Найти в Дзене

Я купила "развивашку", и теперь я педагог: бизнес и маркетинг против родителей и воспитателей детского сада

Оглавление

Друзья, привет. На днях мы с вами столкнулись ещё с одной мамочкой, бестактно влезшей в профессиональный педагогический диалог и раздающей педагогам рекомендации, как им надо работать. В который раз. Их в дверь, как говорится, а они в окно.

Ну да ладно. Вводные данные следующие: эгоцентризм, помноженный на попытки блогерства низкосортным контентом. Всё подряд из жизни своей дочери плюс подборки с развивающими игрушками и их артикулами на маркетплейсах. Воспитатели, простите, "курицы" (её слово, решающее в этом диалоге), которые не умеют и не хотят работать. Зато она умеет, о чём настрочила уйму комментариев. Пиар своего канала? На мой взгляд, да, она же кроме всего прочего выкладывает там фото с "развивающими" игрушками. Вроде как тоже педагогическая направленность, только добавить бы сюда приставку "псевдо". Аудитория получается у нас смежная, авось кто-то и заинтересуется её "творчеством" и подпишется. Потому что желающих особо и не нашлось - 43 человека. А расти-то хочется.

Захожу в первую статью под названием "Развивающие игрушки от 4х до 5 лет". Ммм... От четырёх до пяти. Сильно. Ну и первое фото - набор детской косметики. Лаки для ногтей, помада и ещё какая-то ерунда. Воистину развивающая игрушка. Закрыла. Есть чему поучить педагогов, правда? Так и родилась тема этой статьи.

Я купила "развивашку", и теперь я педагог: бизнес и маркетинг против родителей и воспитателей детского сада
Я купила "развивашку", и теперь я педагог: бизнес и маркетинг против родителей и воспитателей детского сада

Все ли детские игрушки можно назвать развивающими?

Или это бизнес и маркетинг для несведущих? Действительно, слово "развивающая" на упаковках детских игрушек встречается очень часто. Более того, на многих из них присутствуют даже маркированные списки с указанием тех качеств, которые, предположительно, развиваются при взаимодействии с этой игрушкой. Однако доказана ли фактическая эффективность такой "развивашки"?

Игрушки - это бизнес. Имея теоретическую базу и небольшой опыт в интернет-маркетинге, знаю что такое SEO-оптимизация. Собственно, недобросовестные продавцы этим и пользуются, выдавая желаемое за действительное и указывая слово "развивающий" в заголовке или содержании карточки товара (особенно не ленивые даже в инфографике это рисуют). Ну и что получается? Это поднимает товар в поисковой выдаче по запросу "развивающая игрушка". Родитель видит волшебное слово (помните, как собака Павлова на свет реагировала?) и покупает "развивашку". Потому что маркетинг очень постарался, чтобы мы рефлексировали на него именно так, как нужно.

Чтобы понять, что такое развивающая игрушка, надо понимать, что такое "развитие"

Знаете, что интересно? При многообразии педагогических классификаций детских игрушек ни в одной не фигурирует слово "развивающая". На сегодняшний день в дошкольной педагогике более актуальной является классификация игрушек на основе их использования в разных видах игр:

  • сюжетные или образные;
  • технические (сюда мы не относим всякую интерактивную ерунду типа щенков-роботов или детских планшетов);
  • строительные и конструктивные материалы;
  • дидактические игрушки;
  • игрушки для подвижных и спортивных игр;
  • театрализованные;
  • звучащие или музыкальные;
  • игрушки-самоделки;

Однако в каждую из этих групп обязательно будет вложена функция развития, иначе для чего вообще эта игрушка в детском саду? Развитие, в свою очередь, предполагает появление нового качества. В контексте детского развития это проявляется через приобретение новых взглядов на мир и на окружающих, развитие новых умений, интересов и мотивации к действию. Этот процесс отражается в инициативности и самостоятельности ребенка. Развитие не всегда тесно связано с обучением, но часто идет с ним рядом.

