Найти тему
Гулять!

В Питер на три дня. День 2. Казанский собор, Дом книги (дом компании Зингер, мозаичный дворик)

День 1

День 3

Во второй день настала типичная Питерская пасмурность, местами дождь. Но, как говорится, для туриста дождь в Питере - часть аттракциона. 😁

Казанскому собору, который был первым пунктом программы, такая погода очень даже к лицу.

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, он действующий, с ежедневными богослужениями, но одновременно это и туристическое место. Вход свободный, есть и платные экскурсии с посещением обзорной площадки на крыше и музея в крипте собора.

Кри́пта - это подземные и полуподземные помещения в храме, которые служили для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
-2
-3

Изначально на этом месте была построена каменная придворная церковь, но спустя некоторое время было решено придать ей более парадный вид. Император Павел I задумал превратить ее в огромный собор, похожий на главный храм католического мира - собор Святого Петра в Ватикане. Но несмотря на задание, вопрос о прототипе остается до конца не решенным: не все считают, что Казанский собор похож на собор Святого Петра.

Придворная церковь. Фото с сайта https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/kazanskiy-sobor
Придворная церковь. Фото с сайта https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/kazanskiy-sobor
Собор Святого Петра в Ватикане. Фото взято тут: https://danbrown.fandom.com/wiki/Vatican_City?file=Vatican.jpg
Собор Святого Петра в Ватикане. Фото взято тут: https://danbrown.fandom.com/wiki/Vatican_City?file=Vatican.jpg

Проектов было несколько, но ни один из них не был одобрен. В итоге граф Александр Строганов, куратор строительства, сумел добиться того, чтобы работы поручили его протеже, бывшему крепостному Андрею Воронихину. Таким образом он рассчитывал прославить и свое имя тоже.

Перед собором стоят памятники русским полководцам: Михаилу Кутузову (он, к тому же, захоронен в этом соборе) и Михаилу Барклаю-де-Толли.
Перед собором стоят памятники русским полководцам: Михаилу Кутузову (он, к тому же, захоронен в этом соборе) и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Интересный момент состоит в том, что по православной традиции главный фасад со входом должны быть обращены на запад. Условия же плана требовали, чтобы постройка "смотрела" на север, на Невский проспект: центральная магистраль города как-никак. Воронихин решил эту проблему, оформив площадь с северной стороны от собора колоннадой с порталами-проездами по краям. Так что этот популярный, всем известный вид собора - на самом деле вид на него сбоку. Также, благодаря колоннаде купол храма с этого ракурса кажется расположенным в центре постройки, хотя это не так.

Казанский собор в плане представляет собой латинский (вытянутый) крест. Главный вход - в нижней части креста. Фото: http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Казанский собор в плане представляет собой латинский (вытянутый) крест. Главный вход - в нижней части креста. Фото: http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
70-80-е годы XX века. Фото с сайта pastvu.com
70-80-е годы XX века. Фото с сайта pastvu.com

Проект Казанского собора предполагал наличие колоннады с обеих сторон, однако южная колоннада так и осталась нереализованной.

Проект Казанского собора. Фото с сайта https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/kazanskiy-sobor
Проект Казанского собора. Фото с сайта https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/kazanskiy-sobor

Строительство собора началось в 1801, завершилось в 1811 году и обошлось в 4,7 млн рублей, изначальная смета была примерно 2,8 млн. Жалованье архитектора составило 3000 рублей в год, что было большой суммой по тем временам. Например, рабочий-каменщик получал не более 300 рублей в год. Помимо этого Воронихина наградили орденом Анны второй степени с пожизненной пенсией.

Орден Святой Анны 2-й степени – это российская награда, учрежденная в 1797 году. Вручалась военным, а также гражданским лицам, отличившимся на государственной службе.
-10
-11

Собор был построен из отечественных материалов силами русских мастеров. Подавляющее большинство строителей были бесправными крепостными крестьянами, чей рабочий день длился с четырех часов утра до девяти часов вечера летом и с пяти часов утра до восьми часов вечера зимой.

