В честь выхода нового и предельно каноничного "Чужого" в цифре, не могу оставить эту картину без внимания и не пообсуждать. Итак, моё мнение о работе Феде Альвареса, удачно, как многие решили, восстановившего репутацию космического монстра и жанра космотриллера, в частности.
Кстати, "Ромул" является уже 7-м фильмом в серии, и 9-м, если учитывать дилогию кроссоверов "Чужой против Хищника", о второй части которой особенно не хочется сейчас вспоминать, но в конце статьи мы придём к выводу, что ещё придётся... Уверен, что многие так и не поняли, почему же новый "Чужой" носит столь исторический (а по другой версии - мифологический) подзаголовок, полностью соответствующий духу двух последних картин Ридли Скотта, хотя почти и исключающий религиозный подтекст и заунывные философские диалоги о бытие в самом фильме.
На самом деле, если Вы даже очень хорошо знаете историю братьев Ромула и Рема, Вам будет не так просто найти отсылки к ней в картине Феде Альвареса - нового режиссёра "Чужого", кроме конкретных визуальных и именных упоминаний, ведь космическая станция, на которую попадают главные герои, состоит из двух одноимённых модулей. Если вдаваться в саму легенду, будь она вполне исторической или всего лишь выдумкой древних анналистов, то в ней поднимались следующие темы: противоестественные захват власти и братоубийство, ненависть и жажда мести, проходящая через поколения, зачатки государственности, насильственное похищение женщин и где-то между всем этим было основание Рима. И если соотнести любую их этих тем-паззлов с мозаикой фильма - у Вас вряд ли получится что-то цельное. Из того, что лежит на поверхности - это семейные узы каждого из предложенных "Ромулом" персонажей, причём связи эти могут носить и фантастический характер из ближайшего будущего, например, то, как пекутся друг о друге два основных протагониста - девушка Рэйн (Кайли Спэйни из "Падения империи", "Присциллы и я", и сиквела "Колдовства") и андроид Энди (менее известный Дэвид Джонсон, которого Вы могли видеть в сериале "Индустрия"). Другими словами, совсем необязательно быть связанными кровно, - достаточно и просто быть родственными душами (если у андроида есть душа, конечно).
Самая знаменитая деталь мифа о братьях-близнецах заключается в том, что брошенок, получивших бы в "Игре престолов" позорное прозвище "бастард", нашла и вскормила своим молоком дикая волчица. И, пожалуй, эта мелочь может найти отражение во вступлении фильма - того самого чужого из первого фильма 1979-ого года, пострадавшего от рук Рипли, находят в космосе учёные компании "Вейланд-Ютани", чтобы даровать ему возможность перерождения. Вот только этого ксеноморфа мы встречаем по ходу сюжета распятым, а никакого "брата" у него не было. Так что не теория - чушь собачья.
Братоубийством здесь тоже не пахнет. Захват власти - разве что вполне ожидаемое уничтожение выведенными на станции фэйсхаггерами их создателей, что тоже недостаточно отражает историю легенды. Если, конечно, фильм не намекает, что сама легенда носит более искажённый и фантастический смысл. Сабинянок массово здесь не похищают, а если и похищают - то лишь раз, и это делает появившийся благодаря "заглянувшему за холодильниками мясу" чужой, и действительно ради продолжения рода, но тоже как-то неявно, чтобы назвать конкретной отсылкой. И не надо пытаться их найти! Весь сеттинг, связанный с Ромулом и Ремом, в картине носит куда более метафоричный характер, и нужен он здесь скорее для отражения желаний самих зрителей и намёка, в каком русле будет развиваться киновселенная чужих дальше. А с выходом "Ромула" она просто невероятным образом бустанула, что не может не радовать.