Поэтому мух от котлет отделить придётся: дидактическая игрушка всегда несёт в себе две функции (обучение и развитие), а игрушка развивающая в большинстве своём лишь одну.

Но сегодня не о теории (потому как она необъятна, да и переписывать чужие труды смысла не имеет, всё это давно в открытом доступе), а на пальцах и примерах о том, какие игрушки и почему развивающими назвать нельзя (или можно с большой-большой натяжкой). Кто-то может сказать, что деление игрушек на развивающие и обычные очень условно, и при грамотном педагогическом подходе любая игрушка может стать развивающей. Доля правды в этом есть, но относится ли эта правда к тому, о чём пойдёт речь ниже?

Развивающие игрушки как мини-копии "взрослых" вещей

И как пример, виновник всей этой истории - набор детской косметики. Как и наборы парикмахера со страшными головами, детские стиральные машины и ещё много чего. Детские компьютеры, в конце концов. Родитель полагает, что, играя с подобными предметами, ребёнок между делом освоит практические навыки. В данном случае наносить макияж и делать маникюр, получается? Это готовит детей ко взрослой жизни, как часто считают. Конечно, можно (и это часто делается) использовать игру исключительно в обучающих целях (вопрос - зачем?), но тогда её главные функции вытесняются. Купить ребенку лак для ногтей и посадить его делать себе маникюр - не про развитие. Да, ребенок, возможно, натренируется и будет на сотый раз делать это более аккуратно. Но скорее всего бросит это занятие, потому что на первый план в возрасте, когда дети начинают интересоваться подобными штуками, выходит социальное взаимодействие. Содержание же игры в этом случае отодвинуто на второй план. Упражнение в частном умении - это не игра.

Специфические предметы нужны ребёнку всего лишь как атрибуты, помогающие войти в роль, и они не должны вытеснять из поля его внимания человека.

Что ещё мутного в истории с набором детской косметики? Это невразумительный состав средств, что поднимает вопрос о безопасности данной игрушки в целом. А ещё психологической безопасности, поскольку данная игрушка способствует поддержке стереотипов о внешности и красоте, что может стать проблемой с точки зрения развития детской самооценки. Вообще, эту игрушку я бы рассматривала как средство информационного воздействия, пропагандирующее антиценности.

Друзья, обращаю ваше внимание на то, что мои доводы основаны на понимании дошкольной психологии и педагогики, включая особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, и подкреплены многолетней педагогической практикой. Вы вправе не согласиться с содержанием моего материала. Если вам есть, что сказать по теме (согласиться или оспорить какие-то моменты), буду рада конструктивным и корректным комментариям.

Следующие примеры выбраны мной рандомно, первые попавшиеся в поисковой выдаче на известном маркетплейсе по запросу "Развивающая игрушка" и вызвавшие подозрения.

Высокотехнологичные игрушки не всегда являются развивающими

Эти игрушки ещё называют интерактивными. Когда-то давно моей старшей дочери подарили хомяка-повторюшку. Жуткое зрелище. Но технологии развивались и родили вот это...

Интерактивная игрушка "Танцующий кактус". Продавец называет её "развивающей". Фото из открытого источника
Интерактивная игрушка "Танцующий кактус". Продавец называет её "развивающей". Фото из открытого источника

Танцующий кактус. Да, эта игрушка забавляет и кажется современной. Однако её никак нельзя назвать развивающей. С ней ребенку не нужно играть. Действия с подобными игрушками стереотипны и однообразны: нажимаешь (или даже и нажатия-то не требуется) и наблюдаешь, что скажет или сделает игрушка. Это даже не деятельность, а её иллюзия. Облегчая ребёнку игровую задачу, мы, тем самым, ограничиваем его возможности к самостоятельным осмысленным действиям, а значит - тормозим развитие. Как и в случае с планшетами, смартфонами, интерактивными щенками и котятами и прочим.

"Развивающие" игрушки, противоречащие педагогическим принципам

Вот этот экспонат мне показался очень интересным с негативной точки зрения:

Систем Монтессори? Правда? Фото из открытого источника
Систем Монтессори? Правда? Фото из открытого источника

Смотрите, вкладыши - это развивающий игровой материал для ребёнка раннего (и в некоторых случаях младшего дошкольного) возраста. На втором и третьем годах жизни малыш познает окружающий мир в основном руками, т.е. предметно-действенным способом. Тогда к чему здесь цифры? Ну, разве что культивировать "вундеркиндов". Только не навредить бы. В дошкольной педагогике знакомство с цифрами начинается ближе к пяти годам, к середине средней группы. Освоить все, от 0 до 9, ребёнок сможет уже к шести, в старшей группе. Зачем ему в этом возрасте вкладыши, когда во всю идет становление наглядно-образного мышления? Еще и дизайнеру неплохо было бы руки оторвать, начиная от образа цифр (обратите внимание на шрифт) и заканчивая общей цветовой гаммой. Ну а Мария Монтессори, имя которой, опять же, для взрослых работает как загорающаяся лампочка для собаки Павлова, наверное переворачивается сами знаете где. Как и в случае с "развивашкой" на фото ниже.

"Развивающая" игрушка по мнению продавца. Фото из открытого источника
"Развивающая" игрушка по мнению продавца. Фото из открытого источника

Кровь из глаз. А система Монтессори - это тема для отдельного материала.

"Развивающие игрушки", развивающий эффект которых стоит постараться отыскать и грамотно реализовать

Вот такое существо нашла на просторах маркетплейса:

Фото из открытого источника. "Развивающая" игрушка "Телескопический жираф"
Фото из открытого источника. "Развивающая" игрушка "Телескопический жираф"

Знакомит с цветами. Каким образом, если он полностью розовый? Без него этот цвет ну нигде не показать? А дальше что? Регулируется длина конечностей? Ну ок, уговорили, экспериментировать с длиной вроде как можно. На конечностях присоски, можно попытаться крепить их к поверхностям, изготовленным из различных материалов, тем самым организовав ребенку полноценную познавательно-исследовательскую деятельность. Мы-то с вами знаем, что это такое: проблема, целеполагание, выдвижение гипотезы, планирование и реализация, анализ полученных результатов (опровержение или подтверждение гипотезы), формулирование выводов. Родители смогут это сделать? Естественно, нет. Тем более, продавец - отличный педагог, уже на втором фото карточки товара сказал и показал для чего и как надо игрушку эту использовать:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

"Чтобы мелкий не орал в машине", ага. Повесил и тыкай дальше в телефон. Диву даешься порой. Развивающая игрушка.

А теперь мнение со стороны, озадачила мужа в командировке. Он далеко не педагог, но вот что ответил:

Мнение не педагога по теме разговора
Мнение не педагога по теме разговора

Ребят, все развивающие игрушки, описанные мной, не являются развивающими. Настоящая игрушка - это средство для детской игры, подсказывающая ему сюжетные ходы. Игра должна быть разнообразной и осмысленной ребёнком, ведь она и есть самая развивающая деятельность для дошкольника. Ну а если выражаться языком бюрократическим - сквозной механизм его развития (ФГОС ДО помните?).

Можем продолжить тему игрушек в следующих материалах. У меня много "уникальных" экземпляров накопилось. Посмеёмся и поплачем вместе. А вы, в свою очередь, сможете использовать эту информацию на родительских собраниях. Думаю, доброй половине родителей не мешало бы это послушать. Если согласны, не поленитесь нажать на соответствующую кнопку в опросе ниже:

Кстати, недобросовестные педагоги, оказывается тоже могут "дурить" свою целевую аудиторию, как, например, в этом случае:

Лайк и репост приветствуются, как и подписка на канал, если вы ещё не с нами. Это поможет популяризовать статью и даст возможность увидеть ее большему количеству педагогов и заинтересованных в развитии детей родителей. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые