Во второй день настала типичная Питерская пасмурность, местами дождь. Но, как говорится, для туриста дождь в Питере - часть аттракциона. 😁
Казанскому собору, который был первым пунктом программы, такая погода очень даже к лицу.
Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, он действующий, с ежедневными богослужениями, но одновременно это и туристическое место. Вход свободный, есть и платные экскурсии с посещением обзорной площадки на крыше и музея в крипте собора.
Кри́пта - это подземные и полуподземные помещения в храме, которые служили для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
Изначально на этом месте была построена каменная придворная церковь, но спустя некоторое время было решено придать ей более парадный вид. Император Павел I задумал превратить ее в огромный собор, похожий на главный храм католического мира - собор Святого Петра в Ватикане. Но несмотря на задание, вопрос о прототипе остается до конца не решенным: не все считают, что Казанский собор похож на собор Святого Петра.
Проектов было несколько, но ни один из них не был одобрен. В итоге граф Александр Строганов, куратор строительства, сумел добиться того, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному Андрею Воронихину. Таким образом он рассчитывал прославить и свое имя тоже.
Интересный момент состоит в том, что по православной традиции главный фасад со входом должны быть обращены на запад. Условия же плана требовали, чтобы постройка "смотрела" на север, на Невский проспект: центральная магистраль города как-никак. Воронихин решил эту проблему, оформив площадь с северной стороны от собора колоннадой с порталами-проездами по краям. Так что этот популярный, всем известный вид собора - на самом деле вид на него сбоку. Также, благодаря колоннаде купол храма с этого ракурса кажется расположенным в центре постройки, хотя это не так.
Проект Казанского собора предполагал наличие колоннады с обеих сторон, однако южная колоннада так и осталась нереализованной.
Строительство собора началось в 1801, завершилось в 1811 году и обошлось в 4,7 млн рублей, изначальная смета была примерно 2,8 млн. Жалованье архитектора составило 3000 рублей в год, что было большой суммой по тем временам. Например, рабочий-каменщик получал не более 300 рублей в год. Помимо этого Воронихина наградили орденом Анны второй степени с пожизненной пенсией.
Орден Святой Анны 2-й степени – это российская награда, учрежденная в 1797 году. Вручалась военным, а также гражданским лицам, отличившимся на государственной службе.
Собор был построен из отечественных материалов силами русских мастеров. Подавляющее большинство строителей были бесправными крепостными крестьянами, чей рабочий день длился с четырех часов утра до девяти часов вечера летом и с пяти часов утра до восьми часов вечера зимой.
Значительную помощь в строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов, предоставляя территории для мастерских и складов, а также выделяя солдат для выполнения сложных и трудоемких работ.
Внутреннее пространство собора впечатляет: огромный зал с 56-ю монументальными колоннами из выборгского красного гранита с бронзовыми капителями, выложенный несколькими тысячами плит из шокшинского камня и олонецкого мрамора пол, богато украшенный интерьер, который дополняют панно, барельефы и иконы...
В разное время к храму относились по-разному.
Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада».
Немногим позже отношение к собору изменилось: "Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело" (Ф. Ф. Вигель, государственный деятель).
В начале XX века собор снова был реабилитирован. Осип Мандельштам в стихотворении сборника "Камень" писал о нем:
«На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,
- И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук»
Казанский собор производит впечатление. Полумрак, тишина (не абсолютная, конечно, но по сравнению с шумом города очень приятная), гармония форм, роскошь убранства - всё это пришлось мне по душе.
Ну а мы переходим к другому замечательному месту - Дому Книги, который находится на другой стороне Невского проспекта и является одной из визитных карточек северной столицы.
До того, как было построено здание, которым мы теперь имеем возможность любоваться, на этом месте находился каменный особняк, изначально принадлежавший аптекарю по имени Карл Имзен. Помещения в нем сдавались в коммерческую аренду. Во второй половине XIX века здание приобрела семья Жуковских, у которых в 1900 году "Зингер" и выкупила участок за сумму более 1 млн рублей.