Все, кто очень внимательно посмотрел фильм, должны были понять, что его герои попадают на космическую станцию "Возрождение", и сначала они оказываются на её более раннем модуле - Реме, буквально олицетворяющим смерть и её последнее дыхание - даже установки, отвечающие за гравитацию, здесь вышли из строя, зависнув в режиме маятника перед тем, как отключиться навсегда. Но когда происходит первое столкновение с фэйсхаггерами, и главные действующие лица становятся разделены друг от друга, одной партии героев приходится пройти определённый путь по отсекам модуля Рем, чтобы на связывающем двух непохожих друг на друга "братьев-близнецов" транспортном лифте попасть на Ромул.
И в поиске истины стоит опираться скорее всего не на поданный для размышления древнеримский колорит, а на противоположность старых фильмов Ридли Скотта и Дэвида Финчера ("Чужой" и "Чужой 3"), и тех, что последовали от Камерона и Жан-Пьера Жёне ("Чужие" и "Чужой: Воскрешение"), где в первых двух больше нагнетался саспенс, а в двух других - триллер с явно доминирующей экшен-составляющей. Между этими творениями в рамках одной франшизы действительно произошёл важный переход - от боязни неизвестного космического зла к тому, что уже легендарная Рипли под финал чуть ли не сама становилась королевой чужих, опасной для каждого существа во вселенной.
Точно так же можно провести и параллель между всеми старыми лентами и теми, что сняты Скоттом в 2012-м и 2017-м годах: в видении режиссёра, пусть он и утверждает, что замысел изначально был один; в аспекте визуального наполнения картин фантастическими элементами, ведь до сих пор не совсем понятно, почему "Прометей" и "Завет", являющиеся по хронологии приквелами старых фильмов, могут похвастаться куда более продвинутыми технологиями; в разнице поколений в конце концов, ведь взрослый каст актёров для серьёзного фантастического фильма сменился в "Ромуле" на молодняк, преимущественно подходящий для подросткового слэшера.
Имеет смысл поискать и уже знакомые по последним фильмам серии метафорические отсылки к противостоянию религии и науки: часть станции под названием Рем - это старый, тупиковый путь развития любой формы жизни, не способной к раскрытию своего истинного потенциала и желающей лишь простого размножения. В этом уголке заброшенной станции пока нет ксеноморфов, но есть целые фермы по выращиванию фэйсхаггеров, которые теперь, лишённые естественного кокона, созревают в вакуумной обёртке, подобно клонам в других сай-фаях. Но они - лишь промежуточная форма, никогда неспособная стать чем-то большим без вмешательства божества. А божеством в этой картине выступают уже не знакомые по последним двум фильмам инженеры, а сам человек. Хотя и захватившие, в самом начале, кокон с ксеноморфом из фильма 1979-ого года все как один были в непроницаемых шлемах, но в киновселенной "Чужого" какие-то другие разумные существа сопоставимого с человеком масштаба, кроме людей и андроидов, пока представлены не были. Не исключено, конечно, что то был корабль, наполненный исключительно роботами, но фильм конкретно на этот вопрос не отвечает.
Ромул же на своём борту имеет залитые белым светом лаборатории, в которых местные учёные экспериментировали с жизнью, пытаясь создать её совершенную синергию. Эта часть станции выступает как тождество тому, что свет и наука - истинный путь, которому должна следовать любая разумная форма жизни, чтобы достичь блаженного уровня. Однако, судя по тому, что все станции в результате потерпели крушение, фильм Альвареса отвечает и на вопрос извечной борьбы науки и веры: каким бы путём мы не следовали, - в конце нас ждёт только крах.
Загадочность самого чужого куда-то испарилась: мы видим, как он абсолютно бесстыдно рождается, а ещё как он буквально уносит трупы своих жертв, подобно вполне земному хищнику, чтобы спрятать их в коконах. Такими деталями ни один фильм серии до сих пор похвастаться не мог, но их отсутствие придавало только больше коварности монстру. В «Ромуле» же чужие стали в своих действиях прозрачнее собственной сброшенной кожи во время переходной стадии.
