Найти в Дзене
Гулять!

В Питер на три дня. День 3: музей Фаберже

День 1 День 2 В третий день изначально был запланирован музей Хлеба, но утром этого дня я случайно натолкнулась на музей Фаберже, и планы изменились. Он находится на Фонтанке, во дворце Нарышкиных-Шуваловых, можно дойти, например, от станции метро Гостиный двор. Построенный в конце XVIII века и бывший очень популярным местом в свое время, особняк перестраивался и реконструировался, и теперь выглядит просто сногсшибательно. Любуешься на только экспонатами, но и отделкой помещений. Фирма Фаберже была создана в 1842 году Густавом Фаберже, который открыл небольшой магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей, а всемирно известной она стала позже, под управлением его сына Карла Фаберже, который лично контролировал деятельность основных ювелирных мастерских. Ассортимент товаров включал в себя не только яйца, но и многое другое: столовое серебро, ювелирные украшения, фантазийные предметы, интерьерные и культовые предметы. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В 2004 го

День 1

День 2

В третий день изначально был запланирован музей Хлеба, но утром этого дня я случайно натолкнулась на музей Фаберже, и планы изменились.

Он находится на Фонтанке, во дворце Нарышкиных-Шуваловых, можно дойти, например, от станции метро Гостиный двор.

Переход на Невском проспекте
Переход на Невском проспекте

Построенный в конце XVIII века и бывший очень популярным местом в свое время, особняк перестраивался и реконструировался, и теперь выглядит просто сногсшибательно. Любуешься на только экспонатами, но и отделкой помещений.

-2
-3
-4
-5

Фирма Фаберже была создана в 1842 году Густавом Фаберже, который открыл небольшой магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей, а всемирно известной она стала позже, под управлением его сына Карла Фаберже, который лично контролировал деятельность основных ювелирных мастерских. Ассортимент товаров включал в себя не только яйца, но и многое другое: столовое серебро, ювелирные украшения, фантазийные предметы, интерьерные и культовые предметы. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

В 2004 году В. Вексельберг приобрел коллекцию произведений фирмы Фаберже, собранную медиамагнатом М. Форбсом. Это и послужило толчком к созданию музея Фаберже в России, уникальность которого в том, что в нем представлены все направления, в которых работала фирма. Дополнительно представлены и работы современников Фаберже.

Билет в музей - 500 рублей, комплексный билет, включающий основную экспозицию и временную (на момент моего посещения это была выставка "На свет из темноты" художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова) - 800 рублей. Можно купить аудиогид за 250 рублей.

Зал, с которого мы начинаем осмотр коллекции, называется "Рыцарский зал", название ему дал фризы с изображением средневекового рыцарского турнира, которые украшают верхнюю часть стен. Первоначальное предназначение комнаты - библиотека и учебный зал.

Изделия в этом зале объединяет военная тема. Это, например, акварели К. Пиратского и П. Балашова, рассказывающие о жизни русской армии, закладные доски кораблей (металлические пластины с названием корабля, датой его закладки и другими сведениями), набор из именных офицерских чарок в виде ведерок для кормления лошадей и другие предметы.

-6
-7
-8
-9
Серебряный презентационный ковш, подаренный офицерам Кавалергардского полка князем Владимиром Оболенским (гофмаршал при дворе Александра III, близкий друг императора и его адъютант до коронации)
Серебряный презентационный ковш, подаренный офицерам Кавалергардского полка князем Владимиром Оболенским (гофмаршал при дворе Александра III, близкий друг императора и его адъютант до коронации)
-11
Серебряные супницы, изготовленные по личному заказу Екатерины Великой, которые она подарила офицерам Пажеского корпуса. Ручки выполнены в форме воинских регалий: щитов, шлемов, артиллерийских орудий.
Серебряные супницы, изготовленные по личному заказу Екатерины Великой, которые она подарила офицерам Пажеского корпуса. Ручки выполнены в форме воинских регалий: щитов, шлемов, артиллерийских орудий.
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Соседний зал - Бежевый, бывшая детская половина. В нем представлены русские эмали, и этот зал поразил меня больше других. В плане порядка осмотра он должен быть где-то ближе к концу, как продолжение темы эмалей, представленных в двух других залах, но поскольку он здесь, и я тоже здесь, я не стала откладывать на потом.