Изначально планировалось здание в восемь этажей (по другим источникам - 11), но высотность пришлось снижать, поскольку В Петербурге действовало правило: постройки не должны были быть выше Зимнего дворца.
При строительстве применили новейшие достижения техники: металлические каркасы в конструкции позволили увеличить размеры окон, водосточные трубы спрятали в стены, снег с крыши убирался механизмом паровой очистки, а в самом здании было отопление, системы вентиляции и кондиционирования, лифты.
На куполе здания установлен стеклянный глобус, который раньше был опоясан металлической лентой с надписью золотыми буквами "Зингер", что символизировало распространение продукции компании на весь мир.
До революции в здании располагалась штаб-квартира и магазин "Зингер", после же здание национализировали, отдали под различные учреждения и конторы, включая "Дом книги".
На первом этаже много сувениров: открытки, чашки, конфеты. И книги, конечно, включая книги об истории здания.
Поднимаемся на второй этаж.
Мимо стеллажей проходим к главной цели нашего визита (помимо осмотра самого книжного) - кофейне с видом на Казанский собор.
Латте на безлактозном и капучино - 720 рублей.
Столики, конечно, все были заняты, но нам повезло - один освободился.
Возле окон есть и диванчики без столиков, люди фотографируются на них. Я попросила дать мне секундочку на кадр во время смены "моделей". 😁 Реквизит остался, но так даже лучше.
Теперь спускаемся вниз, на -1 этаж.
На стенах -плакаты с фрагментами истории Дома книги.
Следующим пунктом маршрута в этот день был мозаичный дворик на Фонтанке. До него мы прогулялись через Михайловский и Летний сады, которые, кстати, возникли в одно время, в начале XVIII века.
Михайловский сад по началу звался Третьим летним садом, и в нем, помимо Екатерининского дворца (для супруги Петра I - Екатерины I), были фруктовые деревья, оранжереи и теплицы, а также пруды, в которых держали рыбу. Дворец находился на месте нынешнего павильона Росси (на берегу Мойки).
Проходим мимо Михайловского дворца, построенного в XIX веке для Михаила Павловича, сына императора Павла I и младшего брата императоров Александра I и Николая I. В нем находится Государственный Русский музей.
Переходя Фонтанку, можно увидеть Михайловский (или Инженерный замок). Построен раньше, чем дворец, и назван так по находившейся в нем церкви Михаила Архангела. Второе название - по находившемуся в нем с 1812 года Главному инженерному училищу.
Входим в Летний сад, который создавался как резиденция Петра I, и был изначально закрытым для публики.
Возможно, пасмурный осенний день - не самое лучшее время, чтобы увидеть всю красоту Летнего сада. Например, порассматривать растения в "Красном саду", который по сути является аптекарским огородом. На его грядках в петровские времена выращивались овощи, «аптекарские», «поваренные» и «курьезные» травы, душистые и пряные растения. И сейчас тоже выращиваются, но чем дальше в холода, тем меньше красоты остается.
В Летнем саду было много фонтанов и мраморных скульптур итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII веков. Все они неоднократно реставрировались, и в итоге скульптуры были заменены на копии из искусственного мрамора, поскольку, стоя под открытым небом, неизбежно разрушались, да и вандалы тоже способствовали этому.
Что касается фонтанов, они и система их водоснабжения были разрушены еще в 1777 году наводнением, и восстановлены только в 2009-2011 годах.
Выходим из сада, переходим Прачечный мост, направляемся к мозаичному дворику. Он совсем рядом.
А вот и вход в мозаичный дворик!
Когда-то это был обычный питерский двор, но с 1984 года его облик стал меняться.
Заслуженный художник России Владимир Лубенко вместе с учениками Малой академии художеств постепенно украсили его скульптурами, панно и барельефами, отделанными мозаикой.
Каждый арт-объект представляют собой самодостаточное художественное произведение, при этом все вместе они образуют единую гармоничную композицию.
