В третий день изначально был запланирован музей Хлеба, но утром этого дня я случайно натолкнулась на музей Фаберже, и планы изменились.
Он находится на Фонтанке, во дворце Нарышкиных-Шуваловых, можно дойти, например, от станции метро Гостиный двор.
Построенный в конце XVIII века и бывший очень популярным местом в свое время, особняк перестраивался и реконструировался, и теперь выглядит просто сногсшибательно. Любуешься на только экспонатами, но и отделкой помещений.
Фирма Фаберже была создана в 1842 году Густавом Фаберже, который открыл небольшой магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей, а всемирно известной она стала позже, под управлением его сына Карла Фаберже, который лично контролировал деятельность основных ювелирных мастерских. Ассортимент товаров включал в себя не только яйца, но и многое другое: столовое серебро, ювелирные украшения, фантазийные предметы, интерьерные и культовые предметы. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.
В 2004 году В. Вексельберг приобрел коллекцию произведений фирмы Фаберже, собранную медиамагнатом М. Форбсом. Это и послужило толчком к созданию музея Фаберже в России, уникальность которого в том, что в нем представлены все направления, в которых работала фирма. Дополнительно представлены и работы современников Фаберже.
Билет в музей - 500 рублей, комплексный билет, включающий основную экспозицию и временную (на момент моего посещения это была выставка "На свет из темноты" художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова) - 800 рублей. Можно купить аудиогид за 250 рублей.
Зал, с которого мы начинаем осмотр коллекции, называется "Рыцарский зал", название ему дал фризы с изображением средневекового рыцарского турнира, которые украшают верхнюю часть стен. Первоначальное предназначение комнаты - библиотека и учебный зал.
Изделия в этом зале объединяет военная тема. Это, например, акварели К. Пиратского и П. Балашова, рассказывающие о жизни русской армии, закладные доски кораблей (металлические пластины с названием корабля, датой его закладки и другими сведениями), набор из именных офицерских чарок в виде ведерок для кормления лошадей и другие предметы.
Соседний зал - Бежевый, бывшая детская половина. В нем представлены русские эмали, и этот зал поразил меня больше других. В плане порядка осмотра он должен быть где-то ближе к концу, как продолжение темы эмалей, представленных в двух других залах, но поскольку он здесь, и я тоже здесь, я не стала откладывать на потом.
В этом зале представлены оригинальные изделия московских и петербургских мастеров и предприятий, в различных техниках обработки серебра и декорирования эмалями. Предметы, представленные тут, - ковши, кубки, чаши, портсигары и прочее - часто были подарками на юбилеи и памятные события.
Переходим в Красную гостиную, в которой находится коллекция русского художественного серебра XVIII - начала XX веков: самовар из золоченого серебря, словно сплетенный из лыка, емкость для хранения карандашей в виде фигуры московского князя Ивана Калиты, обхватывающего руками мешок для денег (калиту), пресс-папье в виде расположенной на малахитовой плитке серебряной фигурки ямщика, управляющего тройкой лошадей, и другие предметы.
С середины XIX века в гостиной сохранились зеркала, камин из красного мрамора, деревянные панели и фамильные гербы Нарышкиных на потолке.
Следующий зал - Синяя гостиная, в которой находятся пасхальные яйца, созданные по заказам императоров Александра III и Николая II, а также членов императорской семьи и узкого круга титулованной и промышленной элиты. Они считаются вершиной творчества Фаберже. Над каждым яйцом мастера работали около года. Суть предмета - пасхальное яйцо, которое открывается, а внутри находится что-то еще (сюрприз).
Расскажу о некоторых из них.
Первое изделие серии - яйцо "Курочка" на своем месте отсутствовало. Это яйцо было заказано императором Александром III для своей супруги. Белая эмаль имитирует скорлупу, а желток - шарик из матового золота. Внутри желтка находился сюрприз - золотая курочка из разноцветного золота, а внутри нее - еще два сюрприза - миниатюрная императорская корона и рубиновый кулон в виде яйца. Два эти сюрприза утеряны. Судьба самого яйца сейчас уже тоже неясна. В 2022 году оно уехало в Лондон для участия в выставке, и домой не вернулось. Причина - санкции против Вексельберга.
Пасхальное яйцо "Ренессанс" стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III - он скончался осенью того же года. Прототипом яйца стала шкатулка XVIII века (из-за моды на "антикварность" в искусстве в то время). Яйцо вырезано из агата, оправа - золотая, покрытая полихромной эмалью с вкраплениями рубинов и алмазов. Дата создания яйца выложена бриллиантами.