-12
-13

Значительную помощь в строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов, предоставляя территории для мастерских и складов, а также выделяя солдат для выполнения сложных и трудоемких работ.

-14
-15
-16

Внутреннее пространство собора впечатляет: огромный зал с 56-ю монументальными колоннами из выборгского красного гранита с бронзовыми капителями, выложенный несколькими тысячами плит из шокшинского камня и олонецкого мрамора пол, богато украшенный интерьер, который дополняют панно, барельефы и иконы...

-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

В разное время к храму относились по-разному.

Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребёнка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада».

-26

Немногим позже отношение к собору изменилось: "Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело" (Ф. Ф. Вигель, государственный деятель).

-27

В начале XX века собор снова был реабилитирован. Осип Мандельштам в стихотворении сборника "Камень" писал о нем:

«На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг,
- И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук»
-28

Казанский собор производит впечатление. Полумрак, тишина (не абсолютная, конечно, но по сравнению с шумом города очень приятная), гармония форм, роскошь убранства - всё это пришлось мне по душе.

Ну а мы переходим к другому замечательному месту - Дому Книги, который находится на другой стороне Невского проспекта и является одной из визитных карточек северной столицы.

-29

До того, как было построено здание, которым мы теперь имеем возможность любоваться, на этом месте находился каменный особняк, изначально принадлежавший аптекарю по имени Карл Имзен. Помещения в нем сдавались в коммерческую аренду. Во второй половине XIX века здание приобрела семья Жуковских, у которых в 1900 году "Зингер" и выкупила участок за сумму более 1 млн рублей.

Фото взято тут: https://www.citywalls.ru/house228.html?s=bl8uj2dvjlh390uqa1dni3icra
Фото взято тут: https://www.citywalls.ru/house228.html?s=bl8uj2dvjlh390uqa1dni3icra

Изначально планировалось здание в восемь этажей (по другим источникам - 11), но высотность пришлось снижать, поскольку В Петербурге действовало правило: постройки не должны были быть выше Зимнего дворца.

Стройка в процессе. Фото взято тут: https://www.citywalls.ru/house228.html?s=bl8uj2dvjlh390uqa1dni3icra
Стройка в процессе. Фото взято тут: https://www.citywalls.ru/house228.html?s=bl8uj2dvjlh390uqa1dni3icra

При строительстве применили новейшие достижения техники: металлические каркасы в конструкции позволили увеличить размеры окон, водосточные трубы спрятали в стены, снег с крыши убирался механизмом паровой очистки, а в самом здании было отопление, системы вентиляции и кондиционирования, лифты.

-32

На куполе здания установлен стеклянный глобус, который раньше был опоясан металлической лентой с надписью золотыми буквами "Зингер", что символизировало распространение продукции компании на весь мир.

-33

До революции в здании располагалась штаб-квартира и магазин "Зингер", после же здание национализировали, отдали под различные учреждения и конторы, включая "Дом книги".

-34

На первом этаже много сувениров: открытки, чашки, конфеты. И книги, конечно, включая книги об истории здания.

-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
Калейдоскопы
Калейдоскопы
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51

Поднимаемся на второй этаж.

-52
-53
-54
-55

Мимо стеллажей проходим к главной цели нашего визита (помимо осмотра самого книжного) - кофейне с видом на Казанский собор.

-56

Латте на безлактозном и капучино - 720 рублей.

-57

Столики, конечно, все были заняты, но нам повезло - один освободился.

-58

Возле окон есть и диванчики без столиков, люди фотографируются на них. Я попросила дать мне секундочку на кадр во время смены "моделей". 😁 Реквизит остался, но так даже лучше.

-59

Теперь спускаемся вниз, на -1 этаж.

-60

На стенах -плакаты с фрагментами истории Дома книги.

