Найти тему
"Хомо люденс"

1-я красавица советского кино: почему критики подтрунивали над Анастасией Вертинской. И почему они не правы

Критики, с одной стороны, уважали и ценили Анастасию Вертинскую, а с другой – подтрунивали над ней.

Это было связано прежде всего с такими 2 моментами.

1. Многие считали актерскую судьбу Анастасии счастливой; даже намекали, что в кино она попала «по блату» – как дочь известного актера.

Еще бы: обучаясь в театральном училище, она уже умудрилась сыграть роль, о которой мечтают практически все актрисы, – Офелию в «Гамлете». Причем ее партнером по роли был сам Иннокентий Смоктуновский.

Были на счету юной актрисы и жена Болконского в «Войне и мире», и принцесса Турандот в Театре им. Вахтангова – одном из самых лучших советских театров, и другие роли.

Однако в детстве сама Настя не мечтала о сцене – ее больше привлекали иностранные языки. И это при том, что девочка, можно сказать, с пеленок «варилась» в актерской среде:

  • ее отец Александр Вертинский был популярным актером и исполнителем романсов. В их доме всегда было много его коллег, постоянно велись разговоры о кино.

Отец серьезно занимался образованием дочерей, желая развить в них хороший кругозор.

Интересно, что, по словам Анастасии, у нее с отцом была «почти мистическая связь». Уже и тогда, когда он ушел из жизни, дочь рассказывала, что ощущает его присутствие: «Я думаю, что он ограждает меня от каких-то бeд»;

  • ее мать Лидия Вертинская принимала участие в съемках – как актриса небольших ролей и художница;
  • ее сестра Марианна Вертинская целенаправленно с детства готовила себя «в артистки».

Но Анастасия, даже снявшись в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», после которых публика сразу полюбила юную кpacaвицу, сама о продолжении карьеры не думала.

Ей нравилось сниматься в кино. Да и пошедшие многочисленные письма пoклoнников актрисе, сыгравшей Ассоль и Гуттиэре, подогревали ее юное самолюбие.

Кадр из фильма "Человек-амфибия"
Кадр из фильма "Человек-амфибия"

В целом же она считала свои роли случайными. Пригласили – она проверила силы, но и достаточно. (Даже на пробы в 1-м своем фильме она пришла в спортивном костюме.)

Ее мнение переменило приглашение играть в Театре им. Пушкина. Именно там она почувствовала себя, наконец-то, в своей стихии.

2. Критики подтрунивали над юной актрисой, считая, что она слишком позерствует, упрощает роль, а режиссеры банально используют ее внешние данные взамен показу более глубоких психологических аспектов.

Так, про ее Офелию один рецензент указал, что она «чересчур искусственная», словно бы целиком «сделанная» режиссером.

А после премьеры «Человека-амфибии» некоторые журналисты писали, что обыгрывание ее внешних данных в картине слишком подчеркнуто, за внешностью не видно содержания – характера.

В советской (!) публицистике стали появляться обороты наподобие:

  • «чернокудрая красавица на борту экзотической шхуны» (мол, как-то очень уж буржуазно);
  • халат ее героини «распахнут достаточно широко для того, чтобы зритель мог полюбоваться зaгopeлыми нoгaми и пpeлecтным кyпaльникoм»;
  • как и в «Гамлете», у Вертинской «заученные и безжизненные движения»;
  • манеры актрисы совершено не похожи на поведение описанной Александром Беляевым «застенчивой индианки».

Однако таким критикам хочется напомнить, что Гуттиэре (как и Ассоль) Настя сыграла, еще будучи школьницей. Разве можно требовать от 17-летней непрофессионалки такого же мастерства, как от актрисы со стажем?

Важно было и то, что актрисе как начинающей пришлось подчиняться режиссеру. А полное отсутствие импровизаций всегда ведет актера к некоторой суховатости.

Но этот момент Вертинская преодолела, выйдя на сцену театра и повзрослев. Она стала самостоятельной единицей, с которой считались режиссеры, уже не смея навязывать ей свое видение.

Сама она своей 1-й настоящей ролью считала Лизу Болконскую в «Войне и мире». Во многом так получилось потому, что мудрый Сергей Бондарчук относился к ней серьезно, как к полноправной коллеге. Может быть, он и не принимал все 100% ее предложений, но всегда прислушивался к ней с уважением.

Ну, а насчет ее 1-х ролей в прессе, кроме того, критично уточнялось, что ее постоянно подменяли:

  • так, ее Гуттиэре говорила голосом Нины Гуляевой;
  • в «Человеке-амфибии» практически все подводные трюки вместо нее исполняла Галина Шурепова.

И вновь хочется кое-что напомнить придирчивым критикам.

Галина Шурепова была не простой актрисой коротких эпизодов, а, между прочим, 1-й женщиной-водолазом в СССР. Разве можно было с такой тягаться? Даже большинство «мaтepых» каскадеров не могли выполнить отдельные из трюков, которые удавались Галине.

С годами время всё расставило по своим местам.

Постепенно критики перестали воспринимать Вертинскую в штыки и зауважали ее как таковую – а не просто как дочь именитого отца.

Ну, а публика… публика не переставала любить актрису с самого начала. Более того, практически все опросы до сих пор выводят, что зрители считают Анастасию Вертинскую самой красивой актрисой нашего кино. Но это не в ущерб ее таланту!

Анастасия Александровна, мы любим ваше творчество, желаем вам удач и в дальнейшем!