Найти в Дзене

Взяли лишь то, что поместилось в карман, и уже оценили эффект: отпуск с ребёнком и минимумом игрушек

Оглавление

Детские игрушки и отпуск. Уверена, что тема эта волнует каждого, кого ждёт перемещение с ребёнком к месту отдыха. Что взять, а от чего отказаться? Как не переборщить с количеством или вовсе не оставить малыша без игрушек? Сегодня поделюсь с вами парочкой личных наблюдений относительно поведения двухлетнего ребёнка в режиме, как может кому-то показаться, дефицита игровых средств. Расскажу о рекомендациях относительно выбора игрушек и их количества, а также возможностях для ребёнка и родителей, которые открывает этот "дефицит". Понимаем под этим, конечно же, дефицит здоровый, а не тот, который демонстрируют нам в популярных шоу по ТВ.

Взяли лишь то, что поместилось в карман, и уже оценили эффект: отпуск с ребёнком и минимумом игрушек
Взяли лишь то, что поместилось в карман, и уже оценили эффект: отпуск с ребёнком и минимумом игрушек

Детские игрушки и отпуск: что взять, а от чего отказаться

На сегодняшний день Офелии 1 год и 10 месяцев, и вот уже подходит к концу вторая неделя пребывания в Италии. По объективным причинам мы планировали этот отпуск очень-очень заранее и переживали. И когда вопрос уже был решён, опасения относительно наших перемещений никуда не делись. Как ребёнок перенесет перелёты (а теперь, чтобы добраться до Италии, нужно совершить их минимум два и довольно продолжительных)? Как быть с питанием и прочими моментами? Что, если заболеет? Какие игрушки брать с собой и в каких количествах? В общем-то, типичные вопросы типичных родителей. Сегодня речь о вопросе последнем, а именно вопросе количества и разнообразия игрушек.

Лишив ребёнка в поездке обилия игрушек, мы лишь приобрели

Нет, не приобрели здесь, в Италии, новые. Давайте обо всём по порядку.

Как бы избирательна ни была я в вопросе выбора детских игрушек, как бы ни старалась применять психолого-педагогические подходы к этому процессу и оценивать необходимость приобретения того или иного материала или игрушки, у нас есть бабушка по папиной линии. Она покупает всё и сразу. "На сейчас" или "на вырост", полезное или бестолковое (даже вредное). Игрушки, одежда, детские шляпки и даже кокошники. В основном по этой причине игрушек у нас в избытке. Я не считаю это нормой, но принимаю как факт. Единственное, что я могу сделать в этой ситуации - обеспечить сменяемость игровых материалов, чем регулярно и занимаюсь.

Ну и среди этого многообразия игрушек, естественно, встал вопрос о том, что брать с собой в поездку. Критерии отбора были следующими:

  • Адекватный вес и минимум места в чемодане (вы, возможно, не поверите, но стоимость 20 кг багажа на один рейс превышает стоимость одного билета из Еревана в Рим)
  • Универсальность использования (отдых у нас планировался в том числе и пляжный, а лейки-ведра брать не очень-то хотелось, как и покупать их уже в Италии)
  • И главное: ребёнок должен действительно ими играть (тут, конечно, предусмотреть сложно, но попытаться стоило).

Конечно, мы понимали, что в крайнем случае здесь тоже есть детские магазины, и мы бы купили всё необходимое. Но вот вообще не хотелось этого делать, потому что пришлось бы везти домой новую порцию хлама игрушек.

Итак, смотрите, что мы взяли. Все игрушки на одном фото:

Детские игрушки в отпуск: взяли по минимуму
Детские игрушки в отпуск: взяли по минимуму
  • Резиновый синий трактор
  • Пластиковые стаканчики-вкладыши
  • "Чудесный мешочек" с парными деревянными фигурками. По прямому назначению мы их ещё не использовали, применяя чаще как стульчики для «ребят», о которых пойдёт речь ниже, и некий антураж (елочки, деревья) 
  • Карандаши "Малыш" от бренда "Гамма".

Скажу пару слов об этих карандашах.

Утолщённые цветные карандаши "Малыш" от фирмы "Гамма"
Утолщённые цветные карандаши "Малыш" от фирмы "Гамма"

Они просто находка для ребёнка и родителя. В красивой и функциональной упаковке находятся 8 утолщённых карандашей и безопасная точилка. Длина карандаша всего 11 см, и он удобно помещается в руку ребёнка. Но самое главное их достоинство - это грифель. Он очень мягко рисует, что позволяет малышу рисовать практически без нажима. Можно рисовать как тонкие линии, так и использовать карандаш для закрашивания изображений благодаря диаметру грифеля в 10 мм. Цвета суперяркие. И главное: следы от карандашей на руках легко отмываются водой и оттираются с пола или стола обычной влажной салфеткой. Купить набор утолщенных цветных карандашей "Малыш" 8 штук с точилкой можно на Яндекс.Маркете.

  • Ну и, собственно, "ребята": резиновый пальчиковый театр, персонажи сказок "Теремок" и "Колобок". И те не все, какие-то мы затеряли дома. 
  • Белый мягкий кот, который уже похож на кочегара, поскольку это одна из любимых наших игрушек
  • Последнее, что я сделала, — купила в Фикспрайсе книжку с многоразовыми наклейками. Тему взяла понятную для двухлетки: животные. 

Всё. Правда, всё. И вот буквально сегодня нас осенило: две недели ребёнок играет только тем, что есть. Потребности в каких-то других игрушках не возникло. Вру, один раз была: мы купили лишь резиновый мячик, потому что часто ходим на детскую площадку и завидуем маленьким итальянцам.

