Найти тему

К чему "снится пепел", ч.5

Часть 5

Альбом «Табу».

Несколько слов из истории создания альбома.

«Табу» записывался «Аквариумом» в августе 1982 года в студии Андрея Тропилло в Ленинграде, располагавшейся тогда в Доме Юного Техника на Охте. Материал был записан на студийный многоканальный магнитофон Studer.

«Табу» – пятый по счету альбом «Аквариума».

Группа "Аквариум".   Фото из Интернета.
Группа "Аквариум". Фото из Интернета.

Автором всех песен, как обычно, был БГ - за исключением, правда, небольшой инструментальной пьески («Радамаэрл»), завершающей альбом, к сочинению которой приложил также руку и виолончелист группы Всеволод Гаккель. Эти песни составляли основу той концертной программы, с которой группа вступала тогда на различных нелегальных и полулегальных «сейшенах».

В трек-листе «Табу» - десять композиций:

1. Сегодня ночью

2. Пустые места

3. Кусок жизни

4. Береги свой хой

5. Пепел

6. Никто из нас не

7. Игра наверняка

8. Аристократ

9. Сыновья молчаливых дней

10. Радамаэрл

-3

И к началу записи каждая из них была «обыграна» на публике.

Саунд-продюсерами этого альбома следует считать как самого БГ, так и приглашенного им для этой записи Сергея Курехина – виртуозного клавишника-авангардиста. Ибо «Гребенщиков более-менее чётко представлял себе конечный результат, а Курёхин знал, каким именно способом этого результата можно добиться».

Для записи этой пластинки в «Аквариум» были приглашены и другие сессионные музыканты. Их подбором занимался Сергей Курёхин, скептически смотревшим на участников постоянно состава «Аквариума». В частности, им были привлечены к делу саксофонист Игорь Бутман, гитарист Александр Ляпин, барабанщик Пётр Трощенков и бас-гитарист Владимир Грищенко.

-4

Запись каждого трека производилась быстро, инструменты писались каждый на свою дорожку практически без наложений и почти без дублей.

Песня «Пепел» поначалу задумывалась БГ как «синтезаторная пьеса в минималистической манере Гарри Ньюмена». Однако из-за отсутствия необходимых инструментов осуществить это оказалось невозможным. Тогда «Аквариум» превратил ее в хард-роковый боевик.

Музыкальная часть альбома «Табу» характерна бесконечным спором гитары Ляпина и пианино Курёхина.

Как описал это в своей книге «100 магнитоальбомов советского рока» рок-журналист А. Кушнир,

-5
«Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой — от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам «новой волны» любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс — с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитароизвережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно».

В итоге на записи «Табу» разыгралась инструментальная дуэль между этими двумя питерскими рок-виртуозами, что, между прочим, более всего слышно именно в песне «Пепел». Пишут, что пианино Курёхина на этом трэке ничуть не уступает хард-роковым «запилам» Ляпина. При этом, чтобы добиться более «металлического» звука, Курёхин вбил в молоточки пианино… - канцелярские кнопки! После чего его такое пианино стали именовать «препарированным».

-6

Первое CD-издание «Табу» появилось в 1994 году. Альбом был издан компанией «Триарий» в оригинальном виде без бонус-треков. В 2002 году «Табу» был переиздан компанией «Союз» в рамках масштабной антологии «Аквариума», при этом оригинальный материал был дополнен композициями «Сентябрь» и «В поле ягода навсегда».

Сам же БГ позже признавался, что в итоге альбом ему не понравился:

«Музыканты хотели, чтобы их было слышно больше остальных. И я пошел на компромисс между ними. И потому не получилось ни того, что хотел я, ни того, что хотели они. Если бы я был тогда взрослее, серьезнее и жестче, то я бы записал его гораздо сильнее, чем он есть сейчас».
-7

Но нет худа без добра: во время одного из споров Ляпина с Курёхиным на записи «Табу» Гребенщиков прямо на балконе студии написал одну из наиболее известных своих песен – «Рок-н-ролл мёртв». А также «гораздо сильнее» он через много лет (в 1998 году) записал вновь песню «Пепел» - вместе с бывшими «Странными играми», а ныне группой «Deadушки».

И снова зазвучало: «Мне снится пепел, пепел, пепел! Мне снится пепе-е-е-л!». И опять как заклинание, как предчувствие, как предупреждение.

О чем?

Н.К. Рерих. Ангел последний.
Н.К. Рерих. Ангел последний.

(окончание следует)

По этой теме читайте также:

--------------------------------------------------------------------------------------------

Уважаемые читатели!

Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.

Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.

А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал

"Кто мы? Откуда? Куда идем?"