В этом зале представлены оригинальные изделия московских и петербургских мастеров и предприятий, в различных техниках обработки серебра и декорирования эмалями. Предметы, представленные тут, - ковши, кубки, чаши, портсигары и прочее - часто были подарками на юбилеи и памятные события.

-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71

Переходим в Красную гостиную, в которой находится коллекция русского художественного серебра XVIII - начала XX веков: самовар из золоченого серебря, словно сплетенный из лыка, емкость для хранения карандашей в виде фигуры московского князя Ивана Калиты, обхватывающего руками мешок для денег (калиту), пресс-папье в виде расположенной на малахитовой плитке серебряной фигурки ямщика, управляющего тройкой лошадей, и другие предметы.

С середины XIX века в гостиной сохранились зеркала, камин из красного мрамора, деревянные панели и фамильные гербы Нарышкиных на потолке.

-72
-73
-74
Герб Нарышкиных
Герб Нарышкиных
-76
-77
-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85
Часы настольные в виде грифона с мечом и щитом. Санкт-Петербург, 1899-1904. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Часы настольные в виде грифона с мечом и щитом. Санкт-Петербург, 1899-1904. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Презентационный ковш. Фирма К. Фаберже, Санкт-Петербург, 1898 г. Подарок от Николая II князю Льву Голицыну за развитие российского виноделия.
Презентационный ковш. Фирма К. Фаберже, Санкт-Петербург, 1898 г. Подарок от Николая II князю Льву Голицыну за развитие российского виноделия.
-88
-89
-90
Вазы-кратеры производства императорского фарфорового завода
Вазы-кратеры производства императорского фарфорового завода
-92
-93
-94
-95
-96
-97
-98
-99
Пресс-папье "Тройка". Фирма Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург. 1861 г.
Пресс-папье "Тройка". Фирма Игнатия Сазикова, Санкт-Петербург. 1861 г.
-101
-102

Следующий зал - Синяя гостиная, в которой находятся пасхальные яйца, созданные по заказам императоров Александра III и Николая II, а также членов императорской семьи и узкого круга титулованной и промышленной элиты. Они считаются вершиной творчества Фаберже. Над каждым яйцом мастера работали около года. Суть предмета - пасхальное яйцо, которое открывается, а внутри находится что-то еще (сюрприз).

-103
-104
-105
-106

Расскажу о некоторых из них.

Первое изделие серии - яйцо "Курочка" на своем месте отсутствовало. Это яйцо было заказано императором Александром III для своей супруги. Белая эмаль имитирует скорлупу, а желток - шарик из матового золота. Внутри желтка находился сюрприз - золотая курочка из разноцветного золота, а внутри нее - еще два сюрприза - миниатюрная императорская корона и рубиновый кулон в виде яйца. Два эти сюрприза утеряны. Судьба самого яйца сейчас уже тоже неясна. В 2022 году оно уехало в Лондон для участия в выставке, и домой не вернулось. Причина - санкции против Вексельберга.

Яйцо "Курочка", фото взято тут: https://fabergemuseum.ru/kollekczii/shedevryi-kollekczii/paskhalnoye-yaytso-kurochka
Яйцо "Курочка", фото взято тут: https://fabergemuseum.ru/kollekczii/shedevryi-kollekczii/paskhalnoye-yaytso-kurochka

Пасхальное яйцо "Ренессанс" стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III - он скончался осенью того же года. Прототипом яйца стала шкатулка XVIII века (из-за моды на "антикварность" в искусстве в то время). Яйцо вырезано из агата, оправа - золотая, покрытая полихромной эмалью с вкраплениями рубинов и алмазов. Дата создания яйца выложена бриллиантами.

Яйцо "Ренессанс" (слева), 1894. Золото, рубин, алмазы-"розы", агат
Яйцо "Ренессанс" (слева), 1894. Золото, рубин, алмазы-"розы", агат

Информации о сюрпризе нет, но есть предположения, что сюрпризом являлось выставленное в той же витрине яйцо из горного хрусталя "Воскресение Христово", поскольку оно легко вкладывается в выемку яйца-шкатулки, и в общем изделия похожи по стилю исполнения и цветовой гамме. Кроме того, в счете за "Ренессанс" Фаберже просит оплатить жемчуг, которого в том яйце нет, но зато он имеется в яйце "Воскресение Христово".

