Найти тему

К чему «снится пепел», ч.1

(заметки о скрытых смыслах одной из песен Бориса Гребенщикова)

Часть 1

БГ и умники

Думаю, только глухой не слышал, кто такой Борис Гребенщиков.

Правда, его и его группу «Аквариум» практически невозможно увидеть на официальных телеканалах, не исключая и канал «Россия – Культура».

Но это нисколько не мешает его (не побоюсь этого слова) поистине уже не только российской, но и всемирной известности и популярности.

Хотя, пожалуй, только в России способны оценить его талант полноценно, поскольку, как справедливо отметил один исследователь его творчества, «для самого Гребенщикова слова в песне играют не меньшую роль, чем музыка». И потому лишь русскоязычные, точней – русскоговорящие, люди могут объять этот синтез стиха и звуков в его взаимообусловленности и целостности.

-2

Но довольно пространных вступлений...

Не думаю, что стоит уподобляться некоторым умникам, пишущим о песнях Гребенщикова (и в частности, о той из них – песне «Пепел» из альбома 1982 года «Табу» - о которой будет речь в этих заметках) в весьма «странных» выражениях.

Ну, например, в таких:

«Поэзия модернистов, потерявшая «право голоса» после наступления монополии соцреализма, ставила себе задачу переизобрести субъектность и найти новый язык, способный более эффективно выразить человеческое в человеке, прорваться к внезнаковой реальности. В результате было получено нечто вроде гётевского гомункула: солипсистский, элитарный и ориентирующийся на тезаурус личного опыта субъект модернизма, в своих авангардистских проявлениях порвавший со всеми конвенциями. «Пепел» Гребенщикова представляет собой игру с премодернистской и модернистской моделями субъектности. Он интересен тем, что реализует отказ от «человеческого»: от того, за что более всего держался русский лирический субъект».

Вы что-нибудь поняли? Я – нет...

-3

Или в таких:

«Так и радикально упрощается жизнь, а место протеизма и фертильности органического занимает стерильность стали. Непроизвольный жест эмоции по отношению к объекту любви, который в этом случае может касаться еще одного «классического» общего места — богообщения».

Это – пара цитат из статьи «Поэтика Бориса Гребенщикова: опыт медленного чтения «Пепла», автор - некий Степан Кузнецов.

Я же думаю, что, на самом деле, все куда проще: песня эта – не о том, что «ничто так не выдает свою не-антропность, как не-человек, стремящийся казаться человеком» - по-моему, это полная ерунда. А она о том, что сегодняшний мир стоит на пороге глобальной катастрофы, или точней – говоря словами Е. Рерих, той «Огненной Бури, о которой так часто говорится в Учении» Живой Этики, и которая может окончиться для нашего человечества всемирным Пожаром.

С.Н. Рерих  Предупреждение человечеству 1962
С.Н. Рерих Предупреждение человечеству 1962

Вот почему «снится пепел» Борису Гребенщикову!

Ибо, как не раз сам он рассказывал и подчеркивал в различных интервью (и даже в песнях), песни свои он НЕ ПИШЕТ, а они у него ПИШУТСЯ. «Эта песня написалась сама» - часто именно так он и объясняет свое творчество.

Так, в песне «Электричество» он поет:

«Моя работа проста: я смотрю на свет. Ко мне приходит мотив - я подбираю слова. Но каждую ночь, когда восходит звезда, я слышу плеск волн, которых здесь нет».

А в интервью он говорит: «А вообще, в песне главное – это спустить Небо на землю».

Действительно, как Сказано в Новом Провозвестии, что оформление мысли - есть творчество. Мысли без формы («арупа») существуют в пространстве и они недоступны обычному мышлению. Собиратели пространственных мыслей, переводящие их из состояния «арупа» в образы законченные и четкие («рупа») - являются теми, кто Небесный Огонь низводит на землю на потребу всего человечества.

С.Н. Рерих.  Весть
С.Н. Рерих. Весть

И как бы вторя этим словам, Борис Гребенщиков говорит в интервью:

«Когда ты пишешь (песни), ты переводишь свои образы из состояния потенции в состояние реальности».

Этим я, конечно, не собираюсь возводить БГ в ранг великого пророка.

Но...

(продолжение следует)

---------------------------------------------------------------------------------------

Уважаемые читатели!

Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.

Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.

А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал

"Кто мы? Откуда? Куда идем?"