Найти тему
Lipetskmedia.ru

Почему липчане стали чаще болеть корью и коклюшем

С начала 2024 года корью в Липецкой области заболели 25 человек, а коклюшем — 37. На фоне общероссийской статистики (напомним, что наша страна вошла в тройку лидеров по заболеваемости корью в европейском регионе) такие показатели — капля в море. Но, с другой стороны, ещё несколько лет назад корь и коклюш в нашем регионе или не фиксировались вовсе, или наблюдались единичные случаи. О причинах участившихся случаях болезней, которые прежде контролировались вакцинацией, рассказали врачи на научно-практической конференции в Липецке. Они обменялись мнениями о наиболее эффективных методах диагностики.

После трёхлетнего благополучного периода корь внезапно вернулась в Липецкую область в 2023 году. Тогда было зарегистрировано 49 случаев этого опасного заболевания. В том же году в 30 раз увеличилось число заболевших коклюшем.

— Корь в основном завозная, но она опасна своей заразностью. Заболевают 98 из 100 контактирующих с больным человек. Эта болезнь имеет клинические, ярко выраженные симптомы, поэтому врачу проще поставить диагноз, — рассказала врач-эпидемиолог Ирина Ярковская.

А вот индекс заразности у коклюша ниже, чем у кори. Заболеть можно только при тесном контакте с носителем. Например, это могут быть члены одной семьи или дети, вместе посещающие детсадовскую группу.

— Коклюш часто принимают за «обычный кашель», бронхит, обструктивный бронхит и начало бронхиальной астмы. Его взрослые носители не всегда попадают в поле зрения врачей, потому что многие списывают кашель на обычную простуду и занимаются самолечением. Правильно поставить диагноз может только врач, оценив клиническую картину и проведя лабораторную диагностику, — рассказала Ирина Ярковская.

Раньше для диагностики коклюша использовали только бактериологический метод, и выявляемость была очень низкая — около 20%. Сейчас медики используют ПЦР — более точный, высокочувствительный метод исследования.

Наблюдающиеся сейчас вспышки коклюша и кори — отголосок 90-х годов. Тогда выстроенная система вакцинации дала брешь, антипрививочники активно вели в России свою пропаганду. И сейчас достигли детородного возраста девочки, чьи мамы тридцать лет назад отказались от прививок.

У этих молодых мам нет антител к коклюшу. И, следовательно, их они не могут передать своим маленьким детям. Поэтому сейчас специалисты сходятся во мнении, что защита от коклюша нужна не только детям, но и взрослым. Ежегодно за счет областного бюджета закупаются около двух тысяч доз вакцины от коклюша, рассчитанной на взрослых и детей. Эту прививку можно делать беременным женщинам и тем, кто только планирует стать мамой.

К слову, в прошлом году от прививок против опасных инфекционных заболеваний в Липецкой области отказались 1200 матерей совершенно здоровых детей. Аналогичная статистика была годом ранее. Безусловно, такие антипрививочники влияют на формирование коллективного иммунитета. А непривитые дети пополняют статистику заболевших корью и коклюшем. В 2024 году из заболевших корью и коклюшем подавляющее большинство пациентов не имели прививки.