Если очень коротко – то, как с беспорядочными, строптивыми, малодушными и неразумными чадами.
Давайте присмотримся, что по этому поводу говорил преподобный Серафим Саровский.
«Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его; а когда увидит, что он малодушен и наказание свое сносит с трудом, тогда утешает: так поступает с нами и благий Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию».
Все это описание напрямую относится к нам.
Мы – как раз те «чада», которые живут как минимум «беспорядочно».
Эта беспорядочность проявляется во всем – как в организации духовно-религиозной жизни, так и в повседневной, мирской.
Порядка нет ни в том, ни в том. А Бог есть Бог порядка.
Поэтому наказания неизбежны. Кому в виде неудач, огорчений и скорбей, кому в виде болезней и несчастий – в зависимости от степени нашей непробиваемости.
Но вот Бог нас, что называется, «пробил». И что?
А то, что описал батюшка Серафим. Мы начинаем малодушничать и роптать. Нам все посылаемые нам свыше наказания кажутся незаслуженными или как минимум чрезмерными.
Мы падаем духом…
Но Бог нас не оставляет, Он тем или иным способом нас утешает.
Мы действительно остаемся живы, хотя по здравому рассуждению любое несчастие с нами легко могло нас свести в могилу.
Что ж, св. Серафим продолжает дальше:
«И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые насытившись чудной трапезы в пустыне, говорили, что Христос воистину есть пророк, хотели взять Его и сделать царем, а когда Он сказал им: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, тогда говорили Ему: Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни (Иоанн с. 27-31). Прямо на таких падает слово: Исповестся Тебе, егда благо сотвориши ему, - и таковый даже до конца не узрит света (Пс. 48. 19-20).
Да – это про нас. Мы те же самые «неблагодарные иудеи».
Нам наши исцеления из болезней и восстановление жизненного благополучия не кажутся достаточными подтверждениями Божьей о нас заботы, мы начинаем требовать особенных «знамений».
И тогда – да, мы перестаем видеть свет и попадаем в полную темноту, как в цитате, приведенной батюшкой Серафимом:
«Но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Пс. 47. 20.
А все потому, что Свет-то мы видели, но не признали за свет. А значит, не были его достойны. А значит – идем во тьму.
Да – идем к «отцам», роды поколений которых восходят еще к неблагодарным иудеям.
И св. Серафим заканчивает свое поучение отрывком из послания апостола Иакова:
«Посему Апостол Иаков учит нас: всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение: терпение же дело совершенно да имать, и прибавляет: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни (Иак. 1. 2-4, 12)».
Да – тут коренная развилка.
Впадая в искушения, мы должны испытывать радость, а мы впадем в недоумение.
Радость должна вести к терпению, а наше недоумение ведет нас к ропоту и возмущению.
И как результат: идем во тьму вместо того, чтобы принять венец жизни.
Грустная история.