Нет обилия игрушек - нет проблем ни у ребёнка, ни у родителя

  • Ребёнок играет тем, что есть. Я не вижу ни поведенческого, ни материального хаоса, нытья и прочих следствий избытка игрушек. Не наблюдаю беготни по дому в поисках занятия и через 5 минут забрасывания найденного дела.

Это, кстати, применимо как дома, так и в детском саду. Обилие игрушек, точно так же как и "безумное" оформление на стенах, о котором мы уже говорили в нескольких моих материалах (ссылки оставлю в конце статьи), рассеивает внимание и перегружает нервную систему ребёнка. Результат я уже озвучила.

  • Ребёнок начинает использовать имеющиеся игрушки новыми способами. Сказочные герои у нас не только обыгрывают сказку, но и выстраиваются в очередь, пересчитываются, прячутся и ещё много чего делают. Минимализм — это в том числе толчок для развития воображения. В неполные два года рано об этом говорить, но меня радует динамика.

Более того, Офелия получила первый опыт замещения. Смотрите на фото. Здесь она накрывает воображаемым одеяльцем игрушку, используя для этого тот же стаканчик-вкладыш:

Пластиковый стаканчик-вкладыш как предмет-заместитель: Офелия "закутала" лисичку одеяльцем
Пластиковый стаканчик-вкладыш как предмет-заместитель: Офелия "закутала" лисичку одеяльцем
В офлайне я достаточно продолжительное время изучала возможности дошкольников в освоении замещения и использования в игре предметов-заместителей и могу сказать, что на бумаге, в теории, освоение замещения происходит несколько позднее, не в два года.

Что ещё замещаем и чем? Например, сказочных героев рассаживаем на стульчики, имея под рукой лишь "волшебный мешочек", в котором для этой цели можно использовать кубики и треугольные призмы. И если здесь я сама демонстрировала способ альтернативного использования предмета, то в истории с одеяльцем ребёнок придумал замещение самостоятельно. "Спит", — говорит мне Офелия, а я до этого уже наблюдала за ходом её действий. Спрашиваю: "Ты закутала лисичку одеялом?". "Да", — вот такой вот ответ.

Сняла еще интересный момент. Посмотрите, как ребёнок придумал объединять сказочного героя и стаканчик. И если с Колобком и лягушкой всё ясно, то обратите внимание на бабу и волка. У бабы платочек голубой, а у волка рубашка синяя. Ну а мишке, наверное, по остаточному принципу достался стаканчик (хотя и здесь логику найти можно).

Развитие цветовосприятия и сортировка игрушек по стаканчикам
Развитие цветовосприятия и сортировка игрушек по стаканчикам

Из этих же стаканчиков-вкладышей мы поим кота, трактор и родителей. А ещё иногда трактор приезжает выпить эспрессо (ну а сказочные герои как всегда организованны — стоят и ждут своей очереди).

-7
  • Развивается глагольный словарь: пьёт, спит, упал, ушёл. Здесь всё просто на самом деле: мы обыгрываем действия и называем их, не более того. И вот это самое важное в истории о детях и игрушках.

Сегодняшние мои мысли, они не к тому, что надо собрать все излишки игрушек в мешок, выбросить/отдать и оставить ребёнку одну-две-три игрушки. Я про адекватные и взвешенные решения о необходимости покупки того или иного материала. Ребёнка развивает не игрушка как таковая, а присутствие (не физическое, да?) в его игре взрослого. А особенно не развивают "развивающие" игрушки, о которых я тоже как-то упоминала:

Классическая формула, рекомендованная нейропсихологами, выглядит так: 5 +/- 2. То есть оптимальное количество игрушек для дошкольника — от 3 до 7. И это те игрушки, которые ребёнок будет использовать активно, а не те, которые имеются в доме и собирают пыль. Именно столько предметов может удержать ребёнок в своем внимании. 

Важно, чтобы игрушки эти не только различались по принципу взаимодействия с ними, но и имели тактильные различия. В чем проблема современных игрушек? В том, что в большинстве своём они пластмассовые. В идеале у ребёнка в равных количествах должны быть и другие фактуры: деревянные, бумажные/картонные, металлические игрушки, гладкие и шершавые, мягкие и твёрдые и так далее. А если есть возможность приобрести игрушку, фактура которой будет отвечать реальной логике, это будет вообще класс.

А что у нас? Я не задумывалась об этом, собирая игрушки в дорогу. Лишь сейчас, печатая этот материал, проанализировала их состав.

  • Стаканчики-вкладыши — пластмассовые.
  • Кот — мягкая игрушка.
  • Синий трактор — резиновый, как и герои пальчикового театра.
  • Цветные карандаши — деревянные, как и "Волшебный мешочек".
  • Блокнот для рисования и книжка с наклейками — бумажные."

На мой взгляд, достаточно разнообразные фактуры. Да и взаимодействовать с ними можно по-разному. Что скажете? Буду рада, если поделитесь своим опытом в комментариях, как и мыслями о детских игрушках в целом. Не забудьте поставить лайк — это поможет алгоритмам Дзена донести информацию до заинтересованных пользователей.

Ну а я завершаю. И это про дом. На улице, кстати, запросто находятся предметы, которые можно использовать в игровой, познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности. Ракушки и камешки на пляже? Конечно. Это самый простой вариант. О других расскажу в одном из следующих материалов. Подпишитесь и активируйте "колокольчик", чтобы не пропустить. Добра нам всем. Кстати, со мной можно дружить в ТГ — там делюсь творческими идеями и вдохновляющими моментами, которые можно найти в обычных буднях (ссылку оставлю в закреплённом комментарии).

Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajt35RhVNwZ