Яйцо из горного хрусталя с фигурками Христа и двух ангелов. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, горный хрусталь
Яйцо из горного хрусталя с фигурками Христа и двух ангелов. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, горный хрусталь

Пасхальное яйцо "Коронационное" посвящено торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны. Сюрприз яйца - абсолютно точная копия коронационной кареты императрицы - был собран 23-летним мастером фирмы Фаберже, причем модель получилась настолько точной, что на нее ориентировались при реставрации настоящей кареты. Миниатюра поворачивается и ездит, дверцы открываются, подножки выбрасываются. Бархатную обивку имитирует эмаль, на окошках из горного хрусталя награвированы шторки, на колеса, как в реальности, надеты "железные" обручи из платины. В центре потолока - золоток крюк, на котором висела подвеска в виде яйца (утрачена). Мастер трудился над миниатюрой кареты по 16 часов в сутки в течение пятнадцати месяцев!

Покрытие яйца вдохновлено одеянием царя и царицы во время коронации - золотые парчовые мантии, подбитые горностаем. Внутри - бархатная ниша для сюрприза.

1897 г. Золото, алмазы-"розы", горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты
1897 г. Золото, алмазы-"розы", горный хрусталь, серебро, бархат, платина, бриллианты

Пасхальное яйцо "Ландыши". Это подарок супруге от Николая II. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью и украшена полосками из алмазов. Ландыши, которые были любимыми цветами императрицы, сделаны из жемчуга, их листья - из эмали, а стебли - из золота. Сюрпризом являются миниатюрные портреты Николая II и двух дочерей, которые появляются из яйца.

1898 г. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, стекло, рубины, кость
1898 г. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, стекло, рубины, кость

Пасхальное яйцо-часы "Петушок". В начале XIX века в Женеве выпускались музыкальные шкатулки с поющими птичками, и мастер, изготавливавший это яйцо применил в нем похожее техническое решение. При нажатии на кнопку на яйце откидывается ажурная крышечка и появляется петушок, оклеенный настоящими птичьими перьями, он открывает клюв и кукарекает, хлопает крыльями, после чего снова прячется в яйце.

1900 г., Золото, алмазы-"розы", жемчуг, перья
1900 г., Золото, алмазы-"розы", жемчуг, перья
-113

Яйцо герцогини Мальборо, которое положило начало коллекции Форбса, - яйцо в форме старинной французской вазы на постаменте, с фоном, имитирующим колышущуюся шелковую ткань, с белым эмалевым циферблатом, на котором расположены алмазные цифры, и бриллиантовой стрелкой-змеей. Змея неподвижна, а циферблат вращается по периметру. Было создано для Консуэло Вандербильт, правнучки американского магната Корнелиуса Вандербильта, бывшей на тот момент замужем за герцогом Мальборо.

1902 г. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, серебро, бриллианты
1902 г. Золото, алмазы-"розы", жемчуг, серебро, бриллианты

Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствования" - подарок Николая II своей жене. Яйцо сделано из золота и покрыто эмалями, алмазами, горным хрусталем и акварелью на слоновой кости: миниатюрными портретами членов императорской семьи в алмазных рамах и изображениями важных событий из жизни Николая II. Сюрприза в этом яйце не имеется.

1911 г. Золото, алмазы-"розы", горный хрусталь, кость
1911 г. Золото, алмазы-"розы", горный хрусталь, кость

Пасхальное яйцо "Лавровое дерево". Подарено Николаем II матери. В верхней части кроны спрятан рычажок, при нажатии на которые открывается крышка и появляется сюрприз - птичка с натуральными перышками. Она поет, вертится в разные стороны, хлопает крылышками и открывает клювик. Закончив пение, снова исчезает внутри дерева. 325 листьев кроны сделаны из нефрита, плоды - из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, еще имеются мелкие белые эмалевые цветки. Кадка - из мексиканского оникса, затянутого золотой сеткой, украшена эмалевой гирляндой.