Несмотря на то, что режиссёр фильма - сам большой мастер саспенса, после просмотра остаётся впечатление, что он уже задал вектор для будущего киновселенной про чужих, и знает в каком направлении двигать франшизу дальше. Причём выбор этот полностью согласован с симпатиями большинства современных зрителей - увы, но эпоха тягучей атмосферы саспенса в большом кино для "Чужого" уже давно прошла, мы окончательно пришли в фазу потребления экшена, вкупе с попкорном. И потому молодая девушка Рэйн в третьем акте уже не боится никаких монстров и, едва ли овладев огнестрелом морпехов, кромсает бедных чужиков налево и направо. И потому в скором будущем нас неминуемо ждёт очередное столкновение "Чужого" с "Хищником", явно заточенное под зрителя, обожающего динамичные жанры, тем более что Альварес уже выказывал желание поработать вместе с автором последнего - Дэном Трахтенбергом - над кроссовером.
А такая мысль, что Альварес, не уделив времени раскрытию наваленного в "Ромул" исторического наполнения, очень тонко поглумился над поздними произведениями Ридли Скотта ("Прометеем" и "Заветом"), кажется крамольной, но почему-то очень уместной: "Больше никакого этого абсурдного религиозного подтекста, выживший ты из ума Ридли! Зрителю экшон подавай! И чужих побольше!"
В целом же фильм действительно оказался большим подарком для всех ценителей чужих и космического ужаса, в частности (референсы к тому же Dead space - культовому космохоррору в игровой индустрии, да и к Alien Isolation прилагаются). Пусть некоторые детали сюжета и адекватность поступков юных героев и вызывает вопросы. Лично я не сразу понял, что они замышляют - выкрасть капсулы для криогенного сна с зависшего над их бесперспективной планеткой заброшенного корабля или угнать его целиком, в то время как целая корпорация Вейланд остаётся не в курсе о трагедии, произошедшей на борту? Напомню, что все герои вынуждены вести злачное существование на планете под названием Звезда Джексона, до которой свет солнца не доходит. И, видимо, это всех так задолбало, что срулить из такого места им хочется даже ценой собственного существования, но не ценой потерянных лет жизни, что понадобятся для продолжительного полёта на другую, более подходящую для весёлого времяпрепровождения планету. Поэтому им так необходимо раздобыть оборудование для длительного сна, даже не до конца определившись с планом действий. Все "подростки" (которых, как это водится в американских фильмах, играют актёры далеко за 20) кажутся поначалу решительными и полными амбиций, но очень скоро проклятие заброшки, оказавшейся целой научной станцией под названием "Ренессанс", поставит их на место.
Но некую неправдоподобность в поведении героев простить "Ромулу" можно, ибо вселенная чужих никогда не знакомила нас со своей технической стороной подробно. Всё что юные жертвы космического ужаса хотят сделать на протяжении сюжета - делают с непоколебимой уверенностью, что даже сам начинаешь верить в их поступки. К тому же у нас есть далеко не самые лучшие примеры из того же "Завета", когда взрослые люди с учёной степенью совершают абсолютно не поддающиеся никакой логике действия. Завязки во всех последних фильмах серии вообще не отличались правдоподобностью, поэтому можно спокойно двигаться далее.
А дальше я хотел бы выделить актёрскую работу Дэйва Джонсона, ибо актёра на роль робота корпорации Вейланд подобрали в этот раз не менее интересного. В начале он исполняет роль "обыкновенного дверного пропуска", но в процессе хода сюжета эволюционирует. Судя по тому, как он неестественно жмурит глаза и не проявляет достаточно для живого человека мимики, Вы с первых секунд понимаете, что он – андроид. Сначала мы встречаем его как классического неудачника с несмешными шутками, которого почти все шпыняют, даже дети... но уже вскоре оставшиеся в живых будут умолять его о принятии правильного, как им кажется, решения и буквально кланяться в ноги. Благодаря загруженному в его систему диску другого робота, найденного на Реме, его моторика становится более сложной, игра Джонсона преображается, и, во втором акте картины, он становится чуть ли не центральной фигурой повествования с волеизъявлением, свойственным божественной сущности, буквально решая, кому жить, а кому умереть.
