Часть 5
Альбом «Табу».
Несколько слов из истории создания альбома.
«Табу» записывался «Аквариумом» в августе 1982 года в студии Андрея Тропилло в Ленинграде, располагавшейся тогда в Доме Юного Техника на Охте. Материал был записан на студийный многоканальный магнитофон Studer.
«Табу» – пятый по счету альбом «Аквариума».
Автором всех песен, как обычно, был БГ - за исключением, правда, небольшой инструментальной пьески («Радамаэрл»), завершающей альбом, к сочинению которой приложил также руку и виолончелист группы Всеволод Гаккель. Эти песни составляли основу той концертной программы, с которой группа вступала тогда на различных нелегальных и полулегальных «сейшенах».
В трек-листе «Табу» - десять композиций:
1. Сегодня ночью
2. Пустые места
3. Кусок жизни
4. Береги свой хой
5. Пепел
6. Никто из нас не
7. Игра наверняка
8. Аристократ
9. Сыновья молчаливых дней
10. Радамаэрл
И к началу записи каждая из них была «обыграна» на публике.
Саунд-продюсерами этого альбома следует считать как самого БГ, так и приглашенного им для этой записи Сергея Курехина – виртуозного клавишника-авангардиста. Ибо «Гребенщиков более-менее чётко представлял себе конечный результат, а Курёхин знал, каким именно способом этого результата можно добиться».
Для записи этой пластинки в «Аквариум» были приглашены и другие сессионные музыканты. Их подбором занимался Сергей Курёхин, скептически смотревшим на участников постоянно состава «Аквариума». В частности, им были привлечены к делу саксофонист Игорь Бутман, гитарист Александр Ляпин, барабанщик Пётр Трощенков и бас-гитарист Владимир Грищенко.
Запись каждого трека производилась быстро, инструменты писались каждый на свою дорожку практически без наложений и почти без дублей.
Песня «Пепел» поначалу задумывалась БГ как «синтезаторная пьеса в минималистической манере Гарри Ньюмена». Однако из-за отсутствия необходимых инструментов осуществить это оказалось невозможным. Тогда «Аквариум» превратил ее в хард-роковый боевик.
Музыкальная часть альбома «Табу» характерна бесконечным спором гитары Ляпина и пианино Курёхина.
Как описал это в своей книге «100 магнитоальбомов советского рока» рок-журналист А. Кушнир,
«Пиком вкусовых конфронтаций стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина, увлекавшегося в тот период совсем другой музыкой — от фри-джаза до регтайма. В свою очередь Ляпин был упертым рок-н-ролльщиком и далеко не по канонам «новой волны» любил терзать гитару в духе вудстокских подвигов Эдвина Ли. Будучи поклонником утяжеленной блюзовой музыки, Ляпин предпочитал затянутые соло а-ля Хендрикс — с гитарой, пропущенной через самодельную жестяную примочку, дающую на выходе чудовищный хорус. На концертах подобное гитароизвережение смотрелось эффектно и адекватно, но в контексте студии данная манера порой выглядела чужеродно».
В итоге на записи «Табу» разыгралась инструментальная дуэль между этими двумя питерскими рок-виртуозами, что, между прочим, более всего слышно именно в песне «Пепел». Пишут, что пианино Курёхина на этом трэке ничуть не уступает хард-роковым «запилам» Ляпина. При этом, чтобы добиться более «металлического» звука, Курёхин вбил в молоточки пианино… - канцелярские кнопки! После чего его такое пианино стали именовать «препарированным».
Первое CD-издание «Табу» появилось в 1994 году. Альбом был издан компанией «Триарий» в оригинальном виде без бонус-треков. В 2002 году «Табу» был переиздан компанией «Союз» в рамках масштабной антологии «Аквариума», при этом оригинальный материал был дополнен композициями «Сентябрь» и «В поле ягода навсегда».
Сам же БГ позже признавался, что в итоге альбом ему не понравился:
«Музыканты хотели, чтобы их было слышно больше остальных. И я пошел на компромисс между ними. И потому не получилось ни того, что хотел я, ни того, что хотели они. Если бы я был тогда взрослее, серьезнее и жестче, то я бы записал его гораздо сильнее, чем он есть сейчас».
Но нет худа без добра: во время одного из споров Ляпина с Курёхиным на записи «Табу» Гребенщиков прямо на балконе студии написал одну из наиболее известных своих песен – «Рок-н-ролл мёртв». А также «гораздо сильнее» он через много лет (в 1998 году) записал вновь песню «Пепел» - вместе с бывшими «Странными играми», а ныне группой «Deadушки».
И снова зазвучало: «Мне снится пепел, пепел, пепел! Мне снится пепе-е-е-л!». И опять как заклинание, как предчувствие, как предупреждение.
О чем?
(окончание следует)
По этой теме читайте также:
--------------------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые читатели!
Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.
Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.
А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал
"Кто мы? Откуда? Куда идем?"