Найти тему
"Хомо люденс"

Красавицы – героини 2-го плана в кино СССР, которых могли не заметить за главными героинями

За широкими мужскими плечами прячутся специально.

А за хрупкими женскими плечами утопают случайно. Просто потому, что некоторых красавиц – героинь 2-го плана настолько часто в кадре не показывают и достоинства их не подчеркивают, как в случае с главными героинями.

Речь идет о чисто эстетическом оценивании. Ведь даже по «народным поверьям», «в кино идут» лишь самые красивые, и порой зрители могут простить актеру слабую игру, если внешность у него привлекательная.
Данную ремарку я делаю после того, как в моем кино-тесте «Узнайте советский фильм по красотке в кадре» одна комментатор написала мне: как это женщина может оценивать другую женщину, вы что, автора поста, – того… в неладах с... ориентацией??
Ну, товарищи, детский сад просто. :) Отстаиваю право говорить о мире кино, героях картин и актерах, исходя не из животного, а именно из чисто человеческого отношения, в том числе из психолого-социолого-эстетических моментов.

Итак, оценивая чисто эстетически, можно вспомнить, что порой публика концентрируется на восхищении главными героями и героинями, а на второстепенных обращает гораздо меньше внимания.

Например, в поздне-советском фильме «Дон Сезар де Базан» всех восхищает Анна Самохина. Оно и понятно: ее до сих пор признают одной из самых красивых актрис СССР и России. Но не все замечают, что Наталья Лапина (1), сыгравшая здесь королеву Марию, также просто восхитительна.

Между прочим, она сама спела за свою героиню «Дуэт королевы и Маританы». А вот юной цыганке в данной песне вокал подарила Марина Цхай.

Кадр из фильма СССР «Дон Сезар де Базан»
Кадр из фильма СССР «Дон Сезар де Базан»

Идем дальше.

Глядя советский фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», как правило, зрители очаровываются Констанцией. Хотя прекрасны все героини, причем у каждой – свой типаж, словно режиссер хотел показать лучшие образцы породы человеческой в каждом из них:

1) Анна Австрийская в исполнении Алисы Фрейндлих (2) – красотка-королева;

2) Миледи, в которую воплотилась Маргарита Терехова (3), – роковая женщина;

3) Кэт, сыгранная Еленой Цыплаковой (4), – очаровашка-простушка в самом милом смысле этих слов.

Близкая ситуация – в фильмах о гардемаринах.

При их просмотре каждый зритель в большей степени ценит красоту той героини, типаж которой ему близок/симпатичен/входит в систему ценностей его самого. Например, высоко на лестнице внешней красоты ставят Анастасию Ягужинскую в исполнении Татьяны Лютаевой (5) и не слишком обращают внимание на Софью Зотову, которую сыграла Ольга Машная (6), или наоборот.

К слову о гардемаринах. Режиссер этого фильма Светлана Дружинина сама снялась в более ранней, еще черно-белой комедии «Девчата», затмив там по красоте всех остальных героинь.

К тому же, ей так было «по роли положено»: ее Анфиса имела амплуа первой девицы на деревне. Если можно так сказать. В определенном смысле. Как выразились герои-мужчины, «Анфиса – она, брат, ТАКАЯ…».

Однако в этой же комедии СССР была еще одна героиня – просто чудо, насколько прелестная народным очарованием: Катя в исполнении Люсьены Овчинниковой (7). При этом Катю зрители воспринимали как душевную, как веселую, как заводную, да как угодно – но не как красотку. И напрасно. В своем типаже она была не менее красива, чем Дружинина. Просто типажи были разные.

Кстати, похожей характеристикой «УХ!» персонажи-мужчины оценивали Анну Сергеевну в «Бриллиантовой руке».

Отвечая за вопрос милиционера о том, как выглядит незнакомка, бесхитростный Семен Семеныч затруднился выразить свое впечатление в словах и просто изобразил жестами некий СТИЛЬ. Не даром Светлану Светличную во многом именно после этой комедии Леонида Гайдая надолго и прочно записали в …-бoмбы советского экрана.

Но была в этом кино одна героиня, которую тоже периодически включают в число самых красивых актрис СССР. Вы догадались, о ком речь?

Конечно, речь о слишком строгой бюрократке-управдомше Варваре Плющ, сыгранной Нонной Мордюковой (8). Между прочим, она была супругой Вячеслава Тихонова, который, в свою очередь, в большинстве рейтингов венчает «лестницу» топов самых красивых актеров СССР – мужчин.

Впрочем, в лидеры по внешности Нонну Викторовну чаще записывают за роли, где она снималась, будучи моложе. А в этой комедии Гайдая даже ее танец во сне Горбункова выглядел как пародия.

И, однако ж, сон – штука коварная: может, Семен Семеныч отдавал дань ее внешности, просто бессознательно? Как сказали в другой советской комедии – «Служебный роман», «где-то в глубине души, где-то очень глубоко».

Кстати, в этой комедии Эльдара Рязанова всех, безусловно, восхищает превращение героини Алисы Фрейндлих из «сухой и черствой» в красавицу. И мало кто из зрителей обращает внимание на героиню 10-й степени важности – Алену, подругу секретарши Верочки, которой та поверяла все тайны, включая письма Оли Рыжовой к Юре Самохвалову.

Между тем, эту незаметную героиню с телефонной трубкой в руке сыграла обаятельная Надежда Репина (9), которая в свое время стала… самым настоящим прототипом героини советской мелодрамы – Ольги Николаевны в «Зимней вишне»!

Кадр из советской комедии «Служебный роман»
Кадр из советской комедии «Служебный роман»

И на сладкое – пример из мира советских фильмов для детей.

Самыми красивыми девочками – актрисами времен СССР публика обычно называет исполнительниц ролей Алисы Селезневой, Маши Старцевой, Герды…

И мало кто вспоминает, что и в нашей стране (а не только на Западе) экранизировали сказку «Питер Пэн», а там снялись просто прелестные юные чудесницы.

Причем даже те, кто помнит этот фильм, самой обаятельной в нем назовут Лену Попкову, сыгравшую главную роль. И только самые великие знатоки мира кино победительницей в детском обаянии назовут Катю Черченко, представшую в образе феи Динь-Динь.

___________

Примеров в рамках нашей темы можно назвать еще много… Друзья, дополняйте фильмы (не только советские) и мультфильмы, где бы красавиц/красавцев 2-го плана могли не заметить за главными героинями/героями.

А в развитие темы читайте посты «Эффектные блондинки – актрисы советского кино, не замеченные широкой публикой», плюс «1-я красавица советского кино: почему критики подтрунивали над Анастасией Вертинской» и еще «5 актеров, которых не хотели снимать в фильмах из-за "излишней" красоты».

И еще отгадывайте тесты, где надо назвать кино по французским актрисам и вот по героиням-блондинкам.

#кино #знаменитости #звёзды #телевидение #стиль #психология #актёры #культура