Не менее крутым сюрпризом в "Ромуле" оказалось обрастание лора деталями, да, заимствованных из игры десятилетней давности, но в киновселенной они встречаются впервые, а я считаю, что грамотное расширение канона можно только поощрить. Тут мы узнаём не только про возможные апгрейды андроидов, но и о более подробном устройстве фэйсхаггеров, мимо которых можно пробраться не потея, и хватку которых вполне можно ослабить, подморозив им "хвост"; о деталях программы "Вейланд-Ютани", заложенной в антропоморфных роботов (спасти больше, жертвуя малым); о жизненном цикле самого чужого (протекционные особенности кокона для созревания взрослой особи и образование защитной оболочки в случае попадания в условия, не сопоставимые с жизнью). Ну и, конечно же, вишенка на всём этом торте - возвращение к жизни персонажа Иена Хольма из самого первого фильма - андроида Эша. Я догадывался, что какой-то из роботов обязательно появится в "Ромуле", но делал ставку на куда более знаменитого Бишопа (Ланс Хенриксен). А тут вот какой поворот! Бишопа, видимо, оставили на потом... Единственное, что разочаровало - так это отвратительно низкая проработка легендарного Эша. До такой степени, что кажется, будто даже я делаю спецэффекты в Сони Вегасе получше...
Ещё одним жирным плюсом картины Альвареса стали безумно красивые панорамы космоса. Тут "Ромул", как ни странно, пытается повторить "Интерстеллар", а под финал и "Гравитация" Куарона начинает нервно курить в сторонке. Атмосфера тревоги - вообще сильная сторона фильма. Пусть путешествие по отсекам "Ренессанса" и напоминает больше современные квесты или райды в тематических парках развлечений. Станция кажется обширной не только снаружи, но и внутри. А раздражающие звуки сирены и приглушённая цветокоррекция, пропущенная через жёлтый фильтр, только подчёркивают безысходность и всю мерзость ситуации, в которую попали герои.
Сцена с рождением нового монстра, присущая "Воскрешению" и "Прометею", также присутствует и порадует всех фанатов. И, видимо, это и есть та самая отвратительная сцена, о которой во всех интервью жужжала Изабела Мерсед - звезда "Доры и Затерянного города", "Трансформеров: Последнего рыцаря", "Мадам Паутины", ремейка "Отца невесты", "Убийцы 2" и грядущего ребута "Супермэна" со вторым сезоном сериала "Одни из нас".
Под финал ревью я всегда выделяю отдельным абзацем находки картины. Так вот здесь без изобретений тоже не обошлось: под финал нас ждёт пересечение улья чужих, заполненного их же кислотой, в антигравитационных условиях. Нельзя не упомянуть ещё и о достаточно странной сцене, когда чужой "спасает" героиню Кайли Спэйни. Нонсенс, однако, в конце "Ромула" создаются настолько нечеловеческие условия для выживания, что вообще начинаешь удивляться, как так Рэйн каждый раз чудом спасается...
Однозначно новый "Чужой: Ромул" удался по всем фронтам, и лично мои претензии направлены только на притянутую за уши завязку фильма и слабую реализацию Эша. Лента обошлась в 80 миллионов долларов, а получила на выходе из прокатного окна все 350, что является безусловным успехом. А финал явно говорит нам о том, что история Рэйн и Энди может продолжиться в дальнейшем и, возможно, даже каким-то образом пересечься с историей Рипли, потому как время действия фильма подразумевает такой ход событий. Ну а пока мы с нетерпением ждём первый сериал по "Чужому" - ещё один приквел, получивший подзаголовок "Земля" и запланированный к релизу на следующий год.
Тизер грядущего сериала с Rotten Tomatoes, намекающий, что ксеноморф вновь окажется на Земле, как это было в спин-оффе "Чужой против Хищника":
Ну а если Вам было интересно ознакомиться с данным мнением, и Вы не хотите пропустить другие рецензии на более свежие картины - подписывайтесь на канал. В этом месяце я снова пишу здесь часто, так что будет ещё много интересного анализа новых киношедевров. И читайте другие ревью на этом канале: