Когда мы находимся внутри помещения или смотрим на архитектуру снаружи, наш мозг моментально начинает анализировать визуальную информацию. Он строит восприятие от общего к частному, выделяя важные (или потенциально опасные) элементы и отбрасывая незначительные детали.
Восприятие пространства во многом основано на ориентировании по вертикальным и горизонтальным линиям. Эти оси являются ключевыми индикаторами физического равновесия. Благодаря им мозг быстро оценивает стабильность окружающей среды и наше положение в ней.
В городской среде вертикали и горизонтали присутствуют повсюду — в архитектуре, на улицах, в мебели. Мы воспринимаем их как норму. Но как только что-то отклоняется от этой нормы — будь то наклонённые здания или кривые формы, мозг тут же фиксирует это как необычное. Такие объекты привлекают внимание именно своей нестандартностью. Нарушение привычных линий воспринимается мозгом как сигнал, требующий более детального анализа.
Влияние визуальных искажений на архитектурную среду
Необычные линии и формы в архитектуре всё чаще встречаются в современных городах. Архитекторы намеренно выбирают нестандартные геометрические решения, чтобы их здания выделялись и запоминались. Примеры таких сооружений — знаменитый «Танцующий дом» в Праге или башни-«паруса» в Дубае. Эти здания нарушают привычные для нас вертикальные и горизонтальные линии, создавая динамичные и визуально интересные образы.
Дизайнеры, работающие с городской рекламой, также используют этот приём для привлечения внимания к магазинам и ресторанам. Многие делают это интуитивно, понимая, что такие нестандартные объекты привлекают взгляд. Те же, кто точно знает, как и почему это работает, создают наклонные и необычные формы, не сомневаясь в эффективности подхода.
У кого какие «Гуси»?
У архитекторов есть профессиональная премия признания, правда она не официальная, и её никто не учреждал. Среди мэтров архитектуры бытует мнение, что если вашему объекту дали прозвище, то это и есть признание коллег и горожан.
Здание Новосибирского Технопарка, получившее прозвище «Гуси», — это ещё один пример того, как наш мозг склонен находить образы там, где их нет. Две башни, наклонённые друг к другу и соединённые консолями, действительно напоминают двух существ, возможно, гусей. Но уникальность этого здания, на мой взгляд, заключается вовсе не в этом.
Необычные наклонные линии привлекают внимание настолько, что здание стало одним из «открыточных» видов Новосибирска. Однако главная его особенность — в том, как архитектор, придумавший один из символов современного Академгородка, воспринимает пространство.
Дело в том, что автор концепции иначе смотрит на мир. Это не просто фигура речи, а медицинский факт. Он относится к тому небольшому проценту людей в мире, которые не могут воспринимать чёткие горизонтальные и вертикальные линии. Чтобы видеть окружающее так же, как большинство, им приходится прилагать больше усилий, совершая дополнительные движения глазами и головой.
Уникальность этого здания в том, что оно даёт нам возможность увидеть пространство глазами автора. Хотя архитектор стремился воплотить идеи «Пирамиды знаний» и «Победы над гравитацией», его личное восприятие, не опирающееся на классические вертикальные и горизонтальные оси, стало важной частью финального результата.
Этот проект— яркий пример того, как личное восприятие архитектора, обусловленное его физиологическими особенностями, может создать не просто объект архитектуры, а запоминающийся и уникальный городской символ.
Когда линии выходят за рамки
Живя в городах, мы привыкли ориентироваться на горизонтальные и вертикальные оси, и когда они нарушаются, мозг моментально обращает на это внимание. Архитектура — это не только стены и фасады, но и тонкая игра с восприятием пространства, где необычные формы могут привлекать, вызывать эмоции и заставлять нас воспринимать мир иначе.