Дворик считается музеем под открытым небом. Говорят, в солнечную погоду тут очень красиво. Но даже и в пасмурную неплохо, согласитесь?
Тем временем, мы движемся дальше. Мимо шахматного клуба, у входа в который на стене нарисована тематическая картина.
Зашли за горячими напитками в пиццерию. На улице довольно-таки прохладно.
И далее, до магазина азиатской литературы, рекламу которого я недавно видела. Стало любопытно, решила заглянуть.
Вот, собственно и он. Называется "Желтый двор". Маленький, красиво оформленный.
Я ничего не купила, потому что мне, в принципе, ничего и не было нужно. Художественная литература значительно дешевле на маркетплейсах, а специализированная или редкая мне пока не нужна. Но сам магазинчик оставляет приятное впечатление.
На этом запланированная часть сегодняшнего маршрута завершилась. Мама, с которой мы вместе гуляли, поехала домой, а я немного прошлась по Невскому, дождалась друга, мы перекусили и вместе погуляли по вечернему Петербургу.
Через Таврический сад мы вышли на Воскресенскую набережную.
Путь пролегал мимо двух памятников. Первый - жертвам политических репрессий, установленный в 1995 году.
Советские политические репрессии — преступная политика советских властей против широкого круга людей, признававшихся социально опасными для государства или строя по политическому, социальному, классовому, национальному, религиозному и иному признаку. Она осуществлялась как на основании антигуманных законов, так и путём прямого государственного произвола. Целями репрессий были удержание власти советским режимом, борьба с инакомыслием, запугивание общества, а также решение экономических проблем. Они выражались в различных формах: лишении жизни и свободы, ссылке, принудительном переселении, недобровольном труде, карательном помещении в лечебные учреждения, лишении гражданства, высылке из страны, а также лишении или ограничении других гражданских прав или свобод. (цитата из Википедии)
Центральные элементы памятника - два "метафизических сфинкса" с худыми телами и проступающими ребрами. Они являются переосмыслением древнеегипетских сфинксов, установленных на Университетской набережной.
Лица "метафизических сфинксов" разделены пополам. Половина, обращенная к домам, имеет юные женские лица. Обращенная же к тюрьме "Кресты", которая находится на другой стороне Невы и в которой содержались многие политические заключенные, - обнажившиеся черепа, отражающие трагическую судьбу этих людей.
Между сфинксами расположена конструкция из гранитных блоков, напоминающая крест, с тюремным окошком и терновым венцом.
Если посмотреть через это "окошко", то видно тюрьму "Кресты".
Немного поодаль находится другой памятник - кораблю "Полтава", который был назван в честь победы русской армии над шведами в Полтавской битве.
Полтавская битва - генеральное сражение Северной войны (война между Швецией и коалицией государств Северной Европы за прибалтийские земли и господство на Балтийском море, которая длилась с 1700 по 1721 год). После этой битвы Петру I удалось восстановить развалившийся Северный союз (союз нескольких стран против Швеции, который продержался почти до конца войны).
Он изображает корабль, построенный в 1712 году, в уменьшенном виде. Это был один из первых линейных кораблей, с 54-мя пушками, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе, причем в его проектировании и строительстве принимал участие и сам Петр I. Использовались новейшие достижения в кораблестроении.
"Полтава" стала одним из первых кораблей, который доказал, что Россия может создать собственный мощный флот и бороться за свою независимость на море.
Отсюда, через Литейный мост, мы отправились до Финляндского вокзала и разъехались по домам. Но завершить рассказ я хочу не на этом моменте, а показав красивую решетку Литейного моста и рассказав про один занимательный случай, связанный с ним.
В ночь с 13 на 14 июня 2010 года арт-группа «Война» провела на Литейном мосту художественную акцию, изобразив фаллос на дорожном полотне. После развода моста 50-метровый рисунок оказался прямо напротив здания управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу. И самое удивительное, что в итоге эта акция была отмечена премией «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» министерства культуры Российской Федерации в 2011 году. 😁
Спасибо, что дочитали до конца!