-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68

Следующим пунктом маршрута в этот день был мозаичный дворик на Фонтанке. До него мы прогулялись через Михайловский и Летний сады, которые, кстати, возникли в одно время, в начале XVIII века.

Невский проспект
Невский проспект
-70

Михайловский сад по началу звался Третьим летним садом, и в нем, помимо Екатерининского дворца (для супруги Петра I - Екатерины I), были фруктовые деревья, оранжереи и теплицы, а также пруды, в которых держали рыбу. Дворец находился на месте нынешнего павильона Росси (на берегу Мойки).

Решетка Михайловского сада
Решетка Михайловского сада
-72
-73

Проходим мимо Михайловского дворца, построенного в XIX веке для Михаила Павловича, сына императора Павла I и младшего брата императоров Александра I и Николая I. В нем находится Государственный Русский музей.

-74
-75

Переходя Фонтанку, можно увидеть Михайловский (или Инженерный замок). Построен раньше, чем дворец, и назван так по находившейся в нем церкви Михаила Архангела. Второе название - по находившемуся в нем с 1812 года Главному инженерному училищу.

-76
-77

Входим в Летний сад, который создавался как резиденция Петра I, и был изначально закрытым для публики.

-78
-79
-80

Возможно, пасмурный осенний день - не самое лучшее время, чтобы увидеть всю красоту Летнего сада. Например, порассматривать растения в "Красном саду", который по сути является аптекарским огородом. На его грядках в петровские времена выращивались овощи, «аптекарские», «поваренные» и «курьезные» травы, душистые и пряные растения. И сейчас тоже выращиваются, но чем дальше в холода, тем меньше красоты остается.

-81
-82
-83
-84

В Летнем саду было много фонтанов и мраморных скульптур итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII веков. Все они неоднократно реставрировались, и в итоге скульптуры были заменены на копии из искусственного мрамора, поскольку, стоя под открытым небом, неизбежно разрушались, да и вандалы тоже способствовали этому.

Что касается фонтанов, они и система их водоснабжения были разрушены еще в 1777 году наводнением, и восстановлены только в 2009-2011 годах.

-85
-86
-87
-88
-89
-90
-91
-92

Выходим из сада, переходим Прачечный мост, направляемся к мозаичному дворику. Он совсем рядом.

-93
Летний дворец Петра I в Летнем саду. Он жил там каждое лето с 1712 до 1725. Первый этаж был в его распоряжении, а на втором жила его супруга. Сейчас это филиал Русского музея.
Летний дворец Петра I в Летнем саду. Он жил там каждое лето с 1712 до 1725. Первый этаж был в его распоряжении, а на втором жила его супруга. Сейчас это филиал Русского музея.
Прачечный мост
Прачечный мост

А вот и вход в мозаичный дворик!

-96

Когда-то это был обычный питерский двор, но с 1984 года его облик стал меняться.

-97
-98
-99

Заслуженный художник России Владимир Лубенко вместе с учениками Малой академии художеств постепенно украсили его скульптурами, панно и барельефами, отделанными мозаикой.

-100
-101
-102

Каждый арт-объект представляют собой самодостаточное художественное произведение, при этом все вместе они образуют единую гармоничную композицию.

-103
-104
-105
-106
-107
-108
-109
-110
-111
-112
-113
-114
-115

Дворик считается музеем под открытым небом. Говорят, в солнечную погоду тут очень красиво. Но даже и в пасмурную неплохо, согласитесь?

-116

Тем временем, мы движемся дальше. Мимо шахматного клуба, у входа в который на стене нарисована тематическая картина.

-117

Зашли за горячими напитками в пиццерию. На улице довольно-таки прохладно.

-118

И далее, до магазина азиатской литературы, рекламу которого я недавно видела. Стало любопытно, решила заглянуть.

-119
-120

Вот, собственно и он. Называется "Желтый двор". Маленький, красиво оформленный.

-121
-122
-123
-124

Я ничего не купила, потому что мне, в принципе, ничего и не было нужно. Художественная литература значительно дешевле на маркетплейсах, а специализированная или редкая мне пока не нужна. Но сам магазинчик оставляет приятное впечатление.

На этом запланированная часть сегодняшнего маршрута завершилась. Мама, с которой мы вместе гуляли, поехала домой, а я немного прошлась по Невскому, дождалась друга, мы перекусили и вместе погуляли по вечернему Петербургу.

-125
-126
-127

Через Таврический сад мы вышли на Воскресенскую набережную.

-128
-129

Путь пролегал мимо двух памятников. Первый - жертвам политических репрессий, установленный в 1995 году.

Советские политические репрессии — преступная политика советских властей против широкого круга людей, признававшихся социально опасными для государства или строя по политическому, социальному, классовому, национальному, религиозному и иному признаку. Она осуществлялась как на основании антигуманных законов, так и путём прямого государственного произвола. Целями репрессий были удержание власти советским режимом, борьба с инакомыслием, запугивание общества, а также решение экономических проблем. Они выражались в различных формах: лишении жизни и свободы, ссылке, принудительном переселении, недобровольном труде, карательном помещении в лечебные учреждения, лишении гражданства, высылке из страны, а также лишении или ограничении других гражданских прав или свобод. (цитата из Википедии)

Центральные элементы памятника - два "метафизических сфинкса" с худыми телами и проступающими ребрами. Они являются переосмыслением древнеегипетских сфинксов, установленных на Университетской набережной.

Лица "метафизических сфинксов" разделены пополам. Половина, обращенная к домам, имеет юные женские лица. Обращенная же к тюрьме "Кресты", которая находится на другой стороне Невы и в которой содержались многие политические заключенные, - обнажившиеся черепа, отражающие трагическую судьбу этих людей.

«…Лица сфинксов — олицетворение жестокого режима… Так отражена жизнь страны — одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что»  (Михаил Шемякин, автор скульптур)
«…Лица сфинксов — олицетворение жестокого режима… Так отражена жизнь страны — одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что» (Михаил Шемякин, автор скульптур)

Между сфинксами расположена конструкция из гранитных блоков, напоминающая крест, с тюремным окошком и терновым венцом.

-131

Если посмотреть через это "окошко", то видно тюрьму "Кресты".

-132
Вид на "Кресты" (это где высокая труба - труба котельной - и желтая подсветка)
Вид на "Кресты" (это где высокая труба - труба котельной - и желтая подсветка)

Немного поодаль находится другой памятник - кораблю "Полтава", который был назван в честь победы русской армии над шведами в Полтавской битве.

Полтавская битва - генеральное сражение Северной войны (война между Швецией и коалицией государств Северной Европы за прибалтийские земли и господство на Балтийском море, которая длилась с 1700 по 1721 год). После этой битвы Петру I удалось восстановить развалившийся Северный союз (союз нескольких стран против Швеции, который продержался почти до конца войны).
-134

Он изображает корабль, построенный в 1712 году, в уменьшенном виде. Это был один из первых линейных кораблей, с 54-мя пушками, заложенный и построенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе, причем в его проектировании и строительстве принимал участие и сам Петр I. Использовались новейшие достижения в кораблестроении.

"Полтава" стала одним из первых кораблей, который доказал, что Россия может создать собственный мощный флот и бороться за свою независимость на море.

-135

Отсюда, через Литейный мост, мы отправились до Финляндского вокзала и разъехались по домам. Но завершить рассказ я хочу не на этом моменте, а показав красивую решетку Литейного моста и рассказав про один занимательный случай, связанный с ним.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года арт-группа «Война» провела на Литейном мосту художественную акцию, изобразив фаллос на дорожном полотне. После развода моста 50-метровый рисунок оказался прямо напротив здания управления ФСБ РФ по Санкт-Петербургу. И самое удивительное, что в итоге эта акция была отмечена премией «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» министерства культуры Российской Федерации в 2011 году. 😁

-136

Спасибо, что дочитали до конца!