Информации о сюрпризе нет, но есть предположения, что сюрпризом являлось выставленное в той же витрине яйцо из горного хрусталя "Воскресение Христово", поскольку оно легко вкладывается в выемку яйца-шкатулки, и в общем изделия похожи по стилю исполнения и цветовой гамме. Кроме того, в счете за "Ренессанс" Фаберже просит оплатить жемчуг, которого в том яйце нет, но зато он имеется в яйце "Воскресение Христово".
Пасхальное яйцо "Коронационное" посвящено торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны. Сюрприз яйца - абсолютно точная копия коронационной кареты императрицы - был собран 23-летним мастером фирмы Фаберже, причем модель получилась настолько точной, что на нее ориентировались при реставрации настоящей кареты. Миниатюра поворачивается и ездит, дверцы открываются, подножки выбрасываются. Бархатную обивку имитирует эмаль, на окошках из горного хрусталя награвированы шторки, на колеса, как в реальности, надеты "железные" обручи из платины. В центре потолока - золоток крюк, на котором висела подвеска в виде яйца (утрачена). Мастер трудился над миниатюрой кареты по 16 часов в сутки в течение пятнадцати месяцев!
Покрытие яйца вдохновлено одеянием царя и царицы во время коронации - золотые парчовые мантии, подбитые горностаем. Внутри - бархатная ниша для сюрприза.
Пасхальное яйцо "Ландыши". Это подарок супруге от Николая II. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью и украшена полосками из алмазов. Ландыши, которые были любимыми цветами императрицы, сделаны из жемчуга, их листья - из эмали, а стебли - из золота. Сюрпризом являются миниатюрные портреты Николая II и двух дочерей, которые появляются из яйца.
Пасхальное яйцо-часы "Петушок". В начале XIX века в Женеве выпускались музыкальные шкатулки с поющими птичками, и мастер, изготавливавший это яйцо применил в нем похожее техническое решение. При нажатии на кнопку на яйце откидывается ажурная крышечка и появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями, он открывает клюв и кукарекает, хлопает крыльями, после чего снова прячется в яйце.
Яйцо герцогини Мальборо, которое положило начало коллекции Форбса, - яйцо в форме старинной французской вазы на постаменте, с фоном, имитирующим колышущуюся шелковую ткань, с белым эмалевым циферблатом, на котором расположены алмазные цифры, и бриллиантовой стрелкой-змеей. Змея неподвижна, а циферблат вращается по периметру. Было создано для Консуэло Вандербильт, правнучки американского магната Корнелиуса Вандербильта, бывшей на тот момент замужем за герцогом Мальборо.
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования" - подарок Николая II своей жене. Яйцо сделано из золота и покрыто эмалями, алмазами, горным хрусталем и акварелью на слоновой кости: миниатюрными портретами членов императорской семьи в алмазных рамах и изображениями важных событий из жизни Николая II. Сюрприза в этом яйце не имеется.
Пасхальное яйцо "Лавровое дерево". Подарено Николаем II матери. В верхней части кроны спрятан рычажок, при нажатии на которые открывается крышка и появляется сюрприз - птичка с натуральными перышками. Она поет, вертится в разные стороны, хлопает крылышками и открывает клювик. Закончив пение, снова исчезает внутри дерева. 325 листьев кроны сделаны из нефрита, плоды - из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, еще имеются мелкие белые эмалевые цветки. Кадка - из мексиканского оникса, затянутого золотой сеткой, украшена эмалевой гирляндой.
Вечнозеленый лавр - символ вечной жизни а также почета и признания заслуг, и есть мнение, что это не случайный выбор, поскольку яйцо было подарено в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, и, кроме того, в этот год была сорок пятая годовщина ее свадьбы с Александром III.
Еще одно пасхальное яйцо "Курочка" сделано для купчихи Варвары Петровны Кельх, владелицы золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ, по заказу ее мужа. Всего для нее было создано 7 яиц, из которых первое и последнее находятся в музее Фаберже.
В первом яйце Кельх, как и в первом императорском яйце, в качестве сюрприза была курочка, но само яйцо было крупнее богаче украшено. Императорское яйцо похоже на настоящее, это же покрыто красной эмалью и имеет поясок из алмазов. Курочка сделана из золота и декорирована эмалями, глаза у нее из алмазов (сразу песня вспомнилась - у нее глаза - два брильянта в три карата 😁 - не про эту курочку песня была случайно? 😁). Внутри курочки находился миниатюрный мольберт со складными золотыми ножками и рамочкой из алмазов, в верхней части которой расположено бриллиантовое сердечко с рубиновым пламенем. В рамочке изначально был портрет Варвары Петровны, позже он был заменен на портрет царевича Алексея.
Пасхальное яйцо "Шантеклер". Выполнено для Варвары Петровны Кельх по типу императорского яйца "Петушок", только это яйцо выше, петушок крупнее и декорирован алмазами по эмалированному золотому фону вместо перьев.
В зале есть еще несколько пасхальных яиц и экспонатов, и всю эту роскошь, несомненно, стоит увидеть своими глазами. Но это далеко не конец музея, поэтому давайте отправимся дальше - в Золотую гостиную, бывшую парадную столовую.
Тут можно посмотреть на коллекцию императорских подарков (еще их называют "кабинетскими", поскольку заказчиком выступал Кабинет Его Императорского Величества), золотые презентационные коробки и фантазийные вещицы, например, миниатюры - цветы, мебель, фигурки животных и людей.
Переходим в Аванзал, который раньше служил официантской. Здесь экспонируется массовая продукция для различных слоев населения: это и часы, и фоторамки, и звонки для прислуги, и пряжки, и даже ртутные термометры. Особенно эффектно выглядят предметы, покрытые гильошированной эмалью (или эмалью по гильошировке) - они как будто светятся изнутри. В пасхальных яйцах тоже встречалась такая техника - например, покрытие яиц герцогини Мальборо, "Коронационного" и других).
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. На серебряную или золотую основу с помощью специального станка наносился узор, после чего изделие покрывалось эмалью в нужном количестве слоев.
Фаберже заинтересовался этой техникой во время своего обучения в Европе, привез себе гильошировочный станок и в итоге достиг в работе на нем величайшего мастерства: более 200 вариантов гильоша и более 150 оттенков эмали, тогда как другим ювелирам было доступно лишь малая часть этого разнообразия.
Переходим в Верхнюю буфетную, которая раньше была местом хранения керамики. Сегодня в ней представлены работы художников, творчество которых традиционно ассоциируется с импрессионизмом: Ренуар, Мартен, Коровин и другие.
Импрессиони́зм (фр. impressionnismе от impression — впечатление) - течение в искусстве, суть которого в том, что писать нужно не "что", а "как": импрессионисты изображали обычных людей за повседневными занятиями, но такими приемами, которые позволяли передать подвижность и изменчивость мира и свои впечатления: мазки вместо четких контуров, отказ от черного цвета и т.д.
Рядом находится Выставочный зал. Если входить в него из Верхней буфетной, то первой перед взглядом предстаёт картина "Суд Париса" Константина Маковского, на которой изображен спор Геры, Афины и Афродиты о том, кто и них самая прекрасная. Художник отправил эту картину на всемирную выставку в Париж в 1889 году и получил за нее золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона.
Выставочный зал расположен на месте большой парадной столовой. Триптих XVII века остался тут еще с тех времен. На нем изображены три сюжета: "Благовещение", "Поклонение волхвов" и "Святая Анна, проповедующая в храме".
Также в этом зале можно увидеть полотна известных русских живописцев XIX века и камнерезные изделия фирмы Фаберже.
Следующий зал - Готический.
Потолок в нем расписан темперой - краской, на основе яичного желтка и натуральных пигментов. Он раньше служил рабочим кабинетом графа Шувалова, а сейчас в нем представлены православные иконы разных эпох в драгоценных окладах и другие религиозные предметы.
Ри́за, или окла́д - накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук), для которых сделаны прорези.
Остались Белая и Голубая гостиные, бывшие дамские будуары. В экспозицию входят изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова и московских артелей, а также коллекция фарфора XIX века.
Интересный предмет - альбом с фотографиями московских достопримечательностей, с обложкой, декорированной эмалевыми изображениями мифических птиц сиринов в окружении фантазийного растительного орнамента. В 1902 году альбом был подарен президенту Французской Республики Эмилю Лубе.
Выделяется и набор письменных принадлежностей. Рядом установлен небольшой стенд, поясняющий, что это за предметы. Например, тут мы видим чернильницу и марочницы (в марочницах хранили почтовые марки), а также нож для разрезания бумаги - ведь газеты и журналы приходили с неразрезанными страницами, нужно было делать это вручную.
А это - пресс-папье. Оно использовалось для промокания чернил, чтобы они высохли быстрее и не размазались.
А тут уже полный набор:
На этом основная экспозиция заканчивается, и можно пройти на временную выставку, о которой я расскажу отдельно. Спасибо, что дочитали до конца! Получилась, наверное, самая объемная моя статья за счет количества фотографий. У меня даже впервые забилась память на телефоне... 😁