В 1508 году блестящий приближённый великого князя литовского Александра Ягеллона Михаил Глинский поднял мятеж против своего господина и обратился за помощью к великому князю московскому Василию III, впрочем, мятеж Михаила Глинского был очень быстро подавлен, а самому Михаилу Глинскому со всей роднёй пришлось бежать в Россию, но своё дело мятеж Михаила Глинского сделал, дав повод Василию III начать очередную войну с Великим княжеством Литовским, главной целью которой стало взятие Смоленска - древнего русского города, оккупированного Литвой.
Несмотря на то, что бежавший в 1508 году в Москву Михаил Глинский уговаривал Василия III немедленно идти на Смоленск, мотивируя это тем, что у него в городе есть много сторонников, которые откроют русскому войску ворота, едва оно к нему подойдёт, московскому князю пришлось повременить со столь выгодным предложением, ведь надо было ещё уладить дела с Крымским ханством, которое, подстрекаемое всё той же Литвой, бросило свои орды разорять орловские, рязанские и тульские земли, но на этом пути их ждало поражение, князь Даниил Щеня разбил крымчаков под Рязанью и пинками выгнал их в Крым, заставив крымского хана Менгли-Гирея оправдываться за действия своих подданных. Нормализовав обстановку на южной границе, Василий III смог, наконец, выступить в поход на Смоленск, который русские войска осадили в январе 1513 года.
Первая осада Смоленска в 1513 году не задалась с самого начала: войска пришли под город не в полном числе, остро не хватало продовольствия и боеприпасов, к тому же Василий III переоценил свои силы и недооценил мощь укреплений Смоленска и решил взять город приступом, перед которым русские воины устроили грандиозную попойку, шум от которой привёл смолян в боевую готовность, позволившую им отбить штурм, состоявшийся на следующий день. После этой неудачи русские войска тупо простояли под Смоленском 2 месяца, но не добившись никакого результата, если не считать разорения всей сельской округи, были вынуждены отступить в Москву.
Несмотря на столь досадное поражение, Василий III не отступился от Смоленска, отправив отряды дворянской конницы разорять Смоленщину. Такая малая война продолжалась всю весну и лето 1513 года, а в сентябре 1513 года русские войска вновь выступили под Смоленск, но непогода и умелое применение смолянами крепостной артиллерии опять заставили Василия III снять осаду города. К третьей осаде Смоленска Василий III подготовился очень тщательно, наращивая и совершенствуя артиллерию, для обслуживания которой были привлечены лучшие европейские специалисты. 8 июня 1514 года русские войска третий раз выступили за всю войну к Смоленску, подойдя к нему 29 июля ударив по нему из 150 артиллерийских орудий. Эффект от артобстрела получился потрясающий, укрепления рушились, люди падали толпами, смоленская крепостная артиллерия была полностью уничтожена первыми русскими залпами. К исходу следующего дня Смоленск лишился возможности сопротивляться и смоленский епископ Варсонофий отправился в русский лагерь парламентёром с заявлением о сдаче города на следующий день, в ответ на что артиллерийский обстрел Смоленска был усилен и в тот же день смоленский воевода Юрий Сологуб согласился на безоговорочную капитуляцию.
Взятие Смоленска стало крупнейшим успехом русских войск во время русско-литовской войны 1513-1522 годов и хотя дальнейшее наступление русских войск вглубь Белоруссии было остановлено литовцами в битве под Оршей 8 сентября 1514 года, Смоленск вернулся в пределы России, что было подтверждено мирным договором 1522 года, да и Великое княжество Литовское было этой потерей ослаблено настолько, что попало в полную зависимость от Польши, предопределившую её судьбу на несколько столетий вперёд.