ориентировался в общении исключительно на эмигрантскую диаспору, пусть и грузинскую. Это что - никак не отслеживалось?
В общем - мне не понятно ничего - ни происхождение Владимира Константиновича, ни его образование, ни обстоятельства появления в Харбине, ни сроки работы и вид деятельности на железной дороге.
Но меня очень умиляет, что он часто описывается в восторженных тонах, как князь, аристократ, утонченный и высокообразованный человек. Ну еще бы! Вертинский из себя тоже барина играл...
Единственно, что складывается - Владимир Константинович мог работать на ж/д до революции, к примеру, возвращаться на историческую родину не собирался, но принял советское подданство чтобы остаться работать на прежнем месте... Только потом по любому его должны были оттуда вычистить - еще до его смерти. Которую как бы не все эти нервы и ускорили.
Родственников на момент его смерти у семьи в Китае не было. Девочка с матерью переехали в Шанхай к крестной Лидии, которая была, благодаря удачному браку, состоятельной женщиной.
Мать.
Мать Лидии Вертинской Лидия Павловна Фомина, была строгой неласковой женщиной. Опять таки, насколько у меня складывается картинка - она родилась, или по крайней мере первую половину жизни провела в Манчжурии.
Данные о ее происхождении тоже странные.
Ее дед жил в Забайкалье. Был якобы человеком состоятельным, но явно простым (в некоторых описаниях его называют старообрядцем). У этого деда были сын и дочь. Сын пошел в революционеры (???), а дочь Агриппину дед выдал замуж за некоего донского казака Илью. Который был беден и вообще непонятно, как попал в Забайкалье. Илья оказался игроманом.
В 1904 году он решил из Забайкалья переехать в Америку, но что-то пошло не так, и пара застряла в Манчжурии.
Вот данные из архива об этой Агриппине:
То есть тот самый Илья - донской казак (по семейному преданию, насколько я понимаю), это Козулин Илья Петрович. Первый муж Агриппины - Агрофены и отец всех ее детей.
Илья, опять, насколько понимаю, по семейному преданию, потом получил письмо от матери - что она лежит при смерти - уехал, гнал лошадь, чтобы успеть, в итоге с этой лошади упал и разбился насмерть.
Агриппина вышла замуж еще раз.
Ее вторым мужем, отчимом всех ее детей был (данные из архива):
Фомин Павел Спиридонович
Родился 15 октября 1873 г. в с. Высоковском Рязанской губ.; вероисповедание – православный, национальность – русский. Малограмотный. Чернорабочий. Безработный. Прибыл в Маньчжурию в 1900 г. из села Высоковского Рязанской губернии. Политические убеждения – монархист. В общественных, политических организациях не состоял. Семейное положение – женат.
Жена – Козулина (Проскокова) Аграфена Афанасьевна (23.07.1875 г.р.); пасынки: Василий Ильич (1903 г.р.), Иван Ильич (1908 г.р.); падчерицы: Лидия Ильинична (г.р. не уст.), Александра Ильинична (1898 г.р.).
Видимо, детей он усыновил/удочерил, поэтому мать Лидии Вертинской позже фигурирует как Лидия Павловна Фомина.
Она, как видим, была очень простого происхождения.
И возникает вопрос - если ее супруг действительно был, как его иногда представляют, утонченным и образованным грузинским аристократом - каким образом он на ней женился? В период, когда от разнокалиберных чистокровных русских дворянок в Харбине прохода не было? Да и грузинская диаспора там тоже была неплохо представлена.
Ну или не стоит простого служащего, возможно образованного человека (мы о нем пока ничего не знаем) тянуть на какие-то сомнительные высоты - тогда все становится на свои места.
А пока...
У меня пазл не складывается.
Выпадают большие куски. Со стороны отца красавицы Лидии.
Восточная кровь, конечно, придает благородные черты ее облику, и рассказы о ее возвышенном происхождении тоже достаточно широко известны.
Но... у меня нет четкости понимания, кто, как и почему.
И в голове все время сидит любовь Александра Вертинского наводить тень на плетень и изображать из себя породистого аристократа - при более чем скромном происхождении. Здесь как-то тоже... Вроде и есть информация, но фрагменты не складываются в картину высокой породы и аристократических кровей. О которых до сих пор с придыханием рассуждают поклонники этой пары. Приписывая Лидии Владимировне даже и царское происхождение. Все таки, мне кажется, люди путают аристократию и обычное дворянство, которое максимум, может быть, здесь мелькнуло.
Кстати, в грузинской Википедии есть статья о Лидии Вертинской. Там говорится, что ее отец был грузином, сыном человека переехавшего в Китай и занимавшегося пчеловодством, что он работал на ж/д, но ни слова не сказано о его благородном происхождении. Что странно, если бы оно было.
Вот фамилия Циргвава на грузинском: წირღვავა. Перерыла все - таких аристократов не обнаружила.
Если что-то знаете, чего я не смогла найти - просьба поделиться.
Интересно очень.
П.С. Статья менялась по мере того, как некоторые комментаторы давали наводки на новую информацию. Но ее суть в целом не изменилась.
Так же хочу пояснить, для отдельных воспалившихся комментаторов, по мнению которой я хочу царицу низвести до плебейки - я хочу разобраться. И только. И - да, я не понимаю, зачем люди явно скромного происхождения приписывают себе какие-то невероятные аристократические корни. Что это добавляет к их красоте или талантам? Тем более, что реальные аристократы (я не о дворянах, а об аристократах - потомках властительных родов), не теряют своих. Все родственники там учтены и сегодня.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!