1911г. Золото, рубин, алмазы-"розы", жемчуг, перья, нефрит, аметисты, цитрины
1911г. Золото, рубин, алмазы-"розы", жемчуг, перья, нефрит, аметисты, цитрины

Вечнозеленый лавр - символ вечной жизни а также почета и признания заслуг, и есть мнение, что это не случайный выбор, поскольку яйцо было подарено в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, и, кроме того, в этот год была сорок пятая годовщина ее свадьбы с Александром III.

-117

Еще одно пасхальное яйцо "Курочка" сделано для купчихи Варвары Петровны Кельх, владелицы золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ, по заказу ее мужа. Всего для нее было создано 7 яиц, из которых первое и последнее находятся в музее Фаберже.

В первом яйце Кельх, как и в первом императорском яйце, в качестве сюрприза была курочка, но само яйцо было крупнее богаче украшено. Императорское яйцо похоже на настоящее, это же покрыто красной эмалью и имеет поясок из алмазов. Курочка сделана из золота и декорирована эмалями, глаза у нее из алмазов (сразу песня вспомнилась - у нее глаза - два брильянта в три карата 😁 - не про эту курочку песня была случайно? 😁). Внутри курочки находился миниатюрный мольберт со складными золотыми ножками и рамочкой из алмазов, в верхней части которой расположено бриллиантовое сердечко с рубиновым пламенем. В рамочке изначально был портрет Варвары Петровны, позже он был заменен на портрет царевича Алексея.

1898 г. Золото, рубин, замша, алмазы-"розы", серебро, стекло, бриллианты, кость
1898 г. Золото, рубин, замша, алмазы-"розы", серебро, стекло, бриллианты, кость

Пасхальное яйцо "Шантеклер". Выполнено для Варвары Петровны Кельх по типу императорского яйца "Петушок", только это яйцо выше, петушок крупнее и декорирован алмазами по эмалированному золотому фону вместо перьев.

Золото, алмазы-"розы", жемчуг, серебро
Золото, алмазы-"розы", жемчуг, серебро
-120

В зале есть еще несколько пасхальных яиц и экспонатов, и всю эту роскошь, несомненно, стоит увидеть своими глазами. Но это далеко не конец музея, поэтому давайте отправимся дальше - в Золотую гостиную, бывшую парадную столовую.

-121
-122
-123

Тут можно посмотреть на коллекцию императорских подарков (еще их называют "кабинетскими", поскольку заказчиком выступал Кабинет Его Императорского Величества), золотые презентационные коробки и фантазийные вещицы, например, миниатюры - цветы, мебель, фигурки животных и людей.

-124
-125
-126
-127
-128
-129
-130
-131
-132
-133
-134
-135
-136
-137
-138

Переходим в Аванзал, который раньше служил официантской. Здесь экспонируется массовая продукция для различных слоев населения: это и часы, и фоторамки, и звонки для прислуги, и пряжки, и даже ртутные термометры. Особенно эффектно выглядят предметы, покрытые гильошированной эмалью (или эмалью по гильошировке) - они как будто светятся изнутри. В пасхальных яйцах тоже встречалась такая техника - например, покрытие яиц герцогини Мальборо, "Коронационного" и других).

Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий) - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой. На серебряную или золотую основу с помощью специального станка наносился узор, после чего изделие покрывалось эмалью в нужном количестве слоев.

Гильоше. Фото взято отсюда: https://www.livemaster.ru/topic/3382372-blog-yuvelirnye-tehniki-giloshe
Гильоше. Фото взято отсюда: https://www.livemaster.ru/topic/3382372-blog-yuvelirnye-tehniki-giloshe

Фаберже заинтересовался этой техникой во время своего обучения в Европе, привез себе гильошировочный станок и в итоге достиг в работе на нем величайшего мастерства: более 200 вариантов гильоша и более 150 оттенков эмали, тогда как другим ювелирам было доступно лишь малая часть этого разнообразия.

Окулюс - окно в потолке, оригинальное, как и люстра из золоченой бронзы
Окулюс - окно в потолке, оригинальное, как и люстра из золоченой бронзы
-141
-142
-143
-144
-145
-146
-147
-148
-149
-150
-151
-152
-153
-154
-155
-156
-157
-158
-159
-160
-161

Переходим в Верхнюю буфетную, которая раньше была местом хранения керамики. Сегодня в ней представлены работы художников, творчество которых традиционно ассоциируется с импрессионизмом: Ренуар, Мартен, Коровин и другие.

Импрессиони́зм (фр. impressionnismе от impression — впечатление) - течение в искусстве, суть которого в том, что писать нужно не "что", а "как": импрессионисты изображали обычных людей за повседневными занятиями, но такими приемами, которые позволяли передать подвижность и изменчивость мира и свои впечатления: мазки вместо четких контуров, отказ от черного цвета и т.д.
Ваза - подарок Александра II своему брату. Императорский фарфоровый завод. 1859 г.
Ваза - подарок Александра II своему брату. Императорский фарфоровый завод. 1859 г.
-163
-164
Пьер-Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Па
Пьер-Огюст Ренуар. Площадь перед церковью Святой Троицы в Па
-166

Рядом находится Выставочный зал. Если входить в него из Верхней буфетной, то первой перед взглядом предстаёт картина "Суд Париса" Константина Маковского, на которой изображен спор Геры, Афины и Афродиты о том, кто и них самая прекрасная. Художник отправил эту картину на всемирную выставку в Париж в 1889 году и получил за нее золотую медаль I степени и был награжден орденом Почетного легиона.

-167

Выставочный зал расположен на месте большой парадной столовой. Триптих XVII века остался тут еще с тех времен. На нем изображены три сюжета: "Благовещение", "Поклонение волхвов" и "Святая Анна, проповедующая в храме".

-168
-169
-170
-171
-172

Также в этом зале можно увидеть полотна известных русских живописцев XIX века и камнерезные изделия фирмы Фаберже.

Настольные часы с глобусом, позволяющие определить время в разных точках земного шара. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 г.
Настольные часы с глобусом, позволяющие определить время в разных точках земного шара. Золото, горный хрусталь, нефрит, металл. Фирма Карла Фаберже, Санкт-Петербург. 1908 г.
-174
-175
-176
Генрих Семирадский, "Канатоходка". 1898 г.
Генрих Семирадский, "Канатоходка". 1898 г.
-178

Следующий зал - Готический.

-179

Потолок в нем расписан темперой - краской, на основе яичного желтка и натуральных пигментов. Он раньше служил рабочим кабинетом графа Шувалова, а сейчас в нем представлены православные иконы разных эпох в драгоценных окладах и другие религиозные предметы.

Ри́за, или окла́д - накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук), для которых сделаны прорези.
-180
-181
Складень - складная икона
Складень - складная икона
-183
-184
-185
-186
-187
-188
-189
-190

Остались Белая и Голубая гостиные, бывшие дамские будуары. В экспозицию входят изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова и московских артелей, а также коллекция фарфора XIX века.

-191
-192
-193
-194
-195

Интересный предмет - альбом с фотографиями московских достопримечательностей, с обложкой, декорированной эмалевыми изображениями мифических птиц сиринов в окружении фантазийного растительного орнамента. В 1902 году альбом был подарен президенту Французской Республики Эмилю Лубе.

-196
-197
-198
-199
-200
-201
-202

Выделяется и набор письменных принадлежностей. Рядом установлен небольшой стенд, поясняющий, что это за предметы. Например, тут мы видим чернильницу и марочницы (в марочницах хранили почтовые марки), а также нож для разрезания бумаги - ведь газеты и журналы приходили с неразрезанными страницами, нужно было делать это вручную.

-203
-204

А это - пресс-папье. Оно использовалось для промокания чернил, чтобы они высохли быстрее и не размазались.

-205

А тут уже полный набор:

-206
-207
-208
-209
-210
-211
-212
-213

На этом основная экспозиция заканчивается, и можно пройти на временную выставку, о которой я расскажу отдельно. Спасибо, что дочитали до конца! Получилась, наверное, самая объемная моя статья за счет количества фотографий. У меня даже впервые забилась память на телефоне... 😁