Найти тему
Minsknews.by

В столичной прокуратуре напомнили, почему трудовые отношения нужно оформлять надлежащим образом

Жительница Минска обратилась в суд с иском к частной организации о признании трудового договора заключенным и взыскании заработной платы. В подробностях разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

-2

Фото носит иллюстративный характер

Она указала, что в апреле 2023 года по телефону обратилась к ответчику по вопросу трудоустройства водителем такси с личным авто. После непродолжительной беседы женщину согласились принять на работу. В ее обязанности входила доставка пассажиров по заказам, предоставляемым организацией. Стороны договорились о сдельной заработной плате, информация о размере которой формировалась в специальной программе. После предоставления необходимого пакета документов ее аккаунт подключили к программе, и минчанка приступила к работе.

В течение месяца водителю начисляли деньги в счет оплаты выполненной работы, а потом ответчик прекратил какое-либо общение с ней, не произведя окончательный расчет.

Жительница столицы просила суд признать трудовой договор с частной организацией заключенным, обязать ответчика внести записи о приеме на работу и об увольнении в трудовую книжку, а также взыскать в ее пользу заработную плату. При этом доказательств возникновения между сторонами трудовых отношений в связи с фактическим допуском истца к работе в качестве водителя такси уполномоченное должностное лицо нанимателя не представило.

В судебном заседании истец указала, что в телефонной беседе с представителем организации речь шла о заключении договора подряда, а не трудового договора. Какую должность в организации занимал собеседник и какими должностными обязанностями наделен, ей не известно. Трудовую книжку и свидетельство о страховании водитель ответчику в целях трудоустройства не передавала, заявление о приеме на работу не писала. Для допуска к выполнению работы истица направила лишь копии паспорта и водительского удостоверения.

Увы, при таких обстоятельствах шансов даже на частичное удовлетворение заявленных требований у минчанки не было.

Защитный вариант

— Конституцией Республики Беларусь гражданам государства гарантировано право на труд, — говорит заместитель начальника отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры г. Минска Ольга Третьякова. — Формы реализации этого права различны. Несмотря на то что законодательство допускает при соблюдении установленных правовых норм заключение с гражданами как трудового, так и гражданско-правового договора, некоторые организации используют их труд и без надлежащего документального оформления, что, безусловно, нарушение.

При трудоустройстве потенциальный работник обязан по требованию нанимателя представить пакет документов, предусмотренных законодательством, а также выразить волеизъявление в форме письменного заявления о приеме на работу.

-3

Фото носит иллюстративный характер

Далее оформляется трудовой договор. Обязанность заключить его в письменной форме и оформить приказом (распоряжением), а также объявить об этом работнику под подпись законом возложена на работодателя.

Фактическое допущение уполномоченным лицом нанимателя сотрудника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежаще оформлен. Однако это должно быть письменно оформлено не позднее дня, следующего за днем допущения гражданина к работе.

По словам собеседницы, действительность такова, что в некоторых случаях граждане вынуждены обращаться в суд за признанием своих трудовых прав, не оформленных нанимателем в установленном порядке, и, как следствие, восстановлением взаимосвязанных с правом на труд социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, отдых, социальное и пенсионное обеспечение и так далее.

— Граждане могут использовать различные средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством и направленные на подтверждение их интеграции в организационную структуру юридического лица: объяснения сторон, свидетельские показания, расшифровки телефонных соединений, переписки сторон, сведения о выдаче пропусков, удостоверений, материальных ценностей в подотчет, табели учета рабочего времени, графики сменности, ведомости об инструктаже на рабочем месте, документы хозяйственной деятельности работодателя, — отмечает Ольга Третьякова. Так, к примеру, суд с участием прокурора защитил нарушенные права гражданки, признав трудовой договор между ней и организацией заключенным и восстановив ее на работе.

Руководитель предприятия издал приказ о приеме жительницы столицы на работу с 26 декабря 2023 года на должность юриста по совместительству на условиях срочного трудового договора. В этот же день было направлено заявление о проведении ее аттестации. Спустя четыре дня председатель правления организации приказ о приеме женщины на работу отменил в связи с тем, что он был подписан лицом, не имеющим специальных полномочий, — супругом председателя правления, фактически являющимся ее заместителем.

Перед трудоустройством проводили собеседование на предмет соответствия гражданки должности юриста, проверили ее профессиональные навыки и знания, необходимые для исполнения обязанностей по указанной должности. Она отправила нанимателю фотографии трудовой книжки и анкеты соискателя, что подтверждали скриншоты переписки. Истица посещала офис компании с целью оказания помощи другим сотрудникам, а также обучения для дальнейшей работы в интересах нанимателя.

-4

Фото носит иллюстративный характер

Суд учел, что председателю правления было известно о направлении заявления об аттестации истицы до отмены приказа о приеме ее на работу, и эти действия фактически одобрены. Работник 4 января 2024 года успешно прошла аттестацию, и 8 января 2024-го в адрес нанимателя государственный орган направил соответствующее свидетельство. После чего ей выдали доверенность на представительство интересов компании во всех судебных учреждениях, на основании которой она была допущена к участию в рассмотрении нескольких гражданских дел.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что между сторонами сложились трудовые правоотношения, в связи с чем понудил ответчика к их надлежащему оформлению. Ввиду того что после фактического трудоустройства истицу в дальнейшем не допустили к работе, с чем она не согласилась, суд восстановил ее в должности.

Ольга Третьякова подчеркнула, что надлежащее оформление трудовых отношений — важнейшая гарантия защиты трудовых и социальных прав работников, в том числе при наступлении несчастных случаев, и неотъемлемая обязанность